Арабо-израильская война и ее региональные последствия

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

***

Боевые действия и их предварительные результаты

Начиная с утра субботы 7 октября, в 50-летнюю годовщину «Войны судного дня», началась полномасштабная война между палестинцами (группировка ХАМАС) из Газы и Израиля. Хамас решил скоординированную, масштабную и жестокую атаку, абсолютно заставшую Израиль врасплох и приведшую к политическим жертвам. Исторически локальные восстания палестинцев против Израиля назывались интифадами (освободительными войнами), но здесь масштабы были больше, и это слово почти не использовалось.

По предварительным данным, у Израиля 300 погибших и 1590 раненых (в т.ч. 19 в критическом состоянии, 293 – в тяжелом), что включает в себя как военных, так и мирных жителей. Среди погибших - полковник Йонатан Штайнберг, командир бригады "Нахаль", одной из основных пехотных бригад израильской армии.

Было также несколько сотен пропавших без вести, преимущественно угнанных в плен палестинцами в Газу. Там, по словам представителей Хамас, они распределили их равномерно по всему сектору; причина – использование в качестве человеческих щитов. В Газе число погибших уже тоже довольно большое – более 230 и 1700 раненых, но эти данные относятся к раннему вечеру и уже устарели.

Статистика человеческой цены арабо-израильского конфликта. Как мы видим, нынешнее столкновение беспрецедентно для последнего периода, со стороны Израиля погибших больше, чем за 13 лет - с 2008 по 2020 гг., со стороны Палестины пока данные крайне неполные, но по итогу операции, особенно в случае наземной операции Цахала (израильской армии), скорее всего счет погибших пойдет на тысячи.

В Газе подсчитать всех погибших куда труднее, во-первых, вряд ли поддаются подсчету плененные и погибшие палестинцы, совершившие рейд на израильскую территорию, а во-вторых, куда труднее учитывать жертв бомбежек (а на данный момент основным инструментом израильской армии является авиация).

Бомбардировка Газы израильскими ВВС (вероятно, кадр обрушения "Палестинской башни". Уже поздним вечером появились объявления, что ВВС Израиля нанесли удары "по мечетям в секторе Газа, которые использовались для террористической деятельности". Вероятнее всего, в этих мечетях были призывы к джихаду и собиралась агрессивно настроенная молодежь.

Ночная атака Хамаса на Тель-Авив. "Железный купол" перехватил большую часть из 150 ракет, выпущенных из Газы, но некоторые ракеты (вероятно, до 10%) достигли цели. В отличие от Газы, в Израиле смертность от этих атак очень небольшая, поскольку в Израиле развитая система бомбоубежищ и гражданского оповещения, а также сами ракеты обладают низкой мощностью и в большинстве случае сбиваются ПВО.

Однако ракетные удары в любом случае были направлены не только на Тель-Авив (значение этого удара было в основном символическим), но и на весь юг Израиля, особенно интенсивной атаке подверглись города и поселки, прилегающие к Газе (карта воздушных атак - ниже).

Помимо воздушных атак, палестинцы нападали на мирных граждан, совершили множество актов жестокого насилия по отношению к мирным жителям, особенно крупный эпизод был - нападение на участников фестиваля, проходившего прямо у границы с Газой, где было много убитых и взятых в заложники. Таким образом, судя по поведению хамасовцев можно заключить, что их целью было надежное лишение израильтян чувства безопасности на обозримую перспективу.

Но самым главным, пожалуй, стал прорыв границы (снос стены бульдозерами) сразу в нескольких местах и рассредоточение боевиков в прилегающей к Газе территории, где они пытались брать под контроль населенные пункты, где их не ожидали, малыми группами по 20-30 человек.

Карта населенных пунктов, захваченных хамасовцами. В течение дня израильская армия постепенно выдавливала палестинцев из занятых ими населенных пунктов, уже днем были отбиты порядка 70% изначально занятых поселений, но пока доподлинно не известно, остались ли под контролем палестинцев какие бы то ни было территории вне Газы на данный момент. Что касается занятых палестинцами населенных пунктов, то иногда журналисты, характеризуя эту ситуацию, рисовали линию контроля, как если бы по юго-западу Израиля проходил фронт, но в действительности фронта не было: нас.пункты занимались по отдельности, мобильными группами; кроме того, несмотря на то, что условно контролируемая палестинцами территория вне Газы была больше, чем территория самого сектора Газы, надо учитывать, что это пустынная и малонаселенная территория.

Понятно, что это не так уж существенно, а стратегически и долгосрочно вообще ничего не значит, но в асимметрии восприятия, учитывая отсутствие реальной палестинской армии и силу (и пиар) израильской армии, продвижение (порой глубокое) палестинцев многие считают серьезным успехом и катастрофой для Израиля. Также, стоит учитывать, что в отличие от 1967 или 1973 года, здесь против Израиля напрямую не выступило ни одно государство, и даже локальные группировки в основном не действовали - по большому счету нападение осуществлялось только силами Газы; Палестинская автономия Западного берега реки Иордан и группировка "Фатх" не участвовала, пока не участвовала и ливанская "Хезболла", которая, впрочем, обещала вступить в бой, если Израиль начнет сухопутную операцию внутри самой Газы.

Выше представлены спутниковые снимки сектора Газа и юга Израиля, на которых видна территория вооруженных столкновений, охваченная пожарами. Также можно взглянуть на карту пожаров НАСА, в которой легче будет разобраться людям, незнакомым с географией региона.

Еще с утра хамасовцы захватили несколько приграничных казарм, где были убиты и пленены солдаты, захваченные врасплох, а также угнана или уничтожена техника. По оценке «Рыбаря», составленной на основе видеороликов, Израиль потерял 42 единицы военной техники, в т.ч. 7 танков «Меркава», 12 БТП, 2 БМП и др. Часть техники была уничтожена, а часть была захвачена в качестве трофея:

 

Внутренние причины конфликта

На данном факторе я не буду останавливаться подробно, однако некоторые обстоятельства все же стоит зафиксировать. Итак, в основе палестинского вопроса лежит то, что израильтяне не дают палестинцам создать свое государство, а палестинцы не признают права евреев на свое государство, в итоге вопрос перемещается в плоскость силы, где Израиль регулярно побеждал арабов.

В результате политики Израиля с одной стороны, и нетерпимости арабов с другой, произошла геттоизация арабского населения в небольших анклавах, самым густонаселенным из которых является сектор Газа. В исторической Палестине проживает на сегодня до 15 миллионов человек, почти поровну евреев/иудеев и мусульман-палестинцев. Но примерно большинство евреев живет в Израиле, а большинство палестинцев - в секторе Газа и на западном берегу реки Иордан (а также 1.7 млн в Израиле). Ареалы проживания арабов-мусульман сузились, в Газе, вероятно самое густое население в мире за исключением  - 6,500 человек на кв. км., что включает в себя города, поселения, лагеря беженцев и даже незаселенную пустыню. Это рождает огромное демографическое давление и ненависть, которая зачастую подогревается извне. По этой причине, Израиль зачастую называют государством апартеида и, хотя эти оценки спорные, но они широко представлены в современном левом мейнстриме.

Израиль хотел бы сохранить под своим контролем как можно больше территорий, поскольку эффективное размежевание с палестинцами невозможно из-за смешанного проживания (начиная с 1948 года и до сих пор, хотя многие палестинцы покинули территорию проживания или бежали во время войн). Поэтому, политика Израиля заключалась в сохранении противоречий между сравнительно умеренной партией Фатх (которая контролирует Западный берег) и радикальной - Хамас (контролирующей Газу), но это положение оказалось неустойчивым, поскольку радикалы из Хамас зачастую успешно играют на эмоциях палестинцев и обретают популярность, а также получают внешнюю поддержку и начинают создавать Израилю серьезные проблемы.

 

Внешние причины конфликта

Палестинских беженцев много во всех соседних странах и регионах (в Иордании они составляют более половины населения, также их много в Ливане, Сирии и Саудовской Аравии). Исламские страны не могут игнорировать наличие притесняемого мусульманского населения в Палестине, что отравляет отношения Израиля с арабскими странами. И, хотя, согласно соглашениям Авраама, пролоббированным Трампом, Израиль смягчил противоречия с соседями и добился частичного признания, вопрос далек от урегулирования.

Кроме того, палестинский вопрос стал инструментов для вхождения Турции и Ирана в региональную политику. В Турции во власти "Партия справедливости и развития", принадлежащая к течению "Братьев-мусульман", как и Хамас, и чувствует свое с ним родство. Поэтому Эрдоган в предыдущие двадцать лет неоднократно провоцировал напряженность в регионе.

Для Ирана этот вопрос еще более острый, поскольку Иран провозгласил главным врагом "сионистский режим", а учитывая то, что иранцы шииты и неоднозначно воспринимаются арабами, это стало для Ирана средством вхождения в ближневосточную политику. Также, с позиции Ирана, Израиль это отражение США в регионе, и это является дополнительной мотивацией борьбы. Израиль, в свою очередь, имея в виду плохие отношения между США и Ираном, также предпочитает сохранять отношения с Ираном враждебными и не стремится к их улучшению.


Башня Азади (свободы) в Тегеране, окрашенная в цвета палестинского флага

Иран поддерживает палестинскую борьбу как финансово, так и технологически, а также пропагандистски. Таким образом, Иран присутствует на Ближнем Востоке во многих странах и является одной из сторон почти во всех конфликтах. 7 октября по всему Ирану властями были организованы праздничные шествия, а действия палестинцев рассматривались как победные. В Израиле напрямую обвиняют Иран в организации нападения. Понятно, что сами палестинцы организовать такую серьезную операцию не смогли бы. К тому же, Израиль столкнулся с серьезной кибератакой, что вероятно и стало причиной провала разведки. И эту кибератаку явно палестинцы не смогли бы провести своими силами.

Саудовская Аравия, а также другие арабские страны, исходно склонные поддерживать палестинцев, на фоне активного вовлечения Ирана, порой предпочитают сохранять нейтралитет (и тем самым уже помогать Израилю), поскольку рассматривают Израиль как сдерживающий фактор для Ирана. Заявление МИД Саудовской Аравии следует считать сдержанным, где СА призвала к созданию двух государств, назвала израильские силы оккупационные, но не обвинила Израиль в напряженности.

Палестинцев финансирует и поддерживает также Катар, известный поддержкой радикального ислама по всему региону (в т.ч. в той же Сирии), что мы видим и сейчас. Катар также официально поддержал палестинцев. Кроме Катара и Ирана, палестинцев поддержала также Сирия и Афганистан.

Большинство западных стран выразили поддержку Израилю как жертве нападения. США обещали увеличить военную помощь и дали карт-бланш на проведение операции против Газы.

 

Региональный контекст войны вокруг Газы

Если смотреть на начальные заявления Министерств иностранных дел стран Южного Кавказа, то Грузия выступила с осуждением палестинской атаки, Армения выразила сожаление по поводу творящегося насилия и призвала к прекращению, а Азербайджан осудил насилие и призвал к деэскалации.

Однако в дальнейшем из Баку звучали заявления, сигнализирующие, что Азербайджан на стороне Израиля. Этому содействовало как то, что в последней агрессии и этнической чистке Азербайджана против Нагорного Карабаха, роль Израиля, наряду с Турцией, была ключевой, учитывая массовые поставки вооружения в последний месяц перед нападением. Хотя посольство Израиля в Баку было открыто в августе 1993 года, Азербайджан не торопился открывать свое посольство в Израиле. Решение об этом было принято в ноябре 2022 года, а фактически посольство открылось лишь в конце марта 2023 года.


Фото огненных башен в Баку, окрашенных в цвета Израильского флага. Неясно, было ли фото снято 7 октября или нет.

Учитывая роль Израиля в вооружении Азербайджана, в Армении отношение к Израилю скептическое, и оставалось таковым и 7 октября. Официальная позиция была максимально бессодержательной, а учитывая, что Иран открыто поддержал палестинцев, Армения решила в этой ситуации держать низкий профиль. Грузинская официальная реакция, однако, тоже не имела никакого дальнейшего содержания, помимо формальной солидаризации с Израилем.

Позиция же Ирана здесь интереснее. Как представляется, Иран поддержал данную операцию не только в контексте общей поддержки борьбы палестинцев с угнетением, или противостояния Израилю. Если действительно Иран является соавтором данной силовой операции "Хамаса", можно предположить, что это самостоятельный ход в региональной игре. С одной стороны, давлением на Армению и Арцах, Турция и Азербайджан усиливали давление на север Ирана (в т.ч. посредством назойливых разговоров о "зангезурском коридоре"), а учитывая военную и равзедывательную активность Израиля в Азербайджане, складывался риск, что Азербайджан станет плацдармом для войны против Ирана, чего в Иране опасаются. Таким образом, можно считать эти столкновения с одной стороны ответом Ирана Израилю за его активность в Азербайджане, а с другой стороны как средство отвлечения внимания Израиля от региона Южного Кавказа.

В условиях критических рисков для безопасности Армении, эти тенденции становятся очень важными, поскольку столкновение в Восточном Средиземноморье может легко перекинуться и на Южный Кавказ, а Армения, на сегодня ослабленная и не восстанавливающая свой военный потенциал может стать жертвой в подобных столкновениях, так как в качестве удара по Ирану будет рассматриваться удар по Сюникскому марзу Армении, о чем Азербайджан заявляет напрямую. Иран также сигнализирует о готовности в таком случае напрямую вовлечься в конфликт, и стать непосредственным участником боевых действий. Таким образом, "сирийский сценарий" для Армении совсем не следует считать исключенным, а войной вокруг Газы он стал только еще более вероятным.

Грузия, в свою очередь, пока остается в стороне от этих процессов, для нее будет важно, как закончится армяно-азербайджано-турецкое противостояние и урегулирование, какая будет транспортная ситуация и т.д.

 

Грант Микаэлян