Грузинские ветераны рассказали о затяжных обстрелах перед "пятидневной войной"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Через 10 лет после августовских событий 2008 года войны грузинские военные рассказали "Кавказскому узлу", как началась и развивалась острая фаза конфликта, вошедшего в историю как "пятидневная война". Ветераны заявили, что масштабные боевые действия начались не 8, а 6 августа, когда села Нули и Авневи были уничтожены (обстреливались - уточнение "Кавказского узла" 15.08.2018) минометным огнем, а раненые силовики начали поступать в военный госпиталь со 2 августа.
Как сообщал "Кавказский узел", 8 августа исполнилось 10 лет со дня начала спецоперации Вооруженных сил России "по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев", которая вошла в историю под названием "Пятидневная война".
Международное расследование признало Грузию ответственной за войну на Кавказе в августе 2008 года. Однако опрошенные "Кавказским узлом" грузинские эксперты по международным отношениям считают, что доклад международной комиссии под руководством Хайди Тальявини о войне между Грузией и Россией в августе 2008 года не отражает некоторых важных фактов, в нем оставлены без ответов многие вопросы. По их мнению, это произошло из-за ограниченного времени на сбор и изучение доказательств. "Дипломатичность" доклада позволяет сторонам по-разному интерпретировать его выводы, но не позволяет прийти к общему мнению относительного того, кто же начал войну, отметили эксперты.
Война началась до заявлений о спецоперации
Жители Грузии убеждены, что войну в 2008 году начала именно Россия, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" вице-полковник в отставке, бывший руководитель службы по связям с общественностью Горийского госпиталя Нугзар Гогоришвили.
"Со 2 августа к нам в госпиталь поступали раненые с разделительной линии. В основном - сотрудники полиции, реже - гражданские. Ранения были, как правило, от снайперского оружия - одиночные ранения от оружия калибра 7,62", - сказал он.
При этом, как отметил Гогоришвили, со 2 августа велся постоянный обстрел сел Нули, Эргнети и Дици из минометов. "Несколько дней стреляли из минометов, но 6 августа, когда я был у себя дома, на окраине Гори, послышался ряд сильных взрывов, таких, что дом затрясло... Это уже был артиллерийский обстрел", - утверждает Гогоришвили.
Сразу после взрывов он позвонил своему другу в Цхинвали, чтобы узнать, что там происходит. "Он сказал, что у них все спокойно. То есть после этого сомнений не было, что стреляют с их стороны по грузинским селам", - рассказал Гогоришвили.
Вечером 6 августа весь персонал госпиталя был переведен на круглосуточный режим работы, сказал он. Его, а также других врачей, вызвали в госпиталь, откуда они не вышли до 22 августа.
"1 августа... самодельным взрывным устройством был подорван пикап Toyota Hilux грузинской полиции, пятеро полицейских получили ранения. Снайперские группы спецназа МВД Грузии начали обстрелы постов МВД Южной Осетии, в результате которых были убиты четверо и ранены семь осетин, в основном военнослужащие МВД Южной Осетии. В ночь с 1 на 2 августа вспыхнули интенсивные перестрелки с использованием с обеих сторон гранатометов и минометов, количество погибших осетин возросло до шести человек, включая одного военнослужащего североосетинского миротворческого батальона, а раненых – до 15, в числе которых были и мирные жители. Получили ранения также шестеро грузинских мирных жителей и один полицейский", - говорится в сборнике статей "Танки августа" (подготовлен авторами Центра анализа стратегий и технологий, военными экспертами Михаилом Барабановым, Антоном Лавровым, Вячеславом Целуйко к первой годовщине вооруженного конфликта - дополнение "Кавказского узла" от 17 мск 14.08.2018 г.).
Боеспособные части находились в Ираке
Самые боеспособные подразделения не были готовы к войне, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" бывший командир разведроты четвертой бригады Вооруженных сил Грузии Давид Макишвили. "Первая пехотная бригада была в Ираке, а наша бригада как раз готовилась туда отправиться. Поэтому мы все были в отпуске - отдыхали перед сложной командировкой", - отметил он.
Датой начала войны Макишвили также называет 6 августа. "Нас срочно вызвали и доставили в окрестности Гори, поскольку в этот вечер погибли военнослужащие из грузинского миротворческого батальона в Южной Осетии", - рассказал он.
Макишвили и Гогоришвили утверждают, что артиллерийский обстрел 6 августа велся с позиций, расположенных неподалеку от базы российских миротворцев в Южной Осетии.
"Определить это было легко, поскольку и миротворцы, попавшие под обстрел, и полиция видели, откуда ведется огонь", - сказал Макишвили.
По его словам, "это была обычная провокация, чтобы грузинские войска... ответили, тогда Россия получила бы возможность заявить, что Грузия убивает миротворцев".
Власти Грузии и Южной по-разному описывали предшествовавшие войне обстрелы Авневи и Нули. «С конца июля в адрес грузинских сел не прекращался огонь разной интенсивности ни на один день. Объектом особой агрессии были села Нули и Авневи», - приводил фрагмент доклада госминистра Грузии по региональным вопросам Давида Ткешелашвили "Sputnik-Грузия" в публикации от 11 ноября 2008 года. Власти Южной Осетии отмечали, что вели огонь в ответ на обстрелы грузинкой стороны. По словам замглавы минобороны Южной Осетии Ибрагима Гассеева, 6 августа грузинские силовики заняли высоту западнее села Нули и обстреливали дорогу в осетинские села. "Осетинская сторона, открыв ответный огонь, подавила огневые точки, подорвала два БМП и выбила грузинских силовиков с высоты", - цитировал 6 августа слова Гассева ИТАР-ТАСС. По данным замминистра, "с высоты, находящейся над грузинским селом Авневи, велась стрельба по осетинским селам". Почти всю ночь с 6 на 7 августа продолжались минометный огонь и стрельба с обеих сторон, - говорится в сборнике статей "Танки августа". "В Цхинвале были ранены 14 человек, в основном мирные жители, еще четверо были ранены в окрестных осетинских селах", - отмечали авторы книги.
Первое выдвижение и первое отступление
Утром 8 августа грузинские подразделения двинулись на Цхинвали, разведчики группы подверглись атаке российских бомбардировщиков Су-24 с воздуха, однако продолжали оставаться в зоне военных действий, рассказал Макишвили.
Он напомнил, что в этот день была обстреляна головная колонна с командующим российской 58-й армией Анатолием Хрулевым. "Поставили "мгновенную засаду"... и неожиданно в нашу засаду попал генерал Хрулев", - говорит Макишвили.
Автомобиль, в котором предположительно должен был находиться командир колонны, был обстрелян в первую очередь, сказал он. "Но, как оказалось, Хрулев был в УАЗике с журналистами", - сказал Макишвили, отметив, что тогда Хрулев был ранен в спину.
Свидетельства российской стороны содержат несколько иную информацию об обстоятельствах ранения Хрулева. "Мы столкнулись с 30-40 грузинами, которые бежали прямо на нас по дороге. Нам пришлось спешиться и принять бой... Там меня и ранило в ногу", - цитировались слова самого генерала на сайте "Комсомольской правды" 8 августа 2014 года. В блоге спецкора «Комсомольской правды» в Грузии Дмитрия Стешина приводится свидетельство журналиста «Известий» Юрия Снегирева. По его информации, журналист Александр Коц "ехал в машине командующего 58 армией — делал интервью, утром надо было передавать материал. Колонна попала в засаду. Водителя убили. Лежал в кювете вместе с генералом, генерал отстреливался из табельного».
После этого четвертая бригада вошла с запада в Цхинвали, туда же подошли и другие формирования Вооруженных сил Грузии, рассказал командир.
По грузинским военным открыли огонь российские войска и местное ополчение, утверждает он. "Мы их обнаружили во время огня и указали батарее о местонахождении противника", - заявил Макишвили.
По его словам, после 16.00 (15.00 мск) грузинские подразделения вынуждены были отступить, поскольку к Цхинвали подошли основные части 58-й российской армии с бронетехникой, также в военные действия включилась авиация.
Макишвили напомнил, что из доклада международной комиссии под руководством Хайди Тальявини следует, что боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года. "Однако первый артиллерийский огонь по Цхинвали с нашей стороны был произведен только 8 августа, когда мы уже были в городе", - заявил Макашвили.
До 8 августа с грузинской стороны никто не стрелял из артиллерийских орудий, подтвердил Гогоришвили. "Но в первой половине дня были слышны одиночные взрывы орудий - видимо, действительно, наводчики указывали единичные цели. А с 8 на 9 августа начался залповый огонь. Видимо, это то, о чем рассказывает Макишвили - грузинские войска пытались выбить российскую технику из Цхинвали", - сказал он.
Масштабные военные действия начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, после чего в конфликт Грузии и Южной Осетии вмешались Вооруженные силы России. В 23.30 7 августа грузинская артиллерия открыла шквальный огонь по Цхинвали. Правительство Грузии заявило, что было вынуждено отказаться от объявленного ранее одностороннего моратория на ведение огня и открыть ответный огонь ввиду непрекращающегося обстрела грузинских сел южноосетинскими формированиями. Бои продолжались пять дней, 12 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что принял решение о завершении операции, говорится в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне".
Войска получили приказ не атаковать миротворцев
По словам Макишвили, всем военным был отдан приказ избегать столкновений с миротворческими силами. "Нам приказали ни в коем случае не стрелять в солдат, у которых на одежде или касках значились буквы "МС" - миротворческие силы", - отметил он.
Однако при отступлении грузинских подразделений вечером 8 августа со стороны миротворческой базы начался их обстрел, рассказал Макишвили. "Мы были вынуждены открыть огонь из стрелкового оружия", - пояснил он.
"Около 6.30 три грузинских танка Т-72 подошли к южному лагерю российских миротворцев на окраине Цхинвала и начали его обстрел. Был разрушен наблюдательный пункт на крыше казармы, погибли российский миротворец и южноосетинский наблюдатель. Были подбиты три БМП-1 миротворческого батальона... погибли пять членов их экипажей. Один грузинский Т-72 был подбит, остальные отошли на безопасное расстояние, после чего продолжили обстрел. Кроме того, лагерь российских миротворцев стал подвергаться целенаправленному артиллерийскому и минометному обстрелу", - говорится в книге "Танки августа".
10 июня грузинские военные получили приказ отступить на территории, контролируемые официальным Тбилиси, отметил Макишвили. "В этот же день 58-я армия подошла к Гори, однако не вошла в город. Командующий требовал подкрепления, поскольку его солдаты не были подготовлены к городским боям", - рассказал Макишвили.
Как отметил Гогоришвили, 13 августа к Гори прибыли десантные подразделения под руководством представителя Министерства обороны России генерала Вячеслава Борисова. "Но и он не вошел, пока представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе не заверили его, что Гори полностью очищен от грузинских солдат", - рассказал Гогоришвили.
После этого на машинах Красного Креста медперсонал Горийского госпиталя был вывезен в направлении Игоети, сказал он.
Гори не было последней точкой остановки российских войск - они продвигались к Тбилиси, отмечают свидетели событий. "Остановились войска не в Гори, а в Каспском районе, то есть в 50 километрах от Тбилиси", - сказал Макишвили.
По его мнению, если бы не активность польского президента Леха Качиньского, "то они бы и дальше продвинулись". "Но Качиньский привез в Тбилиси также президентов Литвы, Латвии, Эстонии, Украины. США ввели в Черное море свой эсминец... Россия остановила свое продвижение", - отметил Гогоришвили.
"После перехода в наступление Российской армии со своих позиций начали отступать к Гори последние (грузинские) подразделения, сохранявшие свои позиции на границе с Южной Осетией... к 17.00 из (Гори) началось поспешное отступление крупной группировки грузинской армии. Основная часть армии отступала в направлении Тбилиси... Российская армия и авиация не препятствовали отходу и не наносили авиаударов по отступающим войскам... Оставшиеся боеспособными части грузинской армии отступили к Тбилиси и начали закрепляться на подступах к столице", - отмечали авторы труда "Танки августа".
Госпиталь: самый тяжелый день - 10 августа
Горийский госпиталь с 6 по 11 августа принял 1285 раненых, рассказал Гогоришвили. "К нам свозили всех - и военных, и гражданских. Недостатка в медикаментах и оборудовании не было - правительство организовало своевременную поставку всего необходимого", - вспоминает он.
По словам Гогоришвили, в общей сложности была проведена 51 операция. Ангеохирург Васико Горгадзе провел сложную операцию по восстановлению проходимости ветви брюшной аорты с помощью сальника, пациент жив по сей день, отметил он.
"Но особенно тяжелым был день 10 августа - к нам поступили более 400 человек из четвертой бригады, попавшей под авиаудары", - указал Гогоришвили.
"Четвертая бригада понесла самые большие потери от авиаударов, - подтвердил Макишвили. - Но мы оставались на позициях до приказа командования отступать".
По его словам, отряд остановился в Дубовой роще на подступах к Цхинвали. "Мы не ожидали, что начнется бомбардировка... Самолет летел со стороны Гори, мы не думали, что это русский боевой самолет", - отметил Макишвили.
В госпиталь свозили также и раненых российских военных. На входе от всех требовали сдать стрелковое оружие
В свою очередь Гогоришвили вспоминает, что в военный госпиталь свозили также раненых российских военных. На входе в здание госпиталя от всех требовали сдать стрелковое оружие сопровождавшим их офицерам, это исполнялось без всяких возражений, сказал он. Однако был один полковник из службы снабжения отдельной медицинской бригады 58-й армии, который провел младшего офицера с автоматом, отметил Гогоришвили.
"Это было обидно, потому что другие российские врачи – ведущий терапевт, ведущий эпидемиолог и другие – вели себя подобающе, а этот офицер явился пьяным, провел с собой вооруженного младшего офицера и требовал выпивки", - рассказал Гоголашвили. Он отметил, что пытался остановить его, но офицер начал спорить.
По словам Гогоришвили, в это время в госпиталь прибыл генерал Борисов, который спросил, что происходит. "Я ответил ему, что его офицеры до сих пор вели себя корректно, и хотелось бы, чтобы они сохранили честь мундира", - сказал он. Борисов приказал пьяному полковнику удалиться, отметил Гоголашвили.
Несмотря на 10 лет фактической изоляции, шансы на примирение все равно остаются
Спустя 10 лет после этих событий Нугзар Гогоришвили, не исключает возможности примирения участников конфликта вокруг Южной Осетии. "Несмотря на 10 лет фактической изоляции, шансы на примирение все равно остаются, - уверен он. - В Цхинвали много людей, с которыми можно вести прямой разговор. С некоторыми я лично дружу, несмотря на то, что мы воевали друг против друга. Просто не надо трогать пока политику".
Отметим, что отличия в информации сторон конфликта служат почвой для различных интерпретаций событий августа 2008 года. "Макишвили и Гогоришвили приводят факты обстрелов со стороны Южной Осетии. Возможно эти факты имели место быть - идут боевые действия, вялая, но война", - автор блога на "Кавказском узле" "Южная Осетия какая она есть, была и могла бы быть".
"Из сказанного грузинскими ветеранами видно, что и одна и другая стороны ведут огонь и обстреливают друг друга с позиций, находящихся близ воинских частей, с блок-постов, из незаселенной местности. И раненные и убитые это тоже военнослужащие, пусть даже миротворцы, но не женщины и дети. А 8-го августа грузинской армией было сделано то, что уже не вписывается в рамки правил ведения войны", - написал он в своем почте "Грузинские ветераны свидетельствуют и подтверждают".
"Тема невинности России [в связи с событиями пятидневной войны] с каждым годом усиливается и разносится даже на Западе", считает автор блога на "Кавказском узле" Ветер с Апшерона.
"Меня сильно раздражает, когда ищут и даже якобы находят новые "доказательства вынужденности вмешательства России" в конфликт, происходящий внутри суверенного государства. Россия не решила ни один конфликт на своей территории и за ее пределами, но продолжает попытки создать новые очаги напряженности как у себя, так и снаружи", - написал он 10 августа в своем посте "В деле 080808 нет ничего кроме грубой российской агрессии".