нояб. 28, 2014 23:36
Victor
|
Добрый день уважаемые дамы и господа. Именно здесь, 2 декабря в 19:00, мы планируем провести очередную дискуссию. Нашим докладчиком на этот раз будет Елена Чубина, студентка Высшей школы экономики, факультет социальных наук, департамент политологии. Тема доклада: Казачество - ответ на русский вопрос. Что же такое русский вопрос на Кавказе - мифология или реальная проблема, нуждающаяся в ее решении? Кто такие казаки на Северном Кавказе и какую роль они играют в регионе? На эти и другие вопросы мы вместе постараемся найти ответы. P.S. 1. Прошу соблюдать правила "Кавказского узла", который предоставил нам данную площадку. Они здесь - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/162647/ 2. Здесь можно прочитать информацию о безопасной работе в интернете. https://advokat.kavkaz-uzel.ru/pages/security |
дек. 02, 2014 16:17
nice.konan
|
Русский вопрос на Северном Кавказе- это реальная проблема многовекового развития и решения. Казаки - это представители русского народа, имеющие с ним не только культурную, бытовую и религиозную общность, но и генетическую. Для сохранения представителей русского народа от похищения и продажи в рабство, в пограничных краях Древней Руси Царь и Великий князь и прочая... селил вышедших из феодального и крепостнического рабства, физически и духовно крепких граждан, наделяя их выкупленными у местных представителей народов и народностей землями, требуя за эти преференции, службу по охране и защите границ древнерусского государства. Казачьи войска( Донское, Терское, Кубанское, Аграханское) имеют своё "старшинство" - организационный возраст, в 400 с лишним лет, а неорганизованный - и много более, о чём свидетельствуют православные храмы на кавказе, насчитывающие возраст более тысячелетия. Многолетние грабежи и угон народонаселения Древней Руси были одной из главнейших проблем её. Полоняничный налог был самым большим в череде налогов русского государства и в православных храмах почитался как " Священный". Казаки платили этот налог, хотя и были освобождены от налоговой повинности Царским указом, а Донские и Аграханские ещё и получали "помочь хлебом,свинцом и зельем пороховым". Ещё Елизавета Петровна, особым указом" ссылала гулящих баб далеко за Моздок, за недостатком женского населения в казачьих пределах, отчего казаки воруют невест у иноверцев, крестят их и куначатся с ними" Распространено было в среде древних казачьих станиц раскольничество, о чём свидетельствует сохранение молокан, как особой этнорелигиозной группы русского народа, уберегшего от ассимиляции свой генофонд. Роль казачества в Кавказском регионе неоценима и неотделима от быта, культуры и самого существования многих народностей и этнических групп Северного Кавказа. Своей службой, кровью, бытом, культурой казаки спасали многие роды от вырождения, самоуничтожения от обетов кровной мести, вымирания от чахотки и чумы, обогатили их( и свою) культуру и ремесла взаимопроникновением и взаимообогащением. Современная проблема казаков на кавказе - нежелание растущих, огосударствляющихся народов воспринимать реалии повседневной жизни. Нетерпимость религиозная и национальный эгоцентризм при нежелании отдельных представителей российской власти решать эту проблему. Куначество и кумовство переродились в коррупцию и привели к "выдавливанию" русских и казаков в частности из пределов Северного Кавказа. Чеченские войны показали крайние их проявления. Вытравливание и спаивание преимущественно русского населения в Центральной России, сначала тех.спиртами завозимыми через Грузию (Ройял), а затем и самодельными, изготавливаемыми из выведенных из законного оборота урожаев зерновых, привело к вымиранию и исчезновению деревень в Российских областях.Проблемой переселения русских и русскоязычных граждан Советского Союза в Центральную Россию никто в Российском государстве озадачиваться не желает - новоявленным капиталистам дешевле и выгоднее запустить бесправных и коррупционоёмких представителей нацменьшинств. Пример Фанцузской Республики и других европейских государств их ничему не учит. В нынешнем положении политик Проблема русских и казачества на Северном Кавказе требует немедленного разрешения. Либо-либо. Либо мы будем организованно переселены в указанные Российским правительством области, либо будем восстановлены в своих имущественных, служебных, гражданских правах. Пока что идёт обоснованное Свердловым и Троцким Уничтожение казачества как класса, как сословия, как народа. Вырождение гордых Римлян в юрких и всеядных итальянцев начиналось примерно так же. Русичи повторяют этот многовековой путь с небольшими отклонениями. |
дек. 02, 2014 19:03
Victor
|
Добрый день, коллеги. Предлагаю сначала дать слово докладчику, а потом уже она прокомментирует вышерасположенный текст. После того, как доклад будет выложен - до 19-15 у нас будет врем, чтобы его прочесть. А потом дискуссия. Григорий настоятельно просил меня обойтись без модерации вопросов на фейсбуке, давайте попробуем пойти на встречу. Напоминаю - сначала мы задаем вопросы. 3 вопроса за 1 круг, и только после того, как Лена на них ответит - идем с вопросами дальше. Комментарии - возможны и желательны, но постарайтесь сначала все же задать свои вопросы, а потом уже высказывать свое мнение. Игорь Синельников просил передать, что задержиться, но у него есть заранее 1 вопрос, который я задам от его имени. Елена - Вам слово! |
дек. 02, 2014 19:08
elenachubina
|
Альфой и омегой российской национальной политики сегодня принято считать создание и укрепление единой российской нации. В России основой построения единой нации может быть только русская культура, русский язык и собственно русский народ как их носитель. Действительно, что общего у нивха и аварца кроме русскости? В то же время очень разные политики и общественные деятели, от коммунистов до либералов-западников, все чаще говорят об угрозе исчезновения русского народа. Если для России в целом подобные прогнозы выглядят скорее мрачным апокалипсическим вымыслом, то отсутствие русских в Чечне и Ингушетии, а также перманентное сокращение русского населения в остальных северокавказских республиках — это объективная реальность. И реальность эта ставит под большой вопрос не только создание российской нации как минимум на территории Северного Кавказа, но и само нахождение Северного Кавказа в составе Российской Федерации.
Отток русских с Северного Кавказа начался еще во времена Советского Союза. Переписи населения фиксировали сокращение доли русского населения в регионе с 1970-х годов. В 1990-х процесс принял лавинообразный характер. Сегодня скорость сокращения русского населения заметно снизилась, но в целом тенденция не изменилась: русские продолжают уезжать. В целом российская власть хорошо понимает, какие проблемы создает дерусификация Северного Кавказа. В «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» отток русскоязычного населения назван одной из основных проблем региона, а его прекращение и возвращение русского населения — стратегической задачей государства. За последние годы предпринимались определенные попытки переломить ситуацию: были реализованы программы переселения русских в Чечню, Ингушетию и Дагестан. Однако, судя по динамике численности русского населения, программы во всех республиках провалились. Программы эти прошли тихо, и подавляющее большинство русских о них так и не узнало. При этом «чемоданные настроения» у русских на Северном Кавказе сегодня доминируют. Согласно исследованию «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни», представленному в сентябре текущего года в Общественной палате Российской Федерации, практически вся (79%) русская молодежь, проживающая в республиках Северного Кавказа, готова покинуть свою малую Родину и перебраться в другой российский регион. То есть с уверенностью можно утверждать, что отток русских с Северного Кавказа продолжится.
К отъезду с Северного Кавказа русскую молодежь подталкивает и тот факт, что русские в регионе находятся в очевидно неравноправном по сравнению с титульным населением положении. Например, доля русских в управленческих республиканских элитах в два-три раза ниже, чем в населении республик.
Имитация национальной политики Нельзя сказать, что российская власть вовсе игнорирует положение русских на Северном Кавказе. В различных правительственных документах «русский вопрос» обозначен вполне отчетливо. Например, в принятой в августе текущего года федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» говорится, что трудности, с которыми столкнулась Российская Федерация в постсоветский период, «привели к ряду негативных последствий в межнациональной сфере», в том числе к «ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения». Показательна при этом сама формулировка: «в некоторых субъектах». Авторы всеми силами стараются не называть конкретный регион, хотя понятно, что за этим эвфемизмом скрывается именно Северный Кавказ.
Если же говорить не об имитации, а о примерах реального регулирования межнациональных отношений, то в первую очередь следует вспомнить национальную политику в СССР. Советская власть негласно признавала особое положение титульных народов на территории своих республик, и первым человеком в республике назначался представитель титульного этноса. Однако его заместителем всегда был русский. Таким образом, центр, с одной стороны, контролировал местную власть, а с другой — поддерживал некий паритет между титульным и русским населением республик. В качестве целевого индикатора при оценке успешности национальной политики в республиках Северного Кавказа также можно было бы учитывать число депутатов республиканского парламента и министров республиканского правительства нетитульных национальностей.
Вывод о том, что отток русскоязычного населения происходит только по экономическим причинам, несостоятелен. Это становится очевидно при анализе социально-экономических потерь для каждого мигранта (потеря жилья, имущества, понижение социального статуса, потеря специальности). Что же касается сельских жителей (наибольший отток сегодня из восточных регионов Ставропольского края – сельские жители), то для них переезд вообще экономически убыточен. Такой анализ показывает, что миграция русского населения из республик Северного Кавказа имеет не чисто экономический, но еще и этнический характер и вызвана правовой и социальной незащищенностью, а порой и угрозой своей безопасности и безопасности родных. Казачество- как фактор сохранения русского населения на Кавказе. В литературе нет единого мнения относительно мест первоначального поселения казаков на Северном Кавказе. Какая-то часть до переселения к Тереку жила по его притокам, в ущельях гор, по гребням Терского хребта. Отсюда и название этой части казаков – гребенцы. По мнению дореволюционных историков, первыми поселенцами в этих районах Северного Кавказа стали казаки Червленого Яра (местности, располагавшейся между Верхним Доном и Хопром), которые в конце 15 – начале 16 в. бежали, спасаясь от преследований за свое непокорство великому князю московскому Ивану III. Они «сели на струги с семьями и животами и выплыли весенним половодьем на Дон, оттуда перебрались в Волгу и пустились к недосягаемому московской погоней убежищу – к устьям Терека». Однако казаки там не остались, а двинулись дальше, вверх по Тереку к пятигорским черкесам, вступили с ними в тесный союз и поселились в предгорьях Кавказского хребта, где р. Аргун впадает в р. Сунжу.
Несколько позднее, в середине 16 в., в низовьях Терека оформляется терское низовое казачество. Опираясь на исторические документы, современный исследователь казачества Н. Н. Великая пишет, что терское казачество составилось само собою разными людьми – из кавказских черкес, донских и гребенских казаков, поляков и грузин. Значительную роль вформировании терцев сыграли беглые волжские казаки.
Пополнялись казачьи поселения гребенцов и терцев как новыми беглыми из вех районов России, так и выходцами из среды соседних горских народов. Как отмечали дореволюционные историки, нередки были случаи, когда какой-нибудь джигит Гассан похищал в соседнем ауле красавицу Фатьму, и оба, на одном коне, спасаясь от погони родни, являлись ночью в один из Гребенских городков, а на утро Гассан превращался уже в казака Ивана, а Фатьма становилась Марьей, или по-гребенскому Машуткой. При этом среди казаков изначально сложилась традиция, по которой все вновь прибывшие обязательно принимали православную веру и усваивали язык казаков-старожилов.
Длительное проживание рядом с горцами оказало влияние на обычаи и быт казаков, отразилось в их внешнем облике. Горская мужская одежда с небольшими изменениями стала официальной казачьей формой. К началу XIX в. терского казака уже нельзя было представить без кавказской бурки, папахи, башлыка, черкески с газырями, украшенными металлическими или серебряными наконечниками, бешмета, кавказского пояса и кинжала. Не менее отчетливо видны заимствования и в костюме женщины-казачки. Ее одежда состояла из узкой рубахи с широкими рукавами, поверх которой надет длинный бешмет, тесно застегнутый и отчетливо обрисовывающий рельефы тела. При этом вплоть до начала XVIII в. гребенские казачки, носили традиционный русский головной убор.
Поселившиеся по берегам Сунжи и Терека казаки не затрагивали политических и хозяйственных интересов горских народов, что обеспечивало благоприятные условия для развития дружественных связей. Широко были распространены добрососедские отношения, включая куначество, аталычество и родственные связи. Особую роль в стабилизации региона играет казачество, являющее собой уникальный синтез русской культуры и кавказского менталитета. На мой взгляд, такой синтез может служить прочным основанием для сохранения присутствия русских на Северном Кавказе. Кроме того, казачество обладает рядом характеристик, которые помогут вернуть русских в республики Северного Кавказа. 1.Русские на Северном Кавказе сохраняют демобилизующие упования на защиту со стороны федеральных властей и фактически не способны к конструктивной самоорганизации. Казаки могут стать тем стержнем, вокруг которого сплачивается в поисках защиты русскоязычное население. 2.Казачеству, как более институционализированной социальной группе проще добиться представительства в органах государственной власти. 3. Сакральное отношение казаков к родной земле может уменьшить миграционный поток. Основу существования казачьей общины исторически составлял земельный фонд. В современных условиях казачество может стать прочной основой для развития сельского хозяйства. 4. Патриотическое воспитание казачьей молодежи. Казачатам всегда прививалась безграничная любовь и преданность как к России в целом, так и к Присуду. Для молодого казака покинуть Присуд означает предательство. Более того, для возрождающегося контингента не будет стоять вопрос об интеграции в местный социум. Он органичен с культурой местных народов, впитал в себя элементы этой культуры.
Нельзя сказать, что государство совсем не обращает внимание на миротворческий и стабилизирующий потенциал казачества. В ряде субъектов РФ уже приняты меры по реализации государственной стратегии развития государственной политики РФ в отношении казачества до 2020 года. Даже те, кто раньше относился к казачеству скептически, сейчас видят в нем серьезную созидательную силу. Однако для решения проблемы деруссификации Северного Кавказа одной стратегии не достаточно. Необходим комплекс мер. |
дек. 02, 2014 19:24
elenachubina
|
цитата:
nice.konan Русский вопрос на Северном Кавказе- это реальная проблема многовекового развития и решения. Казаки - это представители русского народа, имеющие с ним не только культурную, бытовую и религиозную общность, но и генетическую. Для сохранения представителей русского народа от похищения и продажи в рабство, в пограничных краях Древней Руси Царь и Великий князь и прочая... селил вышедших из феодального и крепостнического рабства, физически и духовно крепких граждан, наделяя их выкупленными у местных представителей народов и народностей землями, требуя за эти преференции, службу по охране и защите границ древнерусского государства. Казачьи войска( Донское, Терское, Кубанское, Аграханское) имеют своё "старшинство" - организационный возраст, в 400 с лишним лет, а неорганизованный - и много более, о чём свидетельствуют православные храмы на кавказе, насчитывающие возраст более тысячелетия. Многолетние грабежи и угон народонаселения Древней Руси были одной из главнейших проблем её. Полоняничный налог был самым большим в череде налогов русского государства и в православных храмах почитался как " Священный". Казаки платили этот налог, хотя и были освобождены от налоговой повинности Царским указом, а Донские и Аграханские ещё и получали "помочь хлебом,свинцом и зельем пороховым". Ещё Елизавета Петровна, особым указом" ссылала гулящих баб далеко за Моздок, за недостатком женского населения в казачьих пределах, отчего казаки воруют невест у иноверцев, крестят их и куначатся с ними" Распространено было в среде древних казачьих станиц раскольничество, о чём свидетельствует сохранение молокан, как особой этнорелигиозной группы русского народа, уберегшего от ассимиляции свой генофонд. Роль казачества в Кавказском регионе неоценима и неотделима от быта, культуры и самого существования многих народностей и этнических групп Северного Кавказа. Своей службой, кровью, бытом, культурой казаки спасали многие роды от вырождения, самоуничтожения от обетов кровной мести, вымирания от чахотки и чумы, обогатили их( и свою) культуру и ремесла взаимопроникновением и взаимообогащением. Современная проблема казаков на кавказе - нежелание растущих, огосударствляющихся народов воспринимать реалии повседневной жизни. Нетерпимость религиозная и национальный эгоцентризм при нежелании отдельных представителей российской власти решать эту проблему. Куначество и кумовство переродились в коррупцию и привели к "выдавливанию" русских и казаков в частности из пределов Северного Кавказа. Чеченские войны показали крайние их проявления. Вытравливание и спаивание преимущественно русского населения в Центральной России, сначала тех.спиртами завозимыми через Грузию (Ройял), а затем и самодельными, изготавливаемыми из выведенных из законного оборота урожаев зерновых, привело к вымиранию и исчезновению деревень в Российских областях.Проблемой переселения русских и русскоязычных граждан Советского Союза в Центральную Россию никто в Российском государстве озадачиваться не желает - новоявленным капиталистам дешевле и выгоднее запустить бесправных и коррупционоёмких представителей нацменьшинств. Пример Фанцузской Республики и других европейских государств их ничему не учит. В нынешнем положении политик Проблема русских и казачества на Северном Кавказе требует немедленного разрешения. Либо-либо. Либо мы будем организованно переселены в указанные Российским правительством области, либо будем восстановлены в своих имущественных, служебных, гражданских правах. Пока что идёт обоснованное Свердловым и Троцким Уничтожение казачества как класса, как сословия, как народа. Вырождение гордых Римлян в юрких и всеядных итальянцев начиналось примерно так же. Русичи повторяют этот многовековой путь с небольшими отклонениями. В целом, я согласна с Вами. Однако ряд ваших утверждений, все таки, представляются мне достаточно спорными: 1. Я сомневаюсь, что русских насильно кто-то "вытравлял и спаивал". Это что-то из разряда теорий заговора. Предполагаемые причины оттока я описываю в своей работе. 2. Наличие христианских храмов с тысячилетней историей на Кавказе вовсе не свидетельствуют о пребывании казаков в этот период. Скорее это греческое наследие Кавказа. 3. Все таки в последнее время государство "озадачиваться желает". Вот только,что из этого получается, судить не нам. |
дек. 02, 2014 19:28
Magomed 26
|
В последнее время в обществе и среди самих Казаков говорят, что сейчас у Ставропольского казачества наступил серьезный кризис. Вопрос - как собираемся решать проблему и что планируется делать? |
дек. 02, 2014 19:29
Victor
|
Елена, у меня такой вопрос. А что все таки это за зверь русский вопрос? Как бы ты его расшифровала? Почему он именно русский? Ведь с Кавказа уезжают не только русские, но и кавказская молодежь. Это один процесс или два разных? |
дек. 02, 2014 19:34
elenachubina
|
цитата:
Magomed 26 В последнее время в обществе и среди самих Казаков говорят, что сейчас у Ставропольского казачества наступил серьезный кризис. Вопрос - как собираемся решать проблему и что планируется делать? Да, действительно. Кризис состоит в том, что по признанию самих казаков, всё казачество разделилось на 2 типа: этническое и реестровое. Чтобы вы понимали, реестр - это то,куда можно записаться. То есть, есть казаки по рождению. А есть те, которые в зрелом возрасте решили, что ценности казачества им близки. Ну это примерно как, однажды кто-то решит стать чеченцем,к примеру, и будет такой гос.орган, через который это можно сделать. так вот, проблема состоит в том, что и те и другие называют себя казаками, хотя по сути не все ими являются. Как разрешить этот кризис,я признаться пока плохо понимаю. Так как и реестр- это историческая форма рекрутинга. |
дек. 02, 2014 19:37
elenachubina
|
цитата:
Victor Елена, у меня такой вопрос. А что все таки это за зверь русский вопрос? Как бы ты его расшифровала? Почему он именно русский? Ведь с Кавказа уезжают не только русские, но и кавказская молодежь. Это один процесс или два разных? Русский вопрос- это деруссификация Кавказа. Ты прав, уезжают все. Но отток именно русскогоязычного населения наиболее ярко выражен. И если кавказская молодежь уезжает, в основном, исходя из экономических соображений, то русские уезжают по причине изменившегося псисохологического климата, елси так можно сказать. |
дек. 02, 2014 19:39
Igor Sinelnikov
|
Миротворческий потенциал казачества вызывает серьезные сомнения. Фактически, в условиях государственного регулирования казачьего вопроса, мы имеем народную дружину, которая якобы должна исходя из своих представлении о правильном, помогать полиции поддерживать порядок на улицах городов. Причем все это завязано на мифологемах почвы и самого оголтелого национализма. Предложение Лены опереться на казачество в русском вопросе на Кавказе, выглядит фактически как внедрение и подержание милитаризированной русскоязычной группы, которая с помощью своей общинности и установок будет некоторым оплотом и ядром русской культуры.
Но: кто сказал, что казаки в современном виде, да и в том, котором они были, способны выполнять такую функцию? Не является ли это усугублением проблемы: поддержание в СКФО шовинистически настроенных русских с претензией на свой особый этнический статус, архаичный и вообще не имеющие отношения к современным россиянам с их ценностями и целями? Автор серьезно полагает, что казачество способствует межэтнической толерантности? Живы еще в памяти те бесчинства, да выскажусь я высокопарно, которые казачьи патрули творили на улицах Краснодара, часами допытывая граждан с Северного Кавказа на наличие документов. |