Родные пропавшего в Дагестане Шамиля Джамалутдинова заявили о его непричастности к боевикам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Родные пропавших в Дагестане заявляют, что вынуждены митинговать из-за отсутствия ответов властей на обращения о судьбе их близких. Последняя такая акция прошла 31 октября у здания Русского театра в Махачкале. Правозащитники заявляют об участившихся похищениях силовиками дагестанцев. Родственники пропавшего Шамиля Джамалутдинова рассказали «Кавказскому узлу», что его исчезновение произошло после того, как по возвращении из отпуска в Турции он был поставлен на профучет.

Как писал "Кавказский узел", 31 октября родные пропавших дагестанцев вышли на митинг в Махачкале. Участники акции потребовали установить местонахождение своих пропавших близких и обвинили власти в бездействии. Пока не будет внятных ответов о местонахождении пропавших дагестанцев, их родные будут продолжать протесты, заявили участвовавшие в акции женщины, которые простояли у здания Русского театра с фотографиями своих пропавших близких несколько часов. Среди них были и родственники Шамиля Джамалутдинова.

Шамиль Джамалутдинов, по словам родственников, был похищен вечером 27 сентября по дороге из Манаса в Каспийск представителями силовых ведомств. 3 октября источник в МВД Дагестана заявил, что Шамиль Джамалутдинов задержан по подозрению в пособничестве НВФ, отметив, что в отношении него вынесено постановление об аресте. Однако о местонахождении молодого человека близким ничего неизвестно до сих пор.

Шамиль Джамалутдинов был поставлен на профучет после отдыха в Турции

 Оснований подозревать Шамиля Джамалутдинова в экстремизме у правоохранительных органов не могло быть, считает его жена Мадина, которая отмечает, что они с Шамилем "обычная семейная пара Дагестана".

24-летний Шамиль Джамалутдинов, как утверждают родственники, обычный молодой парень, который каждый день рано утром уходил на работу. Шамиль работал на цементном заводе, продавал цемент. После работы занимался спортом - ходил на плавание и в тренажерные залы. Свободное время проводил в кругу друзей или семьи. У него двое маленьких детей.

"Мы обычная семейная пара, каких в Дагестане десятки тысяч", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Мадина Джамалутдинова.

По ее словам, они узнали, что Шамиль стоит на профучете в МВД, в конце прошлого года после того, как они вернулись с отдыха в Турции.

"В октябре прошлого года мы вернулись из Турции. Примерно через несколько месяцев нас остановили на посту, когда мы ехали из Буйнакска в Каспийск. Мужа долго не отпускали и тогда мы узнали, что он находится на так называем профучете", - вспоминает Мадина.

В Дагестане активно применяется практика постановки жителей республики на профилактический учет. Как отмечают правозащитники, зачастую на такой учет людей ставят необоснованно, основываясь, к примеру, на том, что человек носит бороду или ходит в мечеть. Практика постановки мусульман на профучет МВД на фоне безнаказанности силовиков приводит не к стабилизации ситуации на Северном Кавказе, а наоборот, к радикализации молодежи, заявили участники проходившего 27-28 июня в Москве круглого стола.  "Кавказский узел" публиковал инструкцию для людей, поставленных полицией на профилактический учет. Методичка, составленная юристами, снабжена подробными комментариями и образцами соответствующих заявлений для обращения в МВД и суды.

Полицейские долго допытывались, чем они занимались в Турции. Шамиль уверял, что они ездили отдыхать и предоставил фотографии, сделанные там. Но полицейских это не удовлетворило, и они поставили условие: чтобы снять с учета, необходимо собрать характеристики о нем у всех соседей. Но молодая семья не восприняла всерьез слова полицейских, и не стала ничего делать. При этом каких-либо проблем у Шамиля сразу после этого не возникало, отмечает Мадина.

"Он спокойно гулял по городу. Не наблюдал за собой слежки. Поводов думать, что он может быть заподозрен, не было никаких", - говорит супруга.

Незадолго до исчезновения, по словам жены, Шамиль пообещал продать цемент  жителями Хасавюрта, которые, как стало известно позже, также пропали без вести.

Родные жителей Хасавюрта Гашима Узданова, Пахрудина Махаева и Ислама Магомедова вместе с родственниками Шамиля Джамалутдинова 4 октября обратились в махачкалинский офис "Мемориала" с просьбой помочь в поиске их близких.  

По словам Мадины, 27 сентября хасавюртовцы приехали на "Газели" и загрузили цемент в машину. По пути в Хасавюрт они заехали в Махачкалу, чтобы вместе поужинать.

"Я все время переписывалась с мужем. Он мне присылал фотографии как грузят цемент. Потом они заехали в Махачкалу, и он мне сказал, что скоро приедет. Но когда проснулась в два часа ночи, не увидела от него сообщений. Телефон был выключен", - рассказывает Мадина.

Она дождалась утра и сообщила свекру, что Шамиль не вернулся домой. Отец Шамиля поехал на работу, но там его не нашел. Тогда родственники начали обращаться в разные правоохранительные органы.

"Первые дни мы думали, что его задержали, и скоро нам сообщат, где он находится. Но когда выяснили, что телефоны выключены и у всех троих, с кем он находился в тот вечер, то поняли, что он, скорее всего, был похищен", - говорит жена Шамиля.

Родственники предприняли самостоятельную попытку найти молодого человека. Они нашли единственную зацепку - видео с поста на въезде в Махачкалу, на которой видно, как машина Шамиля въезжает в город. После этого его следы пропали.

Чтобы привлечь внимание властей, родственники всех четверых похищенных молодых людей выходили несколько раз на площадь Махачкалы. К ним присоединились и близкие других людей, пропавших в разное время. Мадина отметила, что с участниками акций протеста разговаривал вице-премьер дагестанского правительства Рамазан Джафаров, который передавал информацию, полученную от правоохранительных структур республики.

Силовики уверяли, что ни один из пропавших людей не находится в правоохранительных органах и что возбуждены уголовные и розыскные дела для установления их местонахождения.

"Мы надеемся на следствие, что мужа найдут. Но пока никого из нас не вызывали на допрос в Следственный комитет. Должны были 18 октября дать нам какую-то информацию, но так ничего и не сообщили", - говорит Мадина.

По ее словам, родители Шамиля и других пропавших парней в рамках создаваемого ими общественного движения намерены заняться противодействием похищениям и помогать их жертвам, а подробнее они расскажут об этом на пресс-конференции в ближайшее время.

Правозащитники заявляют об участившихся похищениях силовиками жителей Дагестана

Правозащитники заявили об участившихся в последнее время похищениях силовиками жителей Дагестана, но с чем это связано, они сказать не могут.

Менее чем за три недели, с 19 сентября по 4 октября, по подсчетам Правозащитного центра «Мемориал», предположительно сотрудниками силовых структур в республике похищены 12 человек.

"Вал похищений начался в 2010 году, и он периодически продолжается. Мы видим, что похищения начались, продолжились, увеличились. Но с чем это может быть связано, мы не знаем", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель Правозащитного центра "Мемориал" в Дагестане Сиражудин Дациев.

Если в течение двух-трех дней пропавший человек не объявляется и не установлено, что он находится в райотделах полиции, в 90 процентах случаев он уже не будет найден живым, отмечает Шамиль Исаев, адвоката "Правовой инициативы", которая оказывает юридическую помощь жертвам нарушений прав человека, в том числе и в Европейском суде по правам человека.

"Либо не будет установлено местонахождение похищенного человека, либо его тело обнаружат среди убитых в какой-либо спецоперации", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Шамиль Исаев.

По информации правозащитников, на протяжении ряда лет силовики занимаются фабрикацией дел в отношении похищенных жителей Дагестана. Силовики объясняют исчезновение людей их уходом "в лес", возбуждают уголовное дело, которое прекращается в связи со смертью подозреваемых в столкновениях с силовиками или самоподрывах. По подобной схеме пропали, а затем были объявлены погибшими уже в этом году несколько жителей Дагестана, в том числе Магомед СулеймановРамазан Рашидов и Шамиль Рамазанов, а в 2014 году - Ариф Мамалиев.

В случае непринятия силовыми органами необходимых мер для поиска людей обязать их к этому можно через Европейский суд, отмечают в "Правовой инициативе по России" .

Так, в начале лета эта правозащитная организация подключились к делу о похищении в 2012 году махачкалинцев Сиражудина Алиева и Газимагомеда Абдулаева, в отношении которых, как установил ЕСПЧ, российские силовики нарушили право на свободу, личную неприкосновенность и жизнь. Европейский суд в июле 2016 года вынес решение в пользу родственников пропавших и постановил выплатить им 120 тысяч евро в качестве компенсации.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"