наша дискуссия будет обощена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге.
Спасибо всем за участие!
Кстати, возвращаясь к объединяющему потенциалу Хабиба Нурмагомедова, я бы сказала, что, именно маскулинность, транслируемая Хабибом - яркая и уверенная в себе маскулинность, подкрепляемая ссылками на особый кодекс поведения борца, - может иметь больше всего шансов найти отклик в сердцах широких слоев россиян, учитывая, что на российской сцене очень мало эквивалентных ей по силе и выразительности альтернатив.
: Ducuna
Хабиб добился всего сам. Буквально кулаками, но мало говорят о том, что отец отдал его в специальную языковую школу, турецкую школу где мальчик хорошо освоил языки, стал свободно владеть английским, вот это важно понимать, что надо обучать детей и это закладывает для них надежный социальный лифт, помогает понять другие культуры и рассказать о своей. Сила Хабиба в том, что ему не нужен переводчик, а многие кавказские атлеты и на родном языке говорят так, что невозможно понять мысль.
Боец на Кавказе — это не кривоногий бугай, который больше ничего не умеет и мечтает быть охранником при местном чиновнике. Боец на Кавказе — это символ мужчины, который прежде всего мыслит о том, насколько его действия достойны. Впереди бойца идет его достоинство и умение думать до того как пускать в ход кулаки. В этом Хабиб заметно лучше всех, он стратег, он от боя к бою изучает свои слабые стороны и их минимизирует и это признак стратегического ума и упорства. Но не все это понимают и видят, что если Хабиб лупит лежащего своего соперника, то и им сельским хулиганам все можно, забывая о традициях честного кавказского поединка и милости к упавшему.
Почему борьба популярна на Кавказе? В ней есть мужской кодекс, борцы выходя совершают поклоны в сторону соперника, уважают судей, зрителя. Смешанные единоборства этого лишились, там в моде трэшток, грязное поддевание соперника, а кому из старшего поколения понравится на Кавказе, что их сын треплет языком и оскорбляет собеседника, так что мнения о культуре этого спорта могут быть разные. Но он дико популярен. Буквально — дико.
Хабиб заметно меняется и становится гибче психологически, проявляет больше внимания сопернику, не стремиться сейчас к скандальности. У Хабиба сейчас масса политических возможностей и не хотелось бы этот ресурс растратить на открытие новых борцовских залов, но и чтобы школы с изучением языков тоже могли быть частью воспринимаемого обществом основанием для мирового успеха.
цитата: Мурат Коковцитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"?А нужно ли что-то для этого делать?) Считаю, что ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Эта тема очень глубокая, в какой-то мере - больная. Если отвечать максимально просто - знаменитый Федор Емельяненко имеет множество болельщиков или просто сопереживающих с Кавказа, но это не отменяет того факта, что для нас он "другой", или, как вы написали, "не отсюда". Мы очень разные, и нужно ли что-то с этим делать, вот в чем вопрос
Разные как "единство непохжих" - это один вариант. Разные как "свой-чужой" - это другой вариант.
Абсолютно согласна. Но это говорит как раз о разном образе мыслей и восприятия сторон.
цитата: Murat Shogenov Хабиба превозносят и критикует на Кавказе за практически за одно и тоже – за его выраженную концентрированную кавказскость. С одной стороны, он воплощение кавказской идентичности, силы, независимости, энергии, пассионарности, а с другой все то же самое в своих крайних выражениях питает все те негативные стереотипы, которые существуют в отношении Кавказа и его жителей.Для сторонников Хабиба – он символ и гордость Кавказа, а критики видят в его образе, который транслируется его молодым подражателям, препятствия для социального, экономического и культурного прогресса – нетерпимость, культ силы, неуправляемость и неприятие нового. И чтобы изменить эти стереотипы одного спорта и изменения отношения к победам чемпионов с Кавказа боюсь недостаточно.
цитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"?А нужно ли что-то для этого делать?) Считаю, что ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Эта тема очень глубокая, в какой-то мере - больная. Если отвечать максимально просто - знаменитый Федор Емельяненко имеет множество болельщиков или просто сопереживающих с Кавказа, но это не отменяет того факта, что для нас он "другой", или, как вы написали, "не отсюда". Мы очень разные, и нужно ли что-то с этим делать, вот в чем вопрос
цитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"?Я бы посмотрел на это шире. Это дело не только побед или культуры, как тут уже звучало. Это вопрос общей идеи. А в России её нет. Разные исторические нарративы, во многом противоречивые, малый (да-да) опыт совместного проживания (казаки за века многое переняли, сроднились). Вот нужен макроопыт в масштабах страны. Когда будет общее ощущение, нет не однородности, но единства, тогда и частности - культура, победы, научные достижения также будут каждым расценены как успехи его страны.
Для сторонников Хабиба – он символ и гордость Кавказа, а критики видят в его образе, который транслируется его молодым подражателям, препятствия для социального, экономического и культурного прогресса – нетерпимость, культ силы, неуправляемость и неприятие нового. И чтобы изменить эти стереотипы одного спорта и изменения отношения к победам чемпионов с Кавказа боюсь недостаточно.
The Good Fight, благотворительный фонд бойца MMA Дастина Порье, поблагодарил чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова за денежное пожертвование.
И ещё: Нурмагомедов в рамках акции "Письмо Хабибу" помог детям.
Боюсь, мы вряд ли сможем ответить на этот вопрос в рамках данной дискуссии, поскольку он предполагает рассуждение о пути, который должен быть пройден, чтобы Кавказ в целом перестал в массовом российском сознании восприниматься как "иной", "чужой" и т.д. регион.
цитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"?
Сила Хабиба в том, что ему не нужен переводчик, а многие кавказские атлеты и на родном языке говорят так, что невозможно понять мысль. Боец на Кавказе — это не кривоногий бугай, который больше ничего не умеет и мечтает быть охранником при местном чиновнике. Боец на Кавказе — это символ мужчины, который прежде всего мыслит о том, насколько его действия достойны. Впереди бойца идет его достоинство и умение думать до того как пускать в ход кулаки. В этом Хабиб заметно лучше всех, он стратег, он от боя к бою изучает свои слабые стороны и их минимизирует и это признак стратегического ума и упорства. Но не все это понимают и видят, что если Хабиб лупит лежащего своего соперника, то и им сельским хулиганам все можно, забывая о традициях честного кавказского поединка и милости к упавшему.
Почему борьба популярна на Кавказе? В ней есть мужской кодекс, борцы выходя совершают поклоны в сторону соперника, уважают судей, зрителя. Смешанные единоборства этого лишились, там в моде трэшток, грязное поддевание соперника, а кому из старшего поколения понравится на Кавказе, что их сын треплет языком и оскорбляет собеседника, так что мнения о культуре этого спорта могут быть разные. Но он дико популярен. Буквально — дико.
Хабиб заметно меняется и становится гибче психологически, проявляет больше внимания сопернику, не стремиться сейчас к скандальности. У Хабиба сейчас масса политических возможностей и не хотелось бы этот ресурс растратить на открытие новых борцовских залов, но и чтобы школы с изучением языков тоже могли быть частью воспринимаемого обществом основанием для мирового успеха.
А Хабиб участвовал в социальных проектах или благотворительности? Может у экспертов есть информация?
цитата: Murat Shogenovцитата: Наима НефляшеваНа мой взгляд, спорт невозможно рассматривать в отрыве от социальной, культурной и политической реальности, в которой он существует и соответствующий символизм, который он несет - может быть как объединяющим так и раскалывающим общество, или же подчеркивающим уже существующую фрагментацию, как это происходит на примере с Хабибом - культурное и идентичностное отчуждение и самоотчуждение КавказаКомментарий от Елены Куквы:
"Спорт объединяет вообще. Знаем, что футбол способен. Существует пример Нидерландов (1974): победу команды (в данном случаю лишь выход в финал чемпионата мира) экстраполировали на всю нацию, стали говорить об общей памяти, основываясь исключительно на замечательно сыгранном турнире и выходе в финал сборной команды. Подобную объединительную роль футбол сыграл и в Хорватии.На это более других видов спорта способен футбол. И это в том числе потому, что он командный, у что у футбола особая притягательность, он на сегодня массовый развлекательный продукт. И это показал прошедший чемпионат мира в Москве и особенный путь по турниру российской сборной.
В целом в России, у спорта высших достижений, особенно у самых популярных, есть большой консолидационный потенциал. Особенностью его реализации, на мой взгляд, может стать не только демонстрация успехов в том или ином спорте, но и работа "снизу" - вовлечение в спортивные движения, занятия спортом. Но одного спорта тем не менее далеко недостаточно".
С этим полностью согласна)
Вы ранее написали, что "факт, к сожалению, остается фактом: ислам все еще часто вызывает недоверие, а все проявления политической активности так или иначе связанные с исламом могут ассоциироваться с глобальной террористической угрозой".
цитата: Наима НефляшеваНа мой взгляд, спорт невозможно рассматривать в отрыве от социальной, культурной и политической реальности, в которой он существует и соответствующий символизм, который он несет - может быть как объединяющим так и раскалывающим общество, или же подчеркивающим уже существующую фрагментацию, как это происходит на примере с Хабибом - культурное и идентичностное отчуждение и самоотчуждение КавказаКомментарий от Елены Куквы:
"Спорт объединяет вообще. Знаем, что футбол способен. Существует пример Нидерландов (1974): победу команды (в данном случаю лишь выход в финал чемпионата мира) экстраполировали на всю нацию, стали говорить об общей памяти, основываясь исключительно на замечательно сыгранном турнире и выходе в финал сборной команды. Подобную объединительную роль футбол сыграл и в Хорватии.На это более других видов спорта способен футбол. И это в том числе потому, что он командный, у что у футбола особая притягательность, он на сегодня массовый развлекательный продукт. И это показал прошедший чемпионат мира в Москве и особенный путь по турниру российской сборной.
В целом в России, у спорта высших достижений, особенно у самых популярных, есть большой консолидационный потенциал. Особенностью его реализации, на мой взгляд, может стать не только демонстрация успехов в том или ином спорте, но и работа "снизу" - вовлечение в спортивные движения, занятия спортом. Но одного спорта тем не менее далеко недостаточно".
Вряд ли одно политическое лицо, тем более, с явно выраженным традиционным и религиозным уклоном, такой, как Хабиб, способен стать тем объединяющим фактором российской многослойной общественной жизни.