Новая региональная война на Ближнем Востоке – Израиль против Ливана и Иран

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

***

Вчера Израиль уже окончательно начал полномасштабную интервенцию на территорию Ливана, включая массовые неизбирательные обстрелы и пр. С точки зрения Израиля – это война Израиля против шиитской группировки «Хезболла», являющейся иранской прокси в регионе. Но это очень похоже на то, как свои действия мотивировал Путин, говоря о нацистах в Украине. А основной факт в том, что начинаются новые разрушения, массовые смерти, а Ливан поставлен на грань существования.

 

Война в Газе и ее региональный контекст

С тех пор, как палестинцы из Газы устроили нападение на Израиль, включая неизбирательные нападения на военных и гражданских (7 октября 2023 года), прошел год. В ответ, Израиль начал полномасштабную военную операцию, конца и края которой не видно. Израилем была реализована блокада боевиков Газы и гражданского населения. Операция была подчеркнуто жестокой, имея явную цель опустошить Газу и изгнать население в Египет. Но Египет закрыл границу, не позволяя Израилю перекинуть палестинскую проблему на свои плечи, так что палестинское население оказалось в капкане. См. также:

Зоны контроля на территории Газы по состоянию на конец сентября 2024 года. Красным отмечены территории под сохраняющимся контролем ХАМАС, синим – территории, контролируемые АО Израиля, а голубым – территории, занятые Израилем в прошлом, откуда израильские силы уже выведены. На сегодня эти территории представляют собой серую зону, на части которых восстановлен контроль ХАМАСа, в части из них сейчас нет ни палестинского населения, ни вооруженных отрядов.

В отличие от прошлых палестинских войн, арабские страны не поддержали своих «братьев» в Палестине, бросив их на произвол судьбы: во-первых, Израиль впервые за долгое время одержал информационную победу в освещении событий 7 октября, высветив и к тому же значительно преувеличив жестокость боевиков ХАМАС, а во-вторых, к этому моменту ХАМАС в основном потерял поддержку арабских стран; к 2023 году основными спонсорами Газы были Турция, Иран, Катар и западные страны, а также отчасти сам Израиль. Арабские страны решили дистанцироваться от этого и по состоянию на осень 2023 года вели переговоры о заключении дипломатических отношений с Израилем. Иордания же и вовсе была участником отражения иранского удара по Израилю в апреле 2024 г. См.: Ответный удар Ирана по Израилю. Последствия в мире и на Южном Кавказе (16 апреля 2024).

В поддержку Газы выступили, по сути, Турция и Иран. Турция – риторически и дипломатически, а Иран задействовал свои длинные руки на Ближнем Востоке – группировки Хезболла в Ливане и Ансаралла (хуситы) в Йемене, где первая начала эпизодические обстрелы севера Израиля, вынудив Израиль эвакуировать примерно полтора процента населения страны с севера в центральные районы, а вторая начала реализовывать де-факто морскую блокаду Красного моря, нанося Израилю и всему Западу экономический ущерб.

 

Война в Газе и Ливан

На протяжении почти года ситуация на границе Израиля и Ливана оставалась напряженной – Хезболла держала север Израиля в напряжении, но не начинала полномасштабных боевых действий – так же отвечал и Израиль, обстреливая юг Ливана, но не переходя границу. Как считается, ливанская Хезболла гораздо мощнее ХАМАСа, обладает большим числом ракет, бойцов и лучше подготовлена, тогда как ХАМАС — это коалиция радикальных группировок, не имеющая эффективного управления. Хезболла считается самой большой силой в Ливане, тогда как армия самого Ливана не считается серьезной силой.

Но это равновесие было шатким: Израиль готовился к новой операции – теперь на уничтожение Хезболлы, тогда как Хезболла заявляла о готовности начать войну со своей стороны. Но Израиль продемонстрировал готовность к уничтожению целых городов на примере Газы, и в Ливане многие рассматривали эту угрозу очень серьезно, в особенности, те, кто ни к шиитам, ни к Хезболле никак не относятся, а Ливан – это многоконфессиональное общество и поэтому сама Хезболла испытывала внутреннее давление, направленное на предотвращение втягивание Ливана в войну.

Действия Израиля в Газе были не только грубыми и жестокими, но и не особо эффективными. Как мы можем увидеть на карте выше, несмотря на малый размер сектора Газа (365 кв. км.), Израиль до сих пор не смог завершить захват его территории, а единственным фактором, стесняющим израильское руководство, являются собственные потери, так что эта война стала очень непопулярной в мире. Уровень поддержки Израиля в мире, особенно, на Западе, значительно упал, и Израилю пришлось задействовать все доступные политические инструменты, включая лобби и апелляцию к политикам старших поколений, таких как Джо Байден и Дональд Трамп. В Газе, где Израиль рассматривал все население как враждебное, низкая эффективность компенсировалась блокадой и неопределенным правовым статусом территории. Поэтому к войне с Ливаном Израиль готовился основательно.

К концу июля обстановка вокруг границы Израиля с Ливаном начала обостряться. 28 июля Хезболла обстреляла Голанские высоты, по ошибке попав по поселению друзов, не прикрытому «железным куполом», в результате чего были жертвы, включая детей, что Израиль объявил поводом к началу войны. А 31 июля Израиль ликвидировал главу «ХАМАСа» Исмаила Ханию, причем в момент, когда тот находился в Тегеране, отмечая инаугурацию нового президента Масуда Пезешкиана. После этого Иран грозился ответить, но США попросили Иран не отвечать на убийство Хании, обещая, что добьются перемирия в Газе. Уже после убийства Хасана Насраллы (28 сентября), президент Ирана Пезешкиан заявил, что его обманули, также заявив, что США стоят за уничтожением Насраллы.

В начале августа этого года западные страны призвали своих граждан покинуть Ливан, ожидая начала полномасштабной войны, стало понятно, что все может развиваться по самому жесткому сценарию. Иран обещал ответить за убийство Хании, но вплоть до конца сентября ответ так и не последовал в надежде, что американцы сдержат слово и деэскалируют ситуацию. Но это лишь часть причин, почему Иран не ответил на убийство Хании. Вторая часть – это то, что ударять особенно нечем: в условиях, когда Запад консолидированно помогает Израилю отражать удар, руководства арабских стран проявляют к нему благожелательный нейтралитет, а сухопутной границы между Израилем и Ираном нет, можно лишь сделать шумный выпад наподобие апрельского удара, но результативным он будет только при применении самых дальнобойных и сверхзвуковых ракет, а их запасы исчерпаемы. Впрочем, уже сегодня, 1 октября, Иран все же нанес удар по Израилю, причем куда более результативный, чем в прошлый раз.

Учитывая, что духовный лидер Али Хаменеи дал обещание отомстить за убийство Хании, многие ожидали, что отвечать будет именно Хезболла, считающаяся «прокси» Ирана. Ливан граничит с Израилем и именно в южных районах Ливана больше всего шиитов и заметно присутствие Хезболлы в общественной жизни.


Карта пограничной зоны между Израилем и Ливаном. Синим цветом отмечена территория Израиля, голубым – оккупированные Голанские высоты, находящиеся под контролем Израиля, а желтым – юг территории Ливана, где влияние «Хезболлы» максимально. Остальная часть Ливана отмечена белым цветом. Также на карте синим пунктиром отмечена зона эвакуации гражданского населения Израиля.

 

Начало Третьей Ливанской войны

К настоящему моменту уже нет никаких причин не говорить о войне, если даже считать все события сентября за превентивный и точечный удар, поскольку сейчас уже начата сухопутная операция. Первой ливанской войной считается израильская операция 1982 года против Организации освобождения Палестины, второй – 2006 года против Хезболлы, и третья, фактически, начата в сентябре 2024 года. Причем, действия Израиля в 2006 году считаются провальными с точки зрения внешних наблюдателей – Израиль достиг лишь ограниченных целей, а Хезболла после 2006 года заметно укрепилась. Однако сейчас все может пойти по другому сценарию.

Вернемся к событиям сентября. 17 сентября в Ливане начали взрываться пейджеры. Взрывы продолжались примерно полчаса, вследствие чего было убито не менее 12 человек, включая ребенка, 2800 человек было ранено, в том числе, порядка 200 раненых были в тяжелом состоянии. Зачастую ранения приходились на руки или живот (почки). Как оказалось, пейджерами в Ливане пользуется в основном Хезболла или люди, связанные с ней, поскольку вследствие технологичного превосходства Израиля, мобильные телефоны были сочтены небезопасными и «Хезболла» перешла на это, устаревшее средство связи. Но как оказалось, в цепочку поставок встроились спецслужбы Израиля и продали ливанцам модифицированные пейджеры, содержащие 30 грамм взрывчатки, которые не идентифицировались существовавшими детекторами и не распознавались собаками как взрывные. На следующий день, 18 сентября, в руках представителей «Хезболлы» уже начали взрываться рации, в результате чего погибло не менее 20 человек и было ранено 450. Число погибших продолжило расти и по состоянию на 21 сентября достигло 37 (пейджеры и рации) и, учитывая возможную неполноту информации, думаю, можно достаточно уверенно предполагать не менее 50 погибших при примерно 4000 раненых разной степени тяжести.

Этот удар был осужден многими странами (включая западные страны) на заседании Совета Безопасности ООН, также как и представителями ООН, и по факту потряс мир. Дело не в том, что всем было жалко представителей «Хезболлы», хотя такое массовое нападение на представителей группировки и связанных с ними людей в условиях отсутствия войны действительно вызвало оторопь в мире. Проблема в том, что с этого момента устройства связи начали восприниматься как потенциальная угроза и в том числе повсеместно встал вопрос о создании полных цепочек производства под собственным контролем – таким образом, ради достижения текущих собственных целей, Израиль нанес удар не только по «Хезболле», но и по основам глобализации – международному разделению труда в производстве электроники и свободной коммуникации (хотя, надо сказать, это уже и так трещит по швам, см. также: Об аресте Дурова и борьбе со свободой слова, 26 августа 2024).

20 сентября по Бейруту был нанесен авиаудар во время рабочей встречи руководства спецназа «Хезболлы» (силы Радвана) и руководства «Исламского джихада». Погибло все руководство сил специальных операций Хезболлы.

23 сентября Израиль начал массовые, но точечные обстрелы Ливана по конкретным целям и адресам – опять же, ударяя по лицам, связанным с Хезболлой, что включало в себя дома бойцов и политиков, а также журналистов, связанных с этой партией. В первый же день Израиль объявил о поражении 1500 целей, а из Ливана пошли сообщения о массовых жертвах. По состоянию на 25 сентября, было объявлено о 636 погибших и более 2000 раненых. По данным Минздрава Ливана, по меньшей мере четверть погибших – женщины и дети. Примерно полмиллиона человек бежали, преимущественно с юга Ливана. Также как и в случае с Газой, Израиль объявил о «зоне эвакуации», что воспринимается как зона неизбирательных атак на инфраструктуру и населенные пункты.


Карта AP News – локация известных точечных ракетных и авиационных атак Израиля 23-24 сентября.

После 25 сентября Израиль начал наносить массированные удары по Ливану, включая столицу – Бейрут, в результате одного из таких ударов 27 сентября был убит шейх Хасан Насралла, лидер Хезболлы с 1992 года, а вместе с ним и другие представители Хезболлы, собравшиеся на заседание в подземном штабе.  Израильтяне получили информацию о начале собрания и нанесли массированный удар тяжелыми авиабомбами. Как потом выяснилось, сам Насралла не получил физических ранений, а погиб от ударной волны. Как бы там ни было, Израиль уничтожил многих командиров Хезболлы и, в отличие от того, что многие думают, структуру невозможно безболезненно переформатировать под новых лидеров, особенно если все руководство уничтожается почти одновременно.


Израильская инфографика, демонстрирующая ликвидированных командиров «Хезболлы»

После этого авиаудары израильских ВС еще больше интенсифицировались, очевидно, опять целясь в бойцов и командиров «Хезболлы». Параллельно, росли небоевые потери – только во время удару по Насралле общее число погибших составило 63, большинство из которых – мирные жители. Израиль больше не вспоминает про свою старую тактику «стук по крыше», когда перед ударом предупреждали мирное население о скорой атаке.

В ночь на 1 октября Израиль начал сухопутную операцию, пересекая границу Ливана. Были сообщения о том, что ливанская армия без боя отступила назад, по сути, позволяя Израилю наступать – или демонстрируя неспособность противодействовать. В то же время, по сообщению ливанского телеканала Al Mayadeen, в реальности этой атаки нет.

Наконец, 1 октября Иран нанес ракетный удар по Израилю. Если в прошлый раз более 90% ракет были сбиты, а Израилю помогало большое количество стран, то сейчас ситуация изменилась. Иран не предупредил об атаке и о целях (как в прошлый раз) и использовал более совершенное оружие, результативность чего оказалась выше. Было выпущено около 200 ракет и, вероятно, половина из них достигла территории Израиля, не будучи сбитой. Но насколько точными были попадания – отдельный вопрос. Уже стоит на повестке вопрос ответа Израиля и ответа на ответ со стороны Ирана. «Третья Ливанская» война может очень быстро разрастись в масштабах.