Amnesty Internatiоnal обеспокоена ростом количества насильственных исчезновений в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В 2007 году казалось, что количество насильственных исчезновений людей в Чечне пошло на убыль, но, тем не менее, ни в 2008, ни в 2009 году они не прекратились, а, исходя из неофициальных сообщений, можно сделать вывод, что эти цифры продолжают расти, говорится в меморандуме независимой правозащитной организации Amnesty International к президенту России Дмитрию Медведеву.

“В некоторых случаях похищенные вернулись, либо были найдены мертвыми, судьба и местопребывание остальных по-прежнему неизвестны, и их следует считать жертвами насильственных исчезновений”, - сообщается в документе.

Меморандум к президенту России был официально заявлен одновременно с представлением международного доклада по правам человека в мире, ежегодно публикуемым Amnesty Internatiоnal.

Как ранее уже сообщал “Кавказский узел”, обнародованный меморандум большей частью посвящен ситуации на Северном Кавказе. “Наша организация отправила президенту Российской Федерации меморандум о правах человека в России, в котором мы призываем его устранить нарушения прав человека и расследовать похищения и исчезновения граждан, в том числе и в Чечне”, - рассказала на пресс-конференции, посвященной обнародованию международного доклада о правах человека, исследователь Amnesty Internatiоnal Фридерике Бер.

В меморандуме к Дмитрию Медведеву приводятся факты конкретные факты, вызывающие беспокойство правозащитной организации.

Так, 3 августа 2008 года люди в военной форме похитили Махмадсалороса Масаева. С тех пор его никто не видел. В начале 2008 года Amnesty Internatiоnal неоднократно встречалась с Масаевым, который последовательно и подробно рассказывал о своем задержании в 2006 году в Центорое, на территории, находившейся под контролем Рамзана Кадырова, занимавшего тогда пост премьер-министра Чечни.

Махмадсалорос Масаев сообщил Amnesty Internatiоnal, что его удерживали там 4 месяца, на протяжении которых с ним жестоко обращались, унижали и угрожали расстрелом. 

Его рассказ о том, что объекты в Центорое использовались в качестве тайных тюрем, согласуется с заявлением Умара Исраилова – 27-летнего чеченца, которого в январе 2009 года застрелили в Вене, где он искал убежища.

Умар Исраилов утверждал, что его пытали в Центорое в 2003 году, заставили вступить в подчинявшуюся Рамзану Кадырову силовые структуры (в то время Рамзан Кадыров возглавлял службу безопасности своего отца – президента Чечни Ахмада Кадырова). Бежав в Австрию, Исраилов сообщал полиции об угрозах в его адрес со стороны других чеченцев, говорится в меморандуме. 

По данным Amnesty Internatiоnal, продолжают поступать сообщения о пытках и других видах жестокого обращения, в том числе и в учреждении, известном как ОРБ-2 (Оперативно-розыскное бюро), в Грозном и Урус-Мартане. Сообщения о незаконном содержании под стражей, пытках и жестоком обращении в этом центре, подчиняющемуся ГУ МВД РФ по ЮФО, поступают уже несколько лет.

Часть этого учреждения в Грозном была преобразована в изолятор временного содержания. Однако, задержанные в ОРБ-2 по-прежнему подвергаются пыткам и другим видам жестокого обращения, отмечают правозащитники.

Amnesty Internatiоnal сообщает в меморандуме к президенту России также, что получила подробные свидетельства предполагаемых пыток и других видов жестокого обращения с задержанным Садрудином Махтиевым в здании ОРБ-2 в Урус-Мартане в августе 2008 года.

Садрудина Махтиева, 1974 года рождения, задержали утром 26 августа 2008 года сотрудники правоохранительных органов из ОРБ-2. Они отвезли его в здание ОРБ-2 в Урус-Мартане, где он, по его словам, перенес пытки и другие виды жестокого обращения. 

Махтиев рассказывал, что его приводили в кабинет, где заламывали руки, а на голову надевали полиэтиленовый пакет. По его словам, ему угрожали, что если он не “признается”, его передадут военным с базы российских войск около Ханкалы, и никто никогда не узнает, что с ним произошло.

Махтиев утверждает, что его избивали, угрожали изнасиловать и записать изнасилование на видео, а также угрожали, что будут пытать электрическим током. Позднее его перевели в ОРБ-2 в Грозном, где, по его словам, он содержался в кабинете, а не в ИВС.

О том, как обращались с задержанными в Чечне силовики, рассказывает бывший сотрудник спецподразделений МВД Дмитрий Беркут.

“В начале 2000-х в Грозном выстрелом из гранатомета был подбит бронированный автомобиль российского спецподразделения. Тогда погибли двое и были ранены трое бойцов. Через некоторое время в место дислокации этого пострадавшего подразделения приехали “местные гвардейцы”, у некоторых из которых, как говорили ребята, были удостоверения госбезопасности. Они привезли избитого человека, отдали его подразделению и сообщили, что это – пленный, который стрелял из гранатомета в их броневик", - рассказывает корреспонденту “Кавказского узла” Беркут.

По словам бойцов, пленного держали до конца срока командировки отряда в подвале ближайшей к месту расположения подразделения пятиэтажке. "Что с ним там делали около месяца – можете себе представить. При этом никто даже не думал провести проверку, причастен ли вообще этот человек на самом деле к нападению на их машину. Чем все закончилось к отъезду отряда из Чечни, бойцы не сказали. Но, по их намекам я понял, что этот пленный просто “исчез”, - рассказывает бывший сотрудник спецподразделений МВД.

20 мая “Кавказский узел” сообщал о похищении четырех человек в Грозном. Тогда рано утром к дому приехали машины, люди в черной оперативной форме, без опознавательных знаков, в масках, ворвались в помещение и увезли в неизвестном направлении всех находящихся в доме мужчин.

Оставшиеся в доме женщины обратились к правозащитникам, а те оперативно разослали заявления очевидцев в республиканскую, генеральную прокуратуры и правоохранительные органы. Заявления были приняты и зафиксированы, им были присвоены номера. Уже спустя несколько часов похищенные люди вернулись домой.

На место приехали сотрудники милиции, и, увидев, что все закончилось, уехали. При этом, по словам правозащитников, люди рады, что остались живы и не хотят дальше давать делу никакого хода.

“В этом случае, если органы правопорядка приняли заявления о похищении, вне зависимости от того, нашлись ли люди, они по закону были обязаны установить обстоятельства дела, и принять меры, согласно действующему законодательству. Прокуратура же, как надзорный орган, была обязана проследить за тем, чтобы МВД провело расследование", - прокомментировал ситуацию Дмитрий Беркут. 

По его словам, если милиция сомневается, что похищение вообще было, то органы обязаны провести проверку обстоятельств под углом того, что возможно имел место факт лжедоноса. "Если органы ничего этого не сделали, значит, или в деле замешаны спецслужбы - милиции дали об этом понять, но сообщать потерпевшим она об этом не может, или милиция сама причастна к инциденту, и в их интересах “спустить все на тормоза”, - уверен бывший силовик.

В меморандуме к президенту России Дмитрию Медведеву Amnesty Internatoinal также сообщает, что на протяжении последнего года к правозащитникам неоднократно поступали сообщения о том, что родственники лиц, подозреваемых в переходе на сторону вооруженных оппозиционных группировок, подвергаются возмездию.

Дома таких людей сжигают, и до сих пор никто не был привлечен к уголовной ответственности за эти преступления, а высказывания государственных должностных лиц, в том числе и президента Рамзана Кадырова, свидетельствуют о попустительстве подобным действиям.

Также, по данным Amnesty Internatiоnal, родственников лиц, подозреваемых в переходе на сторону вооруженных группировок, называют террористами и преступниками. В октябре 2008 года представители администрации некоторых районов Чечни решили, что такие родственники должны быть лишены возможности пользоваться государственной системой здравоохранения и другими социальными службами.

“Такое обращение с родственниками предполагаемых членов вооруженных группировок равносильно коллективному наказанию, запрещенному международным правом в области прав человека и действующим законодательством Российской Федерации”, - говорится в меморандуме.

При этом, со стороны властей Чечни чинятся препятствия для проведения работы специалистов Amnesty Internatiоnal. Как ранее сообщила корреспонденту “Кавказского узла” Фридерике Бер, правозащитники высылали чеченским властям письмо с просьбой разрешить им провести работу в этом регионе.

"Нам пришел очень длинный и сложный ответ. Там было написано, что в Чечне сейчас настолько все спокойно и хорошо, что наш визит туда просто не имеет смысла. В итоге нам просто отказали во въезде в Чечню", - рассказала Фридерике Бер.

"В Чечне с нами сотрудничает, в первую очередь, "Мемориал". И "Спасем поколение" - есть такая маленькая организация, которая работает с жертвами, пострадавшими от мин, они еще проводят другую гуманитарную и правозащитную работу. Есть также женские организации – "Женское достоинство", которая работает с травмированными женщинами и помогает им. Есть "Чеченский комитет национального спасения", который находится в Ингушетии и работает оттуда, но, тем не менее, собирает очень много информации", - рассказывает Фридерике Бер.

Ранее Фридерике Бер отмечала, что самый проблематичный регион в России в сфере нарушений прав человека — это Северный Кавказ. По ее словам, Amnesty International известно о фактах устрашения людей в Чечне, о нарушениях прав человека, об исчезновениях людей.

Согласно международному докладу Amnesty International 2009 года, по поступающей к ней информации, на Северном Кавказе сохранялась нестабильная обстановка и не прекращалось насилие, особенно в Чечне, Ингушетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии.

Ранее генеральный секретарь Amnesty International Айрин Кан заявила, что за год, прошедший после инаугурации Дмитрия Медведева, меры по улучшению ситуации с правами человека в Российской Федерации практически не принимались, а в некоторых областях обстановка даже ухудшилась.

В начале президентского срока Amnesty International в своем меморандуме, обращенном к президенту Медведеву, особо отметила проблемы в области прав человека, требующие решения в Российской Федерации. Президент России же поклялся уважать и охранять права человека и гражданина. Однако, никакой реакции на меморандум до сих пор не последовало, отметила Кан. 

Справка. Amnesty International - крупнейшая международная независимая правозащитная организация, объединяющая свыше 2,2 млн. активистов и сторонников в более чем 150 странах мира. Amnesty International считается беспристрастной организацией. Она не поддерживает и не находится в оппозиции ни к одной из политических систем или национальных правительств, действует в защиту прав человека во всём мире, в том числе и в тех случаях, когда организация не разделяет убеждения человека, права которого были нарушены.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"