Юбилей окончания пятидневной войны напомнил о трагедии мирных жителей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Пятидневная война, завершившаяся 12 августа 2008 года, вызвала моральное осуждение всех сторон конфликта российской интеллигенцией. Боевые действия принесли невыразимые страдания многим жителям Южной Осетии и Грузии, писали журналисты, ставшие очевидцами событий десятилетней давности.

Как писал "Кавказский узел", 12 августа исполнилось 10 лет со дня окончания вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией при участии России, который вошел в историю под названием "Пятидневная война". Бои начались еще 6 августа 2008 года, рассказали спустя 10 лет опрошенные "Кавказским узлом" грузинские ветераны.

Масштабные военные действия начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, после чего в конфликт Грузии и Южной Осетии вмешались вооруженные силы России. Бои продолжались пять дней. 12 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что принял решение о завершении операции. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, после чего Грузия прекратила дипломатические отношения с Россией, говорится в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне".

"Пятидневную войну" проиграли и Грузия, и Россия

В конфликте были виноваты правительства как Грузии, так и России, и "в политическом смысле" проиграли обе стороны, предположил 10 лет назад российский писатель, уроженец Грузии Борис Акунин (Григорий Чхартишвили). 

"Мы проиграли больше, потому что еще раз заставили весь мир вспомнить о "советской военной угрозе" и о силе наших "ястребов". Но и Саакашвили проиграл. Не думаю, что его теперь скоро пустят в НАТО и тем более в ЕС, флаг которого висит у него в кабинете. Маленький партнер, создающий большие проблемы, никому не нужен", - рассказал писатель в интервью изданию "Новые известия", опубликованному в ночь на 13 августа 2008 года.

11 июля страны-участницы НАТО по итогам саммита в Брюсселе подтвердили принятое в 2008 году решение о том, что Грузия станет членом альянса. 17 июля Владимир Путин анонсировал "ответную реакцию" на вступление Грузии в НАТО, поскольку продвижение альянса к границам России, по его мнению, будет представлять угрозу для страны. После "Пятидневной войны" власти Грузии усилили акцент на укреплении вооруженных сил по натовским стандартам и на вступлении в альянс. "Кавказский узел" подсчитал, сколько военных учений провела Грузия в послевоенные годы, их хронология приведена в материале "Грузия: 45 военных учений за десять послевоенных лет".

Российский актер Олег Басилашвили, чей отец родился в грузинском селе Карби, признался в 2008 году, что его "не покидает чувство стыда" за Россию и Грузию.

"На каком основании мы вводим туда свои войска? На каком основании бомбим город Гори? Это уже и не Осетия, а Грузия. На каком основании бомбим и обстреливаем грузинские села?" – привела 14 августа 2008 года его слова "Новая газета – Санкт-Петербург".

Басилашвили рассказал также, что незадолго до войны побывал в селе Карби и был "опьянен гостеприимством" местных жителей, которые не знали его как актера. "И вот на головы этих рабочих людей — непонятно по какой причине — валятся снаряды. Просто потому, что кому-то захотелось утвердить себя в большей степени, чем другому. Стыд и позор. Позор и стыд тем людям, у которых в головах возникают мысли антигрузинские или антирусские", - рассказал Олег Басилашвили.

Также, по его словам, ему "стыдно за руководителей Грузии, которые в националистическом порыве не смогли сдержать своих эмоций и рванули на Цхинвали, жертвуя жизнями своих же сограждан". "Это чувство стыда меня разъедает", - сказал Басилашвили.

Спустя 10 лет после войны 2008 года существует только один независимый официальный документ, анализирующий случившееся - доклад международной комиссии по расследованию обстоятельств войны, которая была создана под эгидой Евросоюза. Однако в докладе оставлены без ответов многие вопросы, считают грузинские эксперты по международным отношениям. По их мнению, "дипломатичность" доклада позволяет сторонам по-разному интерпретировать выводы комиссии. Однако при этом эксперты не пришли к общему мнению относительного того, кто же начал войну.

Журналисты и правозащитники рассказали об ужасах войны в Южной Осетии

Программный директор Human Rights Watch по России Татьяна Локшина, которая 10 августа 2008 года прибыла в Южную Осетию в качестве журналиста, поделилась своими впечатлениями от увиденного.

"В грузинских селах вдоль дороги факелами пылали дома. А в еще не подожженные врывались вооруженные мужики в камуфляже и выносили мебель, ковры, телевизоры, пылесосы, посуду. Грузили в багажники и на прицепы, хохотали, что–то выкрикивали. Дорогу, забитую техникой и машинами ополченцев, заволакивал почти непроницаемый дым выхлопа и горящего жилья. Наша потрепанная "Нива" застряла намертво. Я брела вдоль дороги с фотоаппаратом. Глаза слезятся, и снимки делаются почти наугад. Рыдающая грузинская старуха, заламывающая руки перед горящим остовом того, что еще пару часов назад было ее домом, и проклинающая одновременно и осетинское ополчение, и президента Саакашвили. Щуплый оборванный дед с обожженными руками и подпаленными волосами, безуспешно пытающийся затушить из маленького пластикового ведра шипящие, обугленные доски", - процитировал 26 августа 2008 года воспоминания Локшиной сайт "Полит.ру".

Женщины и дети "двое суток дрожали в подвалах, пока Цхинвали утюжили "Градом", пока по городу долбила артиллерия", рассказала Татьяна Локшина. "Кто-то пытался в панике вывезти детей уже после начала боевых действий, восьмого числа. Машины с беженцами по дороге обстреливали. Малыши заходились в плаче, и матери бились в истерике. Добровольцы с автоматами в руках бросались на грузинские танки", - сообщила она.

"Здесь много смешанных браков. И почти у всех в Грузии родственники, друзья. И хотя в Южной Осетии в качестве пленных содержалось более сотни грузин и сейчас их активно меняют на осетинских пленных, в Цхинвали остается много грузинских стариков, которых никто не трогает. Зачем? Они живут здесь уже давно, они, безусловно, свои. И кому же в голову придет обидеть того, кто с тобой вместе дрожал от ужаса под обстрелом и, когда наступала его очередь, перекрестившись, бежал за водой? Хозяйка снова разливает, и мы снова пьем – за то, чтобы война поскорее закончилась", - написала журналистка.

На "Кавказском узле" опубликован фоторепортаж "Пятидневная война: боль и трагедия простых семей".

Корреспондент журнала "Нью Таймс" Илья Барабанов, который во время пятидневной войны находился в одном из сел Южной Осетии, рассказал 11 августа 2008 года, что российская военная техника двигалась в сторону Цхинвали "просто в огромном количестве".

"На входе в Рокский тоннель огромная пробка из-за военной техники, несколько сотен единиц точно стоит. И при этом со стороны Северной Осетии постоянно идут новые машины, БТРы, танки, потихонечку они проходят", - сообщил он в тот день в интервью "Радио Свобода".

По словам журналиста, машины скорой помощи не могли доставить раненых из Цхинвала в Северную Осетию, "потому что из-за пробок на дорогах, из-за заторов, которые образовала военная техника, проехать очень сложно", проинформировало на своем сайте издание.

19 декабря 2008 года "Новая газета" опубликовала спецрепортаж Аркадия Бабченко, в котором он рассказал о том, что видел в Южной Осетии во время "Пятидневной войны".

"Раскуроченная техника. Сожженные дома. Больница забита людьми... Сожженные женщины в кульках. Сожженная стопа в танке. Горящий труп грузина. Двадцать пять сгоревших заживо в бэхах солдат. Черт, ну почему все время - сгоревшие? Жара. Пыль. Воды бы… Россия воюет с Грузией. В каком страшном сне это вообще могло когда-нибудь присниться? Бильд-редактор нашей газеты, Артем, родом из Тбилиси. Э-ге-гей, Тёма! Я еду к тебе на танке! А ты встречай меня "Мухой"… Нашлись три дурака на наши головы", - написал Аркадий Бабченко.

Журналист подчеркнул, что не пытается "никого оправдать или выгородить". "Я стараюсь быть объективным. Не надо спекулировать погибшими. Никаких массовых казней и этнической чистки тоже не было. На мирных жителей просто наплевали - сколько погибнет, столько и погибнет... Как не было массовых казней и резни грузин на следующий день на Транскаме. Возможно, тоже только потому, что все ушли", - написал Бабченко.

Черкасов в 2008 году усомнился в названном властями числе жертв

В первый же день "Пятидневной войны" "было озвучено число погибших жителей Цхинвали: тысяча четыреста, тысяча шестьсот, две тысячи", напомнил 14 августа 2008 года председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

"Бывает, власти озвучивают данные, полученные от врачей и спасателей... А на этот раз были немедленно оглашены большие числа, неизвестно на чём основанные. Может быть, нам теперь назовут их источник? Ведь именно огромное число жертв в Цхинвали обосновало и сам ввод российских войск на территорию Грузии, и то, что он был назван "операцией по принуждению к миру". Впору задуматься о правомерности и соразмерности этой операции", - привело в тот же день слова правозащитника издание "Полит.ру".

Напомним, что сначала власти сообщали о тысячах погибших, но позже озвучили более скромные цифры.

Так, официальный представитель правительства Южной Осетии Ирина Гаглоева сообщила о 1600 убитых к 9 августа в Цхинвали, написала в тот же день "Газета.ру". По данным же посла России в Грузии Вячеслава Коваленко, к этому дню погибли как минимум 2000 жителей Цхинвали, сообщил 9 августа 2008 года "Интерфакс".

В сентябре 2008 года генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев заявлял о 1694 погибших в "Пятидневной войне". Но по официальным данным, с грузинской стороны в ходе конфликта погибли 397 человек, поименные списки были опубликованы Минздравом и Минобороны Грузии. С осетинской стороны жертвами конфликта стали 162 мирных жителя, об этом в июле 2009 года сообщил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, говорится в опубликованной на "Кавказском узле" хронике конфликта "Южная Осетия: пятидневная война и мир".

Автор: