Политика Армении: дилеммы оппозиции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Движение за спасение Родины на данный момент пришло к некоторой критической развилке. Очевидно, что к 20 февраля, когда возобновились акции протеста, движение неплохо подготовилось.

Если посмотреть, какое число высокопоставленных лиц, представителей интеллигенции и лидеров общественного мнения уже высказались за отставку Пашиняна или уволились после капитуляции, можно уверенно сказать, что такой консолидации в армянском обществе не было никогда после 1988-94 годов. В то же время, на уровне общественного мнения "широких народных масс" ситуация, естественно, не меняется так быстро. Особенно учитывая антиэлитную обработку общественного мнения на протяжении десятилетий. На данный момент Пашинян уже теряет популярность, но все еще сохраняет ее, особенно в регионах. См. также: 58% поддерживают проведение внеочередных выборов в Армении: соцопрос.

Вот каков контекст внутриполитической борьбы с позиции "Движения за спасение Родины" на данный момент. Однако остается ключевой вопрос. Каким образом финализировать эту борьбу? Что делать если Пашинян не подаст в отставку? Очевидно, он этого делать не собирается и зубами держится за свое кресло. По сути высвечивается следующая дилемма: если власть не подает в отставку, оппозиция прибегает к революционному методу и свергает власть, либо прибегает к революции даже не как к средству, а как к цели, если планирует глубокие преобразования, которые законными методами реализовать невозможно. Эту дилемму я высвечивал в нескольких статьях в ноябре-декабре прошлого года. Предлагаю с ними ознакомиться также для того чтобы понять политическую структуру и динамику в Армении за последнее время.

Оппозиция отказывается от революции, опасаясь последствий, поскольку в оппозиции сконцентрированы в основном опытные и грамотные политики, которые в то же время излишне осторожны и боятся негативных последствий, следующих за каждой революцией. Также, оппозиция боится поднять волну, которую не сможет оседлать, а революционная волна это выплеск огромной энергии, которую, конечно, можно попытаться направить в правильное русло, но как правило это делалось совсем по-другому. В то же время, оппозиция не отказывается полностью от использования некоторых революционных технологий - так, Вазген Манукян говорил о возможных молниеносных захватах зданий, как альтернативе переговорам.

Вторая развилка оппозиции - это вопрос выборов. Сторонники Пашиняна и бывшие сторонники Пашиняна, но еще не готовые поддержать оппозицию, утверждают, что оппозиция хочет отнять у народа право голоса и таким образом прийти к власти. Этот дискурс очевидно демагогичен. У народа право голоса в последний раз было в 1988 году, и он свое мнение - курс на независимость Армении и Карабахское движение выразил. После этого либо политика развивалась в противоположность мнению народа, либо с манипулированием мнением народа. Способы такой манипуляции были разные - например, в 2017 году республиканцы подкупали избирателей, а в 2018 году Пашинян обманывал их (и тоже подкупал - амнистией, отменой штрафов и обещанием отнять деньги у олигархов). Но факт в том, что не было консолидированной воли населения, да и вообще такое случается исключительно редко. Пьер Бурдье в конце 1960-ых гг. выступил с тезисом, что общественного мнения не существует и обосновал его размытостью представлений, присущих большинству любого народа по большинству вопросов. Оппозиция нашла из этой развилки самый правильный выход - предложение формирования временного правительства и потом проведение выборов. Не страна для выборов, а выборы для страны. В условиях крайней степени поляризации, конфликта и манипуляции общественным мнением невозможно провести выборы. Выборы вообще не могут быть самоцелью. Целью должна быть устойчивая и адекватная власть, способная обеспечить безопасность и привести народ к процветанию. Взять в этом смысле тайм-аут, чтобы улучшить атмосферу в стране и лишь позже провести выборы - единственная адекватная альтернатива. К сожалению, принципиальную позицию здесь выразили далеко не все субъекты.

Третья развилка оппозиции - это что делать после смены власти. В ныншнем раскладе сложно представить, что Пашинян сколько-либо долго сумеет удерживать власть. Но также это означает, что в какой-то момент оппозиции надо будет развивать успех и преодолевать новое противодействие - теперь со стороны парламента. После отставки Пашиняна, необходимо будет решать вопрос с пашиняновским парламентом и кадрами на местах, которые неизбежно будут вносить диссонанс в общественную жизнь и противодействовать стабилизации ситуации. Кроме депутатов от "Моего шага", стабильность будут подрывать также террористы из "Сасна Црер" и представители других сателлитов нынешней власти. Задача стабилизации власти на переходный период очень серьезная, учитывая как много кадров Пашинян заменил что в госаппарате, а также размер его фракции в парламенте. Помимо этого, необходимо будет преодолеть сопротивление информационной машины Пашиняна, распространяющей ненависть и ложь в промышленных масштабах. Эта машина была создана еще в 2016 году и во многом именно она является причиной нынешнего положения страны. См. также: Контрреволюция против охлократии в Армении (17 декабря 2020)

Четвертая развилка оппозиции - это что делать внутри себя. Оппозиция расколота на много частей. Движение за спасение Родины это формат 16/17 партий + 2 непартийных игрока. Это движение не имеет общих позиций почти ни по одному вопросу кроме отставки Пашиняна. В оппозиции есть выдающиеся и известные личности (в том числе то, что в Армении называют партии-личности), но есть и институциональные игроки. Как их совместить? Серьезная конкуренция в рядах оппозиции уже приводила - и тем более, в будущем, будет приводить к расколам, что будет мешать консолидировать власть, пускай даже в руках коалиционного правительства.

Пройдя огонь и воду, оппозиции останется пройти с достоинством и медные трубы. В частности, на данный момент в Армении можно припомнить не очень много хороших и профессиональных правительств, а в общем, думаю не ошибуюсь, если скажу, что из 29 лет независимости, не менее 20 лет в правительстве было большинство людей некомпетентных и непригодных для решения системных задач. Сейчас же перед Арменией стоят столь же серьезные вызовы, как и в начале 1990-ых гг. Тогда мобилизовать потенциал Армении и диаспоры так или иначе удалось (пусть и не идеально), у будущей армянской власти не будет права на ошибку. Сможет ли нынешняя оппозиция создать устойчивую систему власти, собрать достаточный технократический ресурс, поставить долгосрочные задачи и обеспечить выживание страны на дальнюю перспективу? Задачи сегодня по масштабу совсем не те же, что стояли перед Пашиняном в 2018 или даже в 2020 году. Теперь надо будет камень катить наверх, а это всегда очень сложно. Найдется ли в Армении такой Сизиф, который не только возьмет это дело на себя (такие найдутся), но и сможет докатить камень доверху - большой вопрос. И на него оппозиция должна будет найти ответ.