Страсбургский суд оштрафовал Россию по искам жителей Чечни и Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Россия проиграла в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге три дела по искам жителей Чечни и Ингушетии, теперь она должна выплатить 210 тыс. евро за исчезновение и гибель их родственников.
Как сообщал "Кавказский узел", в июле в Страсбурге было оглашено решение по делу "Муцаева против России", в котором Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал нарушение со стороны России целого ряда статей Европейской Конвенции в отношении Хизира Тепсуркаева, задержанного в 2001 году силовиками в Чечне и пропавшего после этого. Суд постановил выплатить заявительнице Заре Муцаевой, матери Тепсуркаева, 35 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба.
Бекман Асадулаев пропал в Грозном 14 января 2004 года, когда его задержали на выходе из здания МВД неизвестные вооруженные люди и увезли.
Руслан Магомадов пропал в Грозном рано утром 9 февраля 2003 года. Его увезли из дома вооруженные люди в камуфляже.
Умар Забиев погиб в июне 2003 года рядом с ингушским селом Галашки. Он возвращался с работ на поле на ЗИЛе со своей матерью и братом, когда грузовик попал под обстрел. Мать была тяжело ранена, а тело Умара нашли на следующий день.
Основываясь на показаниях свидетелей и других данных, и не получив от российских властей требуемых документов, Суд постановил, что двоих пропавших следует считать погибшими, и виноваты в их гибели представители российских властей. Забиева, по мнению Суда, также убили российские военнослужащие, передает "Коммерсантъ".
Потерпевшие обращались в российские судебные инстанции и утверждают, что в России не смогли провести полноценное расследование обстоятельств гибели и исчезновения их родственников, сообщает "Газета.Ru".
Согласно постановлению Суда, российские власти нарушили ряд статей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В частности, были нарушены статьи 2 (право на жизнь и проведение эффективного расследования), 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 13 (право на эффективное средство правовой защиты).
Суд обязал российские власти выплатить 63 тыс. евро за нанесение материального ущерба, 115 тыс. евро за моральный ущерб и 29 тыс. евро на покрытие судебных издержек.
Решение палаты суда вступит в силу, если стороны в течение трех месяцев не обратятся с просьбой передать дело в Большую палату суда, которая, в свою очередь, может отклонить обращение.
Напомним, 3 июля стало известно, что Россия проиграла в Европейском суде по правам человека дело по иску жительницы Чечни Зины Пухиговой и должна выплатить 39,76 тысяч евро за исчезновение и гибель ее мужа Салмана Абдулазизова в феврале 2001 года. 16 июля ЕСПЧ вынес постановление, обязав Россию выплатить родственникам жителя Чечни Арби Каримова 50,5 тысяч евро в связи с признанием российских властей виновными в его исчезновении в 2003 году.
В июне Россия дважды проигрывала дела в Евросуде по искам жителей Чечни. 18 июня в Страсбурге было оглашено решение суда по делу "Магомадова против России". Суд обязал РФ выплатить компенсацию жительнице Чечни в размере 35 тысяч евро. 12 июня суд признал Россию виновной в исчезновении жителей республики в 2001 году по делу "Хасуева против России" и оштрафовал на 160 тысяч евро.
В мае текущего года Российская Федерация проиграла в Европейском суде по правам человека в Страсбурге пять дел жителей Чечни, обвинявших власти России в исчезновении и убийстве их родных. По трем из них Россия должна выплатить каждому из истцов от 900 до 35 тысяч евро за нанесение морального ущерба, а также 12 тысяч евро на возмещение судебных издержек, еще по двум - 104 тысячи евро.
23 апреля Европейский суд по правам человека осудил Россию по пяти делам, касающимся нарушений прав жителей Чечни. В соответствии с решениями суда заявителям по всем пяти делам присуждена компенсация за материальный и моральный ущерб в сумме 549 700 евро. А 9 апреля ЕСПЧ осудил Россию по четырем искам чеченцев и обязал выплатить жителям Чечни 282 тысячи евро за исчезновение их родственников в 2001-2003 годах. Также в первые дни апреля Евросуд единогласно осудил Россию за насильственные исчезновения трех мужчин в разных районах Чечни в период с марта 2000 по апрель 2002 года.
"Кавказский узел" также сообщал, что в марте специалисты Межрегионального Комитета против пыток направили в Европейский суд по правам человека жалобу на нарушение права на жизнь уроженки Чечни Раисы Косумовой, погибшей в 2003 году в результате минометного обстрела. В том же месяце Европейский суд удовлетворил иски жителей чеченских населенных пунктов Урус-Мартан и Цоци-Юрт. Общая сумма выплат, присужденная по этим искам Страсбургским судом, составляет более 293 тысяч евро.
12 февраля Европейский суд обязал Россию заплатить за исчезновение в 2000-2003 годах пяти жителей Чечни 247 000 евро. Также суд признал Россию виновной в гибели жителя Чечни в 2000 году и обязал выплатить его вдове 37 тысяч евро. А 9 февраля Европейский суд по правам человека признал приемлемой поступившую жалобу Алаудина Садыкова из Чечни, подвергшегося пыткам со стороны военнослужащих и милиционеров в 2000 году. 5 февраля Евросуд в Страсбурге рассмотрел три жалобы жителей Чечни и Ингушетии, которые пополнили число дел, выигранных жителями Северного Кавказа у Российской Федерации. Суд обязал Россию выплатить пострадавшим 300 тысяч евро.
В январе Евросуд по правам человека рассмотрел три жалобы жителей Чечни. Заявителям присуждена компенсация за материальный и моральный ущерб в сумме 234 тысячи евро. В том же месяце суд признал Россию виновной в восьми делах из Чечни, связанных с исчезновениями и убийствами людей.
Отметим, что количество насильственных исчезновений людей в Чечне остается велико и в настоящее время. Как говорится в меморандуме независимой правозащитной организации Amnesty International к президенту России Дмитрию Медведеву, в 2009 году исчезновения не прекратились, а, исходя из неофициальных сообщений, можно сделать вывод, что эти цифры, по сравнению с 2007 и 2008 годом продолжают расти. Об этом же говорят и правозащитники.