Грузинские эксперты указали на недоработки доклада Тальявини о пятидневной войне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В докладе международной комиссии под руководством Хайди Тальявини о войне между Грузией и Россией в августе 2008 года в связи с ограниченным временем на сбор и изучение доказательств не были отражены некоторые важные факты и оставлены без ответов многие вопросы, считают грузинские эксперты по международным отношениям. Они сошлись во мнении, что "дипломатичность" доклада позволяет сторонам по-разному интерпретировать его выводы, но не пришли к общему мнению относительного того, кто же начал войну.
Как сообщал "Кавказский узел", в своем докладе комиссия ЕС пришла к выводу, что власти Грузии виновны в развязывании активных военных действий в Цхинвале и использовании запрещенных видов оружия в августе 2008 года, а также в обстреле и уничтожении невоенных объектов и нападении на военных миротворческой миссии ООН.
Спустя 10 лет после войны 2008 года существует только один независимый официальный документ, анализирующий случившееся - доклад международной комиссии по расследованию обстоятельств войны, которая была создана под эгидой Евросоюза. Комиссия под руководством дипломата Хайди Тальявини работала 10 месяцев и представила результаты расследования 30 сентября 2009 года.
Кандидат политических наук, руководитель «Института Евразии» Гулбаат Рцхиладзе считает, что за начало войны несет ответственность лично Михаил Саакашвили, в тот период занимавший пост президента Грузии, "который развязал войну".
"Моя позиция основывается на том, что я видел и что является фактами - войну начала не Грузия, а тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили, узурпировавший власть. Он лично несет ответственность за эту войну, грузинский народ - пострадавший, так как на международной арене страну представляет президент", - сказал он в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
По его словам, в самом докладе Тальявини факты изложены корректно: ситуацию изучили эксперты, побывавшие на месте и данные доклада не вызывают сомнений. Однако эксперт не исключает, что по некоторым вопросам за исключением войны в докладе могут содержаться неточности.
"Доклад - достаточно обширный и сбалансированный анализ без резких оценок и в нем все очень дипломатично, чтобы никого не раздражать. И каждая сторона интерпретирует этот доклад по-своему", - сказал он.
Военные действия начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года массированным обстрелом Цхинвала грузинской артиллерией и ответными действиями частей российских вооруженных сил, располагавшихся на территории и вблизи границ Южной Осетии. Боевые действия продолжались пять дней, сказано в материале "Кавказского узла" "Пятидневная война (8-12 августа 2008 года)".
С такой оценкой доклада о развязывании войны Грузией категорически не согласен представитель неправительственной организации "Грузинский институт европейских ценностей" Мамука Жгенти, "так как Грузия не вышла за пределы своей территории".
"Российские формирования пересекли границу Грузии задолго до 8 августа, и это доказано документами и сателлитными снимками американских структур. Никто не ставит под сомнение вопрос, насколько реально военные части России зашли в Грузию", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Жгенти отметил, что часть документов, в том числе и сателлитные снимки, появились после окончания работы комиссии, так как она была ограничена во времени и ресурсах, по этой причине данные документы не вошли в доклад. Также он обратил внимание, что "в докладе не отражено сожжение множества грузинских сел, что подтверждают Народный защитник и представители международных организаций, лично посетившие эти территории в период, когда получали допуск юго-осетинской стороны".
Кроме того, по словам эксперта, доклад не отвечает внятно на вопросы "о начале эвакуации населения из Цхинвальского региона, которая началась намного раньше военный действий", и не содержит информации о фактах действий российской и юго-осетинской сторон в отношении грузинских военнопленных ночью 7 августа, а также не оговаривает проведение военных учений во Владикавказе за несколько недель до начала войны.
"Для понимания всего того, что произошло, чтобы узнать и проанализировать в комплексе, потребовалось время, так как с течением времени появляется больше информации. По этой причине сейчас важно решение Европейского суда по правам человека, рассматривающего этот вопрос, так как это уже будет комплексный анализ, основанный на гораздо более подтвержденной и окончательной информации", - подчеркнул он.
Эксперт сообщил, что Евросуд рассматривает "все аргументы грузинской и российской сторон, доклад комиссии под руководством Тальявини и другие доказательства, представленные обеими сторонами".
Согласно докладу международной комиссии, "боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел". "Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа... Возникает вопрос, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права? По нашему мнению, ответить на него следует отрицательно", - говорится в докладе. Комиссия отрицательно ответила на вопросы о том, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права и являлось ли оправданным применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии).
В то же время миссией в докладе международной комиссии подчеркивалось, что "в ходе конфликта все стороны - грузинская армия, российская армия и югоосетинские силы - нарушали международное гуманитарное право и права человека". "Установить виновных в каждом отдельном случае весьма сложно, еще и потому, что российская и грузинская армии использовали в основном одинаковое вооружение. Отдельные нарушения имеют признаки военных преступлений, - цитирует тезисы доклада BBC. - Комиссия также полагает, что анализ причин конфликта нельзя сводить к событиям августа 2008 года. Также следует принять во внимание предшествовавшие обстоятельства: годы провокаций, взаимных обвинений, военного и политического давления и актов насилия... Нельзя забывать как о давлении великой державы на маленького непокорного соседа, так и о склонности этого маленького соседа реагировать чересчур бурно и действовать в критический момент, не думая о последствиях, хотя это и можно объяснить его страхом потерять существенную часть своей территории в результате ползучей аннексии".
В самом докладе международной комиссии указано, что крупномасштабное наступление начала грузинская сторона, но отмечается, что война не началась с этой одной атаки грузинских войск, так как этому наступлению "предшествовал ряд инцидентов, столкновений, было вооруженное противостояние", сказал руководитель "Института стратегических и международных исследований" Каха Гоголашвили корреспонденту "Кавказского узла".
"Вопрос в том, что отчет Тальявини можно трактовать двояко: война уже шла, но крупная эскалация началась после того, как грузинские войска начали бомбить Цхинвали. В отчете описаны утверждения грузинской стороны об обстреле Цхинвали для защиты населения и предотвращения наступления российских войск, которые, по данным грузинской стороны, пересекли грузинскую границу", - сказал Гоголашвили.
В результате августовской войны 2008 года около 80 тысяч жителей грузинских сел на территории Южной Осетии были вынуждены покинуть свои дома. Большая часть из них вернулись обратно, однако вынужденными переселенцами по сей день остаются около 20 тысяч человек, пишет Jam-news.
Он подчеркнул, что несмотря на то, что в начале доклада говорится, что война началась с атаки грузинской стороны, содержание доклада в целом создает впечатление, что по тема начала войны находится "под знаком большого вопроса". Однако с позиции трактовки грузинской стороны развития конфликта и накала ситуации, она была спровоцирована юно-осетинской и российской сторонами, отмечает эксперт
"В таком сложном конфликте, каким был конфликт в августе 2008 года, нельзя говорить, что доклад содержит вывод о начале войны Грузией", - заявил Гоголашвили.
Также он обратил внимание, что доклад содержит "очень много вопросов", по которым есть неуверенность у его авторов относительно того, происходило ли это на самом деле.
Эксперт привел в пример тему вторжения российских войск на территорию Южной Осетии в первой фазе войны для защиты своих миротворческого контингента, которое комиссия сочла легитимным, но при этом нелегитимными были признаны действия россиян по защите осетин, которым "массово розданы российские паспорта". Также докладчики не уверены, погибли ли миротворцы во время грузинской атаки, поскольку нет доказательств их смерти и тела погибших никто не видел, отметил Гоголашвили.
По его словам, суть этого вопроса имеет ключевое значение, так как грузинская сторона объяснила свои действия ответным огнем, а Россия оправдалась международным правом на защиту своих миротворцев.
"Если на самом деле никто не погиб и не было реальной атаки, а один-два выстрела - это не атака, то всего этого бы не произошло. Если бы была точная трактовка этого вопроса, то знали бы, было или нет легитимным наступление российских войск 8 августа", - сказал он.
Кроме того, в отчете говорится, что гуманитарная интервенция неоправданна, так как с грузинской стороны было 300 жертв, а с осетинской - 160, напомнил эксперт.
"Однако российская сторона объявила о двух тысячах жертв - геноциде и необходимости интервенции. Нет точных данных была ли легитимной даже ограниченная операция. Когда во второй фазе войны эта операция вышла за рамки защиты даже своих граждан, в отчете это считается полностью нелегитимным", - заявил Каха Гоголашвили.
По официальным данным, с грузинской стороны в ходе конфликта погибли 397 человек, поименные списки были опубликованы Минздравом Грузии и Минобороны Грузии. С осетинской стороны жертвами конфликта стали 162 мирных жителя, об этом в июле 2009 года сообщил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. При этом в сентябре 2008 года генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев заявлял о 1694 погибших в пятидневной войне.
Также он указал на то, что в отчете не оговаривается, были ли российские войска на территории Грузии 7 августа, "произошла ли пенетрация". По данным грузинской стороны, есть несколько источников, подтверждающих присутствие российских войск за Рокским тоннелем.
"В частности, об этом свидетельствует перехват разговоров осетин, сообщавших друг другу о том, что российские войска вошли и находятся на этой территории. Докладчики не смогли выявить этот факт и не внесли его в отчет. Также они не смогли выявить гибель миротворцев, но этот факт в отчет внесли. В отчет внесли то, что дает легитимацию минимальному вторжению российских войск, которое переросло в масштабное и было нелегитимным", - подчеркнул он.
После "Пятидневной войны" власти Грузии сделали еще больший акцент на укрепление вооруженных сил по НАТОвским стандартам и на вступление в саму организацию. "Кавказский узел" посчитал, сколько военных учений провела Грузия в послевоенные годы, их хронология приведена в материале "Грузия: 45 военных учений за десять послевоенных лет".