"Традиционный" и "нетрадиционный" ислам на Северном Кавказе: что дальше? одна тема и 2 сообщения

avatar
Анна Глянц
13 апр., 11:12
Отдельное спасибо коллегам за важные уточнения про отмену послеобеденного намаза в Махачкале. 

И, конечно, большое спасибо организатору и всем спикерам!

achmady
achmady
13 апр., 11:08
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые коллеги, читатели Кавказского Узла! Мы закрываем наше обсуждение. Вы можете продолжать обсуждение в социальных сетях и задавать вопросы спикерам на этой площадке. Дискуссия будет обобщена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге "Северный Кавказ сквозь столения" на КУ. 

спасибо всем за обсуждение и плодотворную работу. Отдельная благодарность Ахмету Ярлыкапову, который вдохновил меня на выбор именно этой темы для обсуждения.

Наима, спасибо за продуктивную дискуссию!!!
Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
13 апр., 11:08
Уважаемые коллеги, читатели Кавказского Узла! Мы закрываем наше обсуждение. Вы можете продолжать обсуждение в социальных сетях и задавать вопросы спикерам на этой площадке. Дискуссия будет обобщена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге "Северный Кавказ сквозь столения" на КУ. 

спасибо всем за обсуждение и плодотворную работу. Отдельная благодарность Ахмету Ярлыкапову, который вдохновил меня на выбор именно этой темы для обсуждения.

avatar
Muhammad Abu Xamza
13 апр., 11:06
цитата: Анна Глянц
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Анна Глянц
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Думаю постепенно взаимоотношения будут налаживаться в том числе путем совместных проектов. По сути некий водораздел будет проходить по линии - провластные и не провластные структуры.
Помимо совместных проектов, можно также отметить примеры нахождения компромиссов и по некоторым религиозным практикам. Например, я изучала случай одного села, где большинство верующих принимает авторитет муфтията. Но при этом послеобеденный намаз там перестали делать после проведенного экзамена на владение махраджем. Так верующие смогли убедиться, что критерии действительно джума намаза соблюдаются (в селе оказалось более 60 "знающих"). И такая практика позволила сделать отказ от послеобеденного намаза бесконфликтным для джамаата.

 Интересно, если коллеги могут дополнить другими примерами.

В настоящее время в Махачкале также отменен обеденный намаз в пятницу. 

По сути многие конфликтные ситуации в религиозной практике могут быть решены подобным образом, и конечно же для этого должно быть признано право на разнообразие в подходах.

Спасибо за такой важный пример! А как давно отмена обеденного намаза в пятницу стала повсеместной в Махачкале?
В Махачкале отмена обеденного намаза началась с отмены обеденного намаза Шейхом Мухаммадмухтаром Бабатовым в мечети Кяхулая и остальных ему подчиняющихся. Позже муфтият выбрал позицию более умеренную.
avatar
Зияутдин Увайсов
13 апр., 11:06
цитата: Анна Глянц
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Анна Глянц
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Думаю постепенно взаимоотношения будут налаживаться в том числе путем совместных проектов. По сути некий водораздел будет проходить по линии - провластные и не провластные структуры.
Помимо совместных проектов, можно также отметить примеры нахождения компромиссов и по некоторым религиозным практикам. Например, я изучала случай одного села, где большинство верующих принимает авторитет муфтията. Но при этом послеобеденный намаз там перестали делать после проведенного экзамена на владение махраджем. Так верующие смогли убедиться, что критерии действительно джума намаза соблюдаются (в селе оказалось более 60 "знающих"). И такая практика позволила сделать отказ от послеобеденного намаза бесконфликтным для джамаата.

 Интересно, если коллеги могут дополнить другими примерами.

В настоящее время в Махачкале также отменен обеденный намаз в пятницу. 

По сути многие конфликтные ситуации в религиозной практике могут быть решены подобным образом, и конечно же для этого должно быть признано право на разнообразие в подходах.

Спасибо за такой важный пример! А как давно отмена обеденного намаза в пятницу стала повсеместной в Махачкале?
Несколько месяцев назад. 

До этого кстати была введена длительная пауза, чтобы те, кто не совершает обеденный намаз в пятницу могли выйти не мешая другим.

avatar
Анна Глянц
13 апр., 11:05
цитата: Irina Starodubrovskaya
цитата: Muhammad Abu Xamza Касаемо тем об исламе в России и разделения и изучения групп, стоит отметить, что подобного скурпулезного изучения и деления не происходит с представителями других конфессий.

В связи с этим представляется важным ответить на вопрос, зачем уделяется столько значения этим вопросам? 

Думаю, что это происходит потому, что внутриисламские конфликты определяют очень многое не только во внутренней, но и в международной повестке. Ситуация на Ближнем Востоке, миграционные потоки - все это усиливает важность обсуждаемых вопросов. Наверное, если бы мы проводили исследования в период протестантской реформации, естественным фокусом исследования было бы христианство.
Согласна, что здесь важную роль играет политическая повестка (как внутренняя, так и внешняя). Но помимо этого, если говорить о научном тиражировании этой темы, тут важно понимать, что  в социальных науках принято рассматривать многие процессы в рамках групп. Условность этих групп изучается реже (что, безусловно, жаль). 

Кроме этого нужно с сожалением признать, что дисциплинарные подходы в социологии религии не всегда учитывают специфику  организации у мусульман (если коротко и очень условно - отсутствие четких иерархических институтов, которыми можно формируют границы групп).

avatar
Анна Глянц
13 апр., 11:02
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Анна Глянц
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Думаю постепенно взаимоотношения будут налаживаться в том числе путем совместных проектов. По сути некий водораздел будет проходить по линии - провластные и не провластные структуры.
Помимо совместных проектов, можно также отметить примеры нахождения компромиссов и по некоторым религиозным практикам. Например, я изучала случай одного села, где большинство верующих принимает авторитет муфтията. Но при этом послеобеденный намаз там перестали делать после проведенного экзамена на владение махраджем. Так верующие смогли убедиться, что критерии действительно джума намаза соблюдаются (в селе оказалось более 60 "знающих"). И такая практика позволила сделать отказ от послеобеденного намаза бесконфликтным для джамаата.

 Интересно, если коллеги могут дополнить другими примерами.

В настоящее время в Махачкале также отменен обеденный намаз в пятницу. 

По сути многие конфликтные ситуации в религиозной практике могут быть решены подобным образом, и конечно же для этого должно быть признано право на разнообразие в подходах.

Спасибо за такой важный пример! А как давно отмена обеденного намаза в пятницу стала повсеместной в Махачкале?
avatar
алексей гуня
13 апр., 11:00
Многое зависит от власти в самих регионах. Как мне кажется, унификация и подавление разнообразия среди верующих – тупиковый путь.
avatar
Muhammad Abu Xamza
13 апр., 11:00
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Думаю постепенно взаимоотношения будут налаживаться в том числе путем совместных проектов. По сути некий водораздел будет проходить по линии - провластные и не провластные структуры.
Все более становятся понятны события последних 20 лет, именно в рамках вопроса о "офицальности" и "лляльности", так практика профучета призвана разделить мусульман на лояльных и не лояльных, хотя на деле конечно это делается из ряда вон плохо. Но результат на лицо на профучете сегодня много не муфтиятских имамом суфийского толка, масса людей традиционных с опозиционными взглядами.
avatar
Зияутдин Увайсов
13 апр., 11:00
цитата: Анна Глянц
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Думаю постепенно взаимоотношения будут налаживаться в том числе путем совместных проектов. По сути некий водораздел будет проходить по линии - провластные и не провластные структуры.
Помимо совместных проектов, можно также отметить примеры нахождения компромиссов и по некоторым религиозным практикам. Например, я изучала случай одного села, где большинство верующих принимает авторитет муфтията. Но при этом послеобеденный намаз там перестали делать после проведенного экзамена на владение махраджем. Так верующие смогли убедиться, что критерии действительно джума намаза соблюдаются (в селе оказалось более 60 "знающих"). И такая практика позволила сделать отказ от послеобеденного намаза бесконфликтным для джамаата.

 Интересно, если коллеги могут дополнить другими примерами.

В настоящее время в Махачкале также отменен обеденный намаз в пятницу. 

По сути многие конфликтные ситуации в религиозной практике могут быть решены подобным образом, и конечно же для этого должно быть признано право на разнообразие в подходах.

avatar
Анна Глянц
13 апр., 10:58
цитата: Абу Увайс Хутави
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Думаю постепенно взаимоотношения будут налаживаться в том числе путем совместных проектов. По сути некий водораздел будет проходить по линии - провластные и не провластные структуры.
Помимо совместных проектов, можно также отметить примеры нахождения компромиссов и по некоторым религиозным практикам. Например, я изучала случай одного села, где большинство верующих принимает авторитет муфтията. Но при этом послеобеденный намаз там перестали делать после проведенного экзамена на владение махраджем. Так верующие смогли убедиться, что критерии действительно джума намаза соблюдаются (в селе оказалось более 60 "знающих"). И такая практика позволила сделать отказ от послеобеденного намаза бесконфликтным для джамаата.

 Интересно, если коллеги могут дополнить другими примерами.

avatar
denis sokolov
13 апр., 10:57
Мне кажется, нет сложившейся конструкции, все очень подвижно, Иногда это зависит от политической конъюнктуры, иногда от личных качеств религиозных лидеров с обеих сторон, Например, в Дагестане и Чечне эти группы долгое время находились в состоянии вооруженного противостояния, В Северной Осетии, во многом, благодаря личности Хаджимурад Гацалова, трудно провести границу между формальным и неформальным исламом, В Ингушетии разные проповедники и муфтият в разное время по-разному взаимодействовали с властью. А во время последних протестов официальные религиозные структуры  и неформальные религиозные группы так перемешались, что линия демаркации власть/оппозиция перестала быть релевантной для различения официального и неофициального ислама
avatar
Irina Starodubrovskaya
13 апр., 10:56
цитата: Muhammad Abu Xamza Касаемо тем об исламе в России и разделения и изучения групп, стоит отметить, что подобного скурпулезного изучения и деления не происходит с представителями других конфессий.

В связи с этим представляется важным ответить на вопрос, зачем уделяется столько значения этим вопросам? 

Думаю, что это происходит потому, что внутриисламские конфликты определяют очень многое не только во внутренней, но и в международной повестке. Ситуация на Ближнем Востоке, миграционные потоки - все это усиливает важность обсуждаемых вопросов. Наверное, если бы мы проводили исследования в период протестантской реформации, естественным фокусом исследования было бы христианство.
avatar
Магомед Сунженский
13 апр., 10:56
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Если кратко, то "неофициальный" ислам все более будет становиться "официальным" и в этом заинтересованы в первую очередь власть, но и лидеры неофициальных общин тоже. А в ситуациях кризисных, как в Ингушетии, создаются новые условия для ускоренного сближения позиций.
avatar
Evgeny Ivanov
13 апр., 10:54
Опять же многое будет зависеть от того, кто сможет удовлетворять запросы рядовых верующих. Если "официальный" ислам, как это было отмечено, продолжит проигрывать в этом направлении неформальным сетям, то рискует остаться пастором без паствы. И тут уже вопрос не столько в иерархии, сколько в сугубо утилитарной плоскости.
avatar
Карина
13 апр., 10:53
цитата: Наима Нефляшева
цитата: Mark Youngman
цитата: Наима Нефляшева Органичной составляющей проблематики дискуссии является вопрос о неформальными сетями кавказских мусульман вне духовных управлений. Какие формы самоорганизации мусульман существуют вне духовных управлений? Прошу европейских коллег рассказать о неформальных сетях мусульман в странах Европы.
Хотя я не эксперт по этому вопросу, если речь идет о формах самоорганизации (т.е. не о каких-то формальных организациях), то в Европе формы самоорганизации мусульман и немусульман не сильно отличаются друг от друга. Другими словами, не согласен с самой постановкой вопроса.
Если они не так сильно отличаются друг от друга, то в чем проявляется эта самоорганизация? Возможно, вы можете привести конкретные примеры...

Самоорганизация происходит равномерно посредством социальных сетей и дружественных и родственных связей. Общего у всех этих групп то, что они создают пространство «вне государства» и без участия коммерческих структур, где люди могут общаться, формируя коллективную идентичность. Примером могут послужить университеты Великобритании, при которых существует множество добровольных объединений и обществ. Цели у этих групп могут быть различными, но способы привлечения новых членов и осуществления своей деятельности сходные. 

avatar
Muhammad Abu Xamza
13 апр., 10:51
Касаемо тем об исламе в России и разделения и изучения групп, стоит отметить, что подобного скурпулезного изучения и деления не происходит с представителями других конфессий.

В связи с этим представляется важным ответить на вопрос, зачем уделяется столько значения этим вопросам? 

avatar
Зияутдин Увайсов
13 апр., 10:51
цитата: Наима Нефляшева И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.

Думаю постепенно взаимоотношения будут налаживаться в том числе путем совместных проектов. По сути некий водораздел будет проходить по линии - провластные и не провластные структуры.
avatar
алексей гуня
13 апр., 10:50
Многие мусульмане с Кавказа не по своей воле очутились в самых разных странах, регионах и даже глубинках России. Главным мотивом стала потребность прокормить семью. Наблюдая за мигрантами в глубинках (Брянская, Смоленская и др. области), отмечу, что на первых порах мусульмане не проявляют своих различий. Между ними нет раздела. Но уже в крупных городах и ареалах (Москва, Астраханская область и др.), где имеются большие группы мусульман, намечаются признаки лидерства, выстраивания некоей иерархии. Лишь в конкуренции за влияние возникают различия. Возможно, что в этом проявляется суть нынешнего разделения на традиционалистов и «реформаторов» (если можно так выразиться).
Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
13 апр., 10:49
И, наконец, последнийй вопрос нашей дискуссии. Есть сложившаяся конструкция взаимоотношений между «официальным» и «неофициальным» исламом на Северном Кавказе. Как будут складываться взаимоотношения 

между ними? заранее признаю условность этих наименований.