Азербайджанская тактика и стратегия во Второй Карабахской войне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

После июльских столкновений, азербайджанское руководство пришло к выводу, что собственными силами решить конфликт не удастся. Также, они поняли, что тактика ограниченных ударов и провокаций не работает и не позволяет добиться того преимущества в переговорном процессе, которое они хотели. Кроме того, в результате нескольких неудачных попыток отбить потерянный пост в середине июля, Ильхам Алиев «потерял лицо». Еще за неделю до этих столкновений он до предела радикализовал риторику и создалась ситуация, где переговорный процесс можно было считать окончательно сорванным.

Поэтому произошла смена стратегии. Новая стратегия заключалась в полноценном вовлечении Турции (о ее мотивах мы еще поговорим). Также, частью новой стратегии стала угроза большой войной и ее реализация. На этот раз длительные угрозы решили не озвучивать и перешли к атаке. Большая война это уже не эскалация и во многом она продолжает события апреля-мая 1994 года. Тогда в самом конце, армянские силы взяли село Талыш, а азербайджанские – город Горадиз. Эти же фронты активны и сегодня. Цели Азербайджана в этой операции не политические, а военные.

Техническое и количественное превосходство Азербайджана компенсируется более высоким боевым духом карабахской и армянской армии, а также более высоким качеством кадрового состава и призывников. Как следствие, в любых краткосрочных противостояниях, итогом становилась либо «ничья», либо локальная победа армян, либо, что реже, локальная победа азербайджанцев, которая не позволяла развить успех. Поэтому в локальных столкновениях у Азербайджана шансов не было и окончательно это стало понятно в июле. По всей видимости, сразу с середины июля, если не раньше, началась совместная с Турцией подготовка к большой войне.

Большая война нужна не для того, чтобы сменить формат переговоров, а чтобы победить. Есть еще одна разница. Азербайджан пытается перевести противостояние в долгосрочную плоскость, где именно ресурсы будут иметь значение и выиграть за счет превосходства в ресурсах: финансовых, логистических, человеческих, военно-технических. У армянской стороны именно ресурсная составляющая была основной проблемой.

Другие решения состоят в следующем: воспользоваться стратегическим вакуумом, создавшимся в результате пандемии коронавируса. Турция, как мы видим, на протяжении 2020 года сильно активизировалась, в связи с этим обстоятельством. Еще одно: разбить армяно-российский стратегический союз, продемонстрировав отсутствие действенного российского зонтика безопасности для Армении. Первое продиктовано Турцией, второе – давняя цель Азербайджана.

Какую тактику избрал Азербайджан и что он будет реализовывать в дальнейшем?

1.       Азербайджан отказался от фактора внезапности: к 27 сентября армянская сторона была в курсе вероятного нападения (хотя наверняка не имела представления о его масштабе),

2.       Азербайджан нападает волнами. Каждое следующее нападение не слабее предыдущего; вся операция разработана грамотно и, скорее всего, турецкими специалистами. Первая волна атаки была утром рано 27 сентября, вторая утром 28 сентября, третья – вечером 28 сентября и четвертая, по всей видимости, начинается сейчас. Таких волн еще будет много.

3.       Основные направления удара сейчас это северное – в направлении Мардакерта, а также сел Талыш и Матагис, южное – в направлении руин Варанды (Физули). В обоих направлениях удары уже были нанесены в апреле 2016 года. Сейчас отличие не только в том, что выше интенсивность, но и в том, что идут попытки глубоко вклиниться в оборонительные линии. И даже если не получается захватить каких-то стратегически важных позиций, геометрически правильные оборонительные линии армянской стороны ломаются, что опять же переводит противостояние в ресурсное противостояние, где Азербайджан сильнее. Еще одним направлением удара был Омарский перевал и гора Мрав (Муров-даг) и, в частности, северная дорога в Арцах (Варденис-Мардакерт). К этой дороге Азербайджан испытывает повышенный интерес: отсюда и постоянные обстрелы самого Вардениса.

4.       Но отдельные удары, которые предпринимает на флангах Азербайджан сегодня – лишь часть общей картины. Она состоит в том, что ведущий инициативу Азербайджан знает, куда будет нанесен удар, тогда как НКР и Армения – не знают. Соответственно, азербайджанские силы сосредоточены, армянские силы – рассредоточены. Азербайджан пытается растащить армянские силы по флангам для нанесения сильнейшего удара по центру с целью перейти в атаку в направлении Агдам-Аскеран-Степанакерт.

5.       Цель захвата Степанакерта была объявлена официально. Также, Ильхам Алиев публично объявил, что его целью является захват всей территории НКР и ликвидация непризнанного государства. В то же время, непонятно, остановится ли Азербайджан в случае достижения этой цели – думаю, что нет. В вопросе о том, хотят ли азербайджанцы взять Степанакерт в действительности, еще нет окончательной уверенности - возможно, это находится за пределами программы-минимум, но является частью программы максимум.

6.       В Армении распространено мнение, что Азербайджан нечувствителен к потерям. Это не так. Именно поэтому еще одной тактической уловкой Азербайджана будет подключение периферийного ресурса и "пушечного мяса" извне региона. Это старая тактика Азербайджана - еще в первую карабахскую войну Азербайджан привлекал афганских моджахедов числом около двух тысяч человек, а также отряд Шамиля Басаева из Чечни. Два месяца назад Азербайджан привлек 115 кубинских врачей для борьбы с коронавирусом. Сейчас идет множество сообщений (их точность еще предостоит проверить) о привлечении сирийских боевиков (туркоманы дивизии Султана Мурада), турецких добровольцев и пакистанцев. Кроме того, по известным данным, среди погибших со стороны Азербайджана непропорционально большое количеством талышей и лезгин. Все делается для того, чтобы ослабить возможное недовольство в среде тюрок.

Еще одна цель Азербайджана - создать ситуацию нелегитимности властей. Эрдоган в своем заявлении прямо призвал армянский народ к свержению правительства. Кроме того, в Азербайджане помнят как "Апрельская война" делегитимизировала Сержа Саргсяна, после чего Ильхам Алиев заявлял, что поучвствовал в свержении прошлых властей Армении. Мотив "наказать Пашиняна" также просматривается в нынешних действиях Ильхама Алиева.

Отсюда возвращаемся к стратегическим вопросам и, можно предполагать, что еще одной стратегической целью Азербайджана является выход на сухопутную линию сообщения с Нахичеваном, в результате чего Анкара и Баку получат постоянное сухопутное сообщение без пересечения третьих границ, а силы Турции будут проецироваться уже на Каспий и к востоку от него. Это, разумеется, совместная цель Анкары и Баку, и нет никакой гарантии, что такая цель будет реализована. Это - программа максимум, которая может быть поставлена, а может и не быть - в зависимости от обстоятельств. Но даже если эта задача и не будет решена сейчас, стратегически эта задача стоит и она будет реализовываться в дальнейшем.

 

Грант Микаелян