96% уверены, что армия справится с военным вызовом; 83% считают подстрекателем войны Турцию: Соцопрос в Армении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Боевые действия в Арцахе не прекращаются уже пятый день. Число убитых с обоих сторон идет на сотни, потеряно огромное количество техники, переговорный процесс уничтожен. Изменения на линии контакта незначительны и никак не могут отвечать изначальным замыслам Азербайджана. Понятно, чего хотел Азербайджан, но непонятно с чего в Баку решили, что таким способом можно добиться своих целей. Предлагаю ознакомиться с предыдущими публикациями на эту тему:

·         Вторая Карабахская война. Начало.

·         План для немедленной деэскалации и его альтернативы

·         Как экстремистские настроения азербайджанской элиты привели к войне

·         Азербайджанская тактика и стратегия во Второй Карабахской войне

За предшествовавших два дня компания MPG / Gallup Int. провела социологический опрос в Армении относительно происходящих боевых действий. Было опрошено всего 400 человек, что дает довольно большую погрешность в ±5%. Это, однако, все еще достаточно чтобы получить общее представление о ситуации с общественным мнением. Отмечу, что организаторы изначально планировали опросить большее количество людей, но не смогли это сделать из-за ограниченности во времени и подозрительного отношения многих респондентов. Причиной тому то, что в последние дни были случаи, когда азербайджанская разведка обзванивала людей в Армении с целью посеять панику. Доклад с представлением результатом был озаглавлен ветхозаветной максимой «око за око, зуб за зуб»:

Результаты опроса представлены ниже.

Блок А. Внешняя политика

Какая страна/страны провоцируют эту войну? (можно было указать более одного ответа)

·         Турция – 83.0%,

·         Азербайджан – 20.3%,

·         Россия – 10.8%,

·         США – 5.0%,

·         Европейские страны – 0.8%,

·         Другие – 8.3%,

·         Затруднились ответить – 10.5%,

Как оцениваются реакции следующих стран на возобновление боевых действий? (по шкале от 1 до 5; в скобках – указан перцентильный рейтинг, не путать с процентами ответов)

·         Иран – 3.7 (67.5),

·         Европейские страны – 3.0 (50.0),

·         США – 2.8 (45.0),

·         Российская Федерация – 2.7 (42.5),

·         Беларусь – 2.3 (32.5),

·         Казахстан – 2.1 (27.5),

·         Украина – 2.0 (25.0),

·         Грузия – 1.7 (17.5),

·         Турция – 1.3 (7.5),

Блок В. Армянская армия

Как вы оцениваете боеготовность армянской армии и способность противостоять нападению? (только 1 вариант ответа)

·         Армия полностью подготовлена – 84.0%,

·         Армия скорее подготовлена – 14.3%,

·         Армия не подготовлена – 0.8% (в т.ч. совсем не подготовлена – 0.3%),

·         Не ответили – 1.3%,

Как вы оцениваете боевой дух и решительность армянской армии? (только 1 вариант ответа)

·         Очень высоко – 92.0%,

·         Высоко – 7.8%,

·         Не ответили – 0.3%,

Насколько вы уверены, что ВС РА и АО НКР смогут противостоять действиям азербайджанской армии? (только 1 вариант ответа)

·         Абсолютно – 83.5%,

·         Скорее уверены – 12.5%,

·         Скорее не уверены – 1.3%,

·         Совсем не уверены – 0.3%,

·         Затруднились ответить – 2.5%.

Готовы ли респонденты лично быть призванными в армию для участия в боевых действиях? (только 1 вариант ответа)

·         Однозначно да – 74.8%,

·         Скорее да – 17.0%,

·         Скорее нет – 3.5%,

·         Точно нет – 2.5%,

·         Затруднились с ответом – 2.3%,

Блок С. Источники информации

Откуда респонденты получают новости об этой войне? (можно было указать более одного ответа)

·         Телевидение – 66.3%,

·         Facebook – 41.0%,

·         Новостные сайты – 18.3%,

·         Страница Арцруна Ованнисяна в ФБ – 7.3%,

·         Радио – 6.3%,

·         Страница Шушан Степанян в ФБ – 5.0%,

·         Из своего окружения – 4.0%,

·         С официального сайта Минобороны Армении – 3.8%,

·         С официального сайта Армии обороны НКР – 1.8%,

·         Другое – 13.1%.

Насколько достоверна, на взгляд респондентов, официальная информация, предоставленная МО РА и АО НКР (только 1 вариант ответа)

·         Полностью достоверна – 56.5%,

·         Скорее достоверна – 37.3%,

·         Скорее не достоверна – 0.0%,

·         Совсем не достоверна – 1.3%,

·         Затруднились ответить – 5.0%,

Блок D. Причины и цели войны

В чем была причина полномасштабного нападения Азербайджана на Арцах 27 сентября 2020 года? (при желании можно было указать больше одного варианта)

·         Эти действия организованы Турцией – 52.3%,

·         Азербайджанские власти провоцируют войну с целью отвлечения населения от внутренних проблем – 26.5%,

·         Действия Азербайджана продиктованы внешними силами – 10.8%,

·         Азербайджан пытается воспользоваться внутриполитической ситуацией в Армении – 10.3%,

·         Наличие избыточного вооружения, приобретенного в России и других странах,

·         Срыв переговорного процесса – 4.5%,

·         Другое – 19.3%,

Какой должна быть цель Армении и НКР во время войны? (только 1 вариант ответа)

·         Разбить противника и принудить к переговорам – 56.3%,

·         Призвать Азербайджан вернуться за стол переговоров – 15.5%,

·         Расширить зону безопасности НКР за счет новых территорий – 15.0%,

·         Другое – 10.8%,

·         Затруднились с ответом – 2.5%.

Краткие выводы

Попробуем понять, что эти цифры означают. Во-первых, впервые за 33 года Турция вышла на первый план в качестве «основного врага» для Армении. В 2007 году 5% считали, что отношения Армении и Турции хорошие, и еще 5% считали их нейтральными, к 2019 году таковых осталось лишь в сумме 2%, а сейчас их будет 0%. Внешнеполитические предпочтения граждан Армении на конец 2019 года. Изменения за 12 лет. И если раньше карабахская проблема воспринималась отдельно от армяно-турецких отношений, то сейчас это будет уже не так, тем более что Эрдоган предпринял для этого все возможные усилия.

Еще одно обстоятельство состоит в том, что общество предельно мобилизовано и эта степень мобилизации выше, чем когда-либо. Да, ее можно сравнивать с 2016 годом, когда общественная мобилизация была очень высокой, но сейчас еще это сопровождается интенсивной медиа-кампанией властей, чего не было тогда. Как следствие, 92% готовы быть призванными в армию, 96% верят в успех армии и 100% считают боевой дух армии высоким. Что касается готовности принять участие в боевых действиях за Армению, то она выросла за последние годы, хотя всегда была высокой. Например, центр ACNIS в 2004 году провел опрос по урегулированию Карабахского конфликта, согласно которому готовность защищать Арцах в случае войны продемонстрировали 67.7%, отсутствие такой готовности 32.3% (сейчас 6-8%).

На данном этапе в Армении не видят тех, кто мог бы быть союзником и наиболее высокий рейтинг получил Иран, в действительности занимающий нейтральную позицию. Довольно низко оцениваются действия США и России, выбравшей равноудаленную позицию. Помимо Турции, большинством скептически оцениваются действия Грузии, Украины, Казахстана и Беларуси.

 

Другие опросы

В феврале-марте 2020 года в Армении был проведен опрос «Кавказский барометр» CRRC (проводится раз в два года). В этот раз там были заданы вопросы по Карабахскому конфликту, причем некоторые из них дублировали вопросы, заданные в таком же опросе осенью 2011 года. Их можно сравнить, что мы и сделаем.

График 1. Ожидания относительно путей урегулирования на 5-летнюю перспективу

Если в 2011 году 61% считали мирное решение вероятным и 21% - маловероятным (+40%), то в 2020 году эти цифры составляли 43% и 44% соответственно (-1%). Сейчас они изменятся еще сильнее. По поводу военного решения, в 2011 году вероятным его считали всего 21% и маловероятным 55% (-34%), то в 2020 году 37% и 47% соответственно (-10%). Это хорошо характеризует тупик переговорного процесса и нарастание эскалации. Второй блок вопросов касался вариантов урегулирования конфликта, и их предпочтения в обществе.

График 2. Варианты урегулирования и их допустимость в армянском общественном мнении (проармянские решения)

В последние годы снизилась поддержка независимости НКР, и первым по популярности вариантом стало присоединение Арцаха к Армении в качестве ее части. Это результат длительной эволюции общественного мнения (среди молодежи настроения на аннексию более выраженные), но нельзя исключать и что на них повлияли высказывания премьера Пашиняна, объявившего «Арцах – это Армения» в Степанакерте в 2019 году. Пашинян также требовал возвращения НКР за стол переговоров. Эта позиция уже давно была в повестке дня общества: еще в 2004 году лишь 9.3% считали, что переговоры должны вести Армения и Азербайджан. 73.3% поддерживали трехсторонний формат, 16.4% - прямые переговоры НКР и Азербайджана. Рассмотрим варианты урегулирования, считающиеся менее приемлемыми.

График 3. Варианты урегулирования и их допустимость в армянском общественном мнении (решения, считающиеся неприемлемыми)

Потенциальный уровень поддержки решения конфликта в виде создания совместно управляемой административной единицы снизился, но куда сильнее выросло число противников такого решения – с 76% до 92%. Что касается сдачи Арцаха под контроль Азербайджана, то при определенных условиях такое решение готов поддержать сейчас всего лишь 1%, тогда как раньше таковых было 5%. Число противников этого выросло с 77% до 95%. В 2020 году в восприятии больше нет разницы между воспринимаемым вариантом «НК как автономия в составе Азербайджана» и «НК в составе Азербайджана без автономного статуса», что отражает нулевой уровень доверия к Азербайджану, чья автономия не воспринимается эффективной.

Также стоит отметить, что в 2011 году 8% считали, что Турция должна быть больше вовлечена в решение Карабахского конфликта и 69% считали, что она вообще не должна быть вовлечена.

Предыдущие публикации на тему:

·         Общественное восприятие карабахского конфликта в Армении и НКР (24 января 2018)

·         К вопросу о единстве и разделении НКР и Республики Армении. Общественное мнение и политика (28 января 2018)

·         В Армении чем ближе граница с Азербайджаном, тем меньше склонность населения к уступкам в Карабахском конфликте (12 августа 2019)

См. также мой доклад: Societal Perceptions of the Conflict in Armenia and Nagorno-Karabakh

 

Опрос русскоязычной израильской онлайн аудитории (Newsru.co.il)

В связи с происходящим есть интересные данные и извне Армении. Израильский русскоязычный сайт newsru.co.il провел (нерепрезентативный) опрос с 2.4 тыс. участников о том, кого поддерживают читатели сайта и не только. Среди опрошенных было 9.5% родившихся в Азербайджане и 2.0% родившихся в Армении, остальные не имели отношения к этим странам. Тем не менее, Армению поддержало в этом конфликте 36.6%, а Азербайджан 22.1%, еще 32.6% не поддержали ни одну из стран. Понятно, что если бы в этом опросе не участвовали бы выходцы из Армении и Азербайджана, картина была бы другой, особенно сильно сократилась бы поддержка Азербайджана.

29% позитивно относятся к поставкам израильского оружия в Азербайджан, а 25% - отрицательно, еще 41% относятся нейтрально. Несмотря на вышесказанное, Азербайджан дружественной страной считают 26.7%, а Армению 10.4%; 50% считают отношения с Азербайджаном более важными чем с Арменией для Израиля, и лишь 8% думают противоположным образом. У читателей сайта доверия не вызывают ни российские (9.6%), ни армянские (7.5%), ни азербайджанские источники (4.5%), а скорее израильские (42%) и западные (44%).

Интересный блок посвящен вопросу Геноцида армян: 73.6% считают, что в 1915-1923 гг. Османская империя осуществила геноцид армянского народа (5.1% считают, что это нельзя называть так), а 73.3% считают, что Израиль должен признать эти массовые убийства геноцидом армянского народа. См. также декабрьские публикации:

·         США признали Геноцид армян. Предыстория, текст резолюции и ее значение

·         Геноцид армян: история, документы. Позиция Турции и дебаты в турецком обществе

Относительно урегулирования Карабахского конфликта – большинство не верят, что это произойдет скоро. 6.4% думают, что это произойдет в ближайшие 5 лет, еще 6.1% - от 5 до 20 лет, 16%, что это более долгая перспектива, чем 20 лет. 40% считают, что никогда, а 32% не имеют прогноза. Таким образом, лишь 12.5% верят, что этот конфликт может быть урегулирован в ближайшие 20 лет.