Бывший глава СНБ Армении Ванецян высказался по острым политическим вопросам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Ванецян уходит в отставку с позиции главы СНБ и главы Футбольной федерации Армении

Прошло более двух месяцев с момента отставки Артура Ванецяна с поста главы Службы национальной безопасности и Валерия Осипяна с поста главы Полиции. До сих пор в этих службах и ряде других служб не назначены новые руководители. Действуют временные исполняющие обязанности, но общественность о них практически ничего не знает. Это уже само по себе представляет проблему. Почему эта проблема существует? Дело в том, что власти хотят провести законопроект, согласно которому на эту позицию может назначаться не выходец из соответствующих служб, а политический назначенец, причем возрастом от 25 лет. Это открывает дорогу к назначению крайне сомнительных лиц на ту позицию, обладатель которой имеет очень широкие полномочия, а также большое количество информации. Именно потому, что готовятся будущие политические назначения, решено оставить эти службы беспризорными. Я уже писал несколько текстов касательно развития этой ситуации и вообще тенденций в бюрократической среде.

Недавно футбольная сборная Армении проиграла Италии на выезде со счетом 1:9, что вызвало раздражение болельщиков. Виновные были быстро найдены – это тренер Хашманян и глава ФФА Ванецян. Насколько именно они виновны сказать трудно, но всегда в таких вопросах возникает вопрос не столько вины, сколько ответственности. Причем виновность Ванецяна стала обсуждаться уже в основном вчера, когда стало известно, что он даст интервью оппозиционной газете «168жам» (168 часов).

Вчера Ванецян подал в отставку и дал интервью по вопросам футбола. Однако журналистка, редактор газеты и глава Союза журналистов Армении Сатик Сейранян, задала ему ряд политических вопросов, на которые он дал свои ответы. Поскольку это был блиц, их не так много, и я хочу привести все их целиком.

 

Ванецян, его аппаратный вес и роль в постреволюционной Армении

Но до того хочу отметить, что ситуация очень похожая на то, как в свое время Ираклий Окруашвили, в прошлом имевший высокий рейтинг, в итоге оказался в оппозиции к Саакашвили, начал говорить и его начали преследовать, что в итоге привело к масштабным акциям протеста. Окруашвили на позиции генпрокурора реализовывал ту же деятельность, что Ванецян на позиции главы СНБ – репрессировал представителей прошлой власти, распутывал некие коррупционные дела и добивался возвращения государству нанесенного ущерба. Так что разница в должностях не столь важна, поскольку назначение и ассоциации были одинаковыми. Также, у обоих был очень высокий рейтинг, особенно у Ванецяна. Оба в итоге выступили против власти.

Но если Окруашвили выступил против Саакашвили в сентябре 2007 года, то есть через 4 года после революции, то Ванецян начал выступать меньше, чем через два года. Пока еще он не сделал серьезных политических заявлений, но уже с большой вероятностью, сделает. Кроме того, Ванецян ушел сам с позиции главы СНБ, а Окруашвили перемещали с должности на должность, пока он не оказался на совсем не подходящем ему посте главы Минэкономики.

Теперь пару слов о рейтинге Ванецяна. В опросах MPG/Gallup International, Ванецян получил уровень одобрения в 4.56 баллов из 5 в сентябре 2018 года и 4.2 балла в мае 2019 года. Оба раза он был самым популярным среди министров (рейтинга Пашиняна для сравнения не было), но во второй раз он делил первенство с министром обороны Давидом Тонояном. В октябре 2018 года был проведен опрос IRI, согласно которому на первом месте был Никол Пашинян с уровнем одобрения в 82% (неодобрение 16%), а Ванецян был на третьем месте – 77% (15%). Исключая неопределившихся или не знавших того или иного политика, рейтинг Пашиняна составлял 83.7%, а Ванецяна – 82.8%, то есть примерно равную величину. При всем этом стоит учитывать, что рейтинг Ванецяна во многом был производной от должности и уходом в отставку он большую часть своей поддержки неизбежно терял. При этом, оставаясь во все менее популярном правительстве, он также терял рейтинг. Как бы там ни было, Ванецян – это фигура первой величины постреволюционной Армении, а также человек, обладающий наибольшими знаниями о том, что происходит в стране.

 

Блиц-интервью

Привожу блиц-интервью целиком, со ссылками на соответствующие статьи в блоге для тех, кто интересуется бэкграундом обсуждаемых событий. Всего было задано 16 вопросов, в том числе 8 не получили ответа.

Скриншот из блиц-интервью на канале 168жам в YouTube.

- Ваша отставка была вызвана встречей премьер-министра с представителями группировки «Сасна Црер»? (см. также По поводу приговора Жирайру Сефиляну и боевиков Сасна Црер).

- Не отвечу на этот вопрос

- Нынешние власти используют сегодня футбол в качестве инструмента в политическом противостоянии?

- Думаю, да

- Перед вами была поставлена задача исключения из молодежной сборной Армении U-15 Вардана Товмасяна, сына Грайра Товмасяна? (главы КС; см. также Отступление власти: Конституционный суд выдержал давление).

- Нет, такой задачи не было.

- Было ли для вас ожидаемо, что начнется подобная кампания по давлению против вас в Федерации (Футбола)?

- Да, было ожидаемо.

- Безопасность Армении под угрозой?

- Не отвечу на этот вопрос

- Переговорный процесс в Арцахском вопросе под угрозой? (см. Почему не удается достичь урегулирования Карабахского конфликта на переговорах?)

- Не отвечу на этот вопрос

- Находится ли общество в заблуждении?

- Думаю, да

- Ваша безопасность (личная) под угрозой?

- Не отвечу на этот вопрос

- В условиях акций протеста против офиса фонда Сороса – представляет ли данный фонд угрозу для республики Армении?

- Если коротко, то да.

- В Армении есть политические силы, финансируемые из-за рубежа?

- Думаю, да

- Они ведут активную политическую деятельность?

- Да

- Они находятся рядом с революционерами или контрреволюционерами?

- Не отвечу на этот вопрос

- Возможна ли в Армении революция? (многие собеседники Сейранян, по ее словам, поднимают эту тему)

- Давайте, я не отвечу на этот вопрос

- В период вашей работы в Службе национальной безопасности, был ли в повестке дня вопрос ареста Сержа Саргсяна? (см. Над семьей Саргсяна сгущаются тучи)

- Не отвечу на этот вопрос

- Заключение под стражу Роберта Кочаряна содействует раскрытию дела 1 марта? (см. Дебаты по Кочаряну в обществе, открытое письмо Ширханяна и возвращение Кочаряна в политику; К годовщине событий 1 марта 2008 года. Неофеодализм, противостояние и уроки)

- Не отвечу на этот вопрос

- Не считаете, что молчать – неправильно? Сколько будете молчать?

Да, считаю. Как я уже говорил, придет время и я выскажу свое мнение обо всем, что происходит в стране. А дальше – я свободный человек и могу, если так решу, заняться общественной или политической деятельностью. Я служил Армении как офицер и буду продолжать это делать и на другом поприще.

 ***

Ванецян преимущественно ответил на вопросы, требующие его политической оценки, но в основном не использовал информацию, полученную в период нахождения во власти. Таким образом, он решил пока еще не переходить грань и входить в стадию «горячей войны» с правительством, хотя уже открыл себе дорогу в этом направлении. Особенно, учитывая его высказывание про фонд Сороса, который еще полгода назад активно конфликтовал с СНБ. В остальном же выводы предлагаю делать читателям.