Евросуд взыскал с России 300 тысяч евро за похищения и пытки в Чечне и Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал Россию виновной в исчезновении жителей Чечни и пытках жителей Ингушетии и обязал выплатить пострадавшим 300 тысяч евро.
Три рассмотренных сегодня Евросудом жалобы пополнили число дел, выигранных жителями Северного Кавказа у Российской Федерации.
В деле Хадисов и Цечоев против России суд признал ответственность России за незаконное задержание и пытки Саламбека Хадисова и Ислама Цечоева. Саламбек и Ислам, которые никогда не встречались ранее, были задержаны 23 сентября 2001 года в Сунженском районе Ингушетии, сообщает "Правовая инициатива по России".
На следующий день местный суд санкционировал задержание на 3 суток. В этот же день они были перевезены на военную базу в город Назрань, Ингушетия, где их избили, а затем на вертолете доставили в Ханкалу, главную военную базу российских федеральных сил в Чечне.
По прибытии их поместили в земляную яму. Они содержались в яме в течение 5 дней, откуда их выводили только для допросов. Во время допросов они неоднократно подвергались пыткам. Саламбек и Ислам впоследствии были переданы в Шестое управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Старопромысловского района Грозного и, наконец, освобождены 12 октября 2001. После освобождения Саламбек и Ислам с трудом передвигались, кожа на их ступнях была содрана, их лица и тела опухли и были покрыты гематомами.
Заявители по делу Хайдаева и другие против России являются родственниками пяти мужчин, которые исчезли после задержания на блокпосту около села Дуба-Юрт в Чечне 9 июня 2002 года. Несколько очевидцев, включая двух сотрудников ОМОНа, которые несли службу на блокпосту, впоследствии указали следователям, что военнослужащие 348-ого батальона внутренних войск задержали Саид-Салу Ахматова, Мансура Исмаилова, Сулимана Маликова, Адлана и Аслана Хацуевых. В течение нескольких лет власти отрицали, что они когда-либо задерживали пятерых мужчин.
В октябре 2007 года российское правительство уведомило суд о том, что они задержали пятерых мужчин 9 июня 2002 года, но их отпустили 10 июня 2002 года. Однако, правительство не представило суду никаких документов, подтверждающих, что мужчины были освобождены. О судьбе пятерых мужчин с тех пор ничего не известно.
"Сегодняшнее постановление - только первый шаг, и теперь российским властям придется продолжить расследование. Мы хотим знать, что произошло с нашими близкими, а виновные в их судьбе должны понести наказание", - сказала Асет Ахмадова, мать Сайд-Салама Ахмадова.
Дело Идалова и Идалов против России касается исчезновения Марвана Идалова 22 ноября 2002 года после задержания военнослужащими в селе Ахкинчу-Борзой в Чечне. С тех пор Марвана пропал без вести.
Палата суда постановила, что российские власти нарушили ряд статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В частности, статью 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и безопасность) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты).
В соответствии с решениями суда заявителям по трем делам присуждена компенсация за материальный и моральный ущерб в сумме 286 000 евро. Россия должна выплатить истцам 280 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба, 6 тысяч евро за материальный ущерб и 18 тысяч 658 евро на покрытие судебных издержек, уточняет РИА "Новости".
"ЕСПЧ уже вынес более 70 решений, в которых он признал Россию виновной в грубых нарушениях прав человека, совершенных российскими военнослужащими в Чечне, - заявил Оге Борчгревник, член правления "Правовой инициативы по России". - Большинство этих решений связано с исчезновениями людей".
Как сообщал "Кавказский узел", 22 января Европейский суд по правам человека рассмотрел еще три жалобы жителей Чечни, которые касаются исчезновения пяти молодых людей и казни одного человека с октября 2002 по апрель 2004. В соответствии с постановлениями суда, заявителям присуждена компенсация за материальный и моральный ущерб в сумме 234 000 евро.