Глава армянской спецслужбы Ванецян подал в отставку – что это значит?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Менее часа назад глава Службы национальной безопасности Артур Ванецян подал в отставку. Что это может означать? Подробно и сходу сказать будет сложно, поскольку все же достоверной информации обо всем у меня нет. Поэтому буду основываться лишь на тех отрывочных сведениях, что у нас есть – а это публичное освещение деятельности СНБ и заявление самого Ванецяна.
Вот само заявление Ванецяна:
«Дорогие соотечественники,
Почтенные военнослужащие СНБ РА.
Сообщаю вам, что принял решение представить заявление об отставке с должности директора СНБ РА. Такое решение в сложившейся ситуации и в контексте грядущего считаю самым предпочтительным и самым обоснованным вариантом моего служения Республике Армения и своему народу.
Это решение я принял столь же уверенно, как и то, когда на судьбоносном для нашей страны этапе согласил вступить в должность директора СНБ РА. Моя деятельность на протяжении 1,5 лет всегда протекала перед вашими глазами, при совершении каждого шага я руководствовался одним принципом: Родина и честь офицера – превыше всего.
У государственного строительства своя логика: стихийность решений, необоснованность действий, стиль неразличения первичного от вторичного, а преходящее от непреходящего – не тот путь, который ведет к претворению в жизнь целей. Это не имеет ничего общего с достоинством офицера, погоны офицера и подобный ход развития событий – несовместимы.
Моя отставка пусть станет отрезвляющим шагом под знаком «Стоп!». Во всех остальных случаях победит долг перед родиной.
Мира и безопасности нашей стране.
Честь имею»
У нас также есть ответное заявление Пашиняна:
«Это произошло в результате нескольких обсуждений с директором СНБ и по взаимному согласию.
Мы обсудили несколько сценариев дальнейшей деятельности г-на Ванецяна. На данный момент, думаю, г-н Ванецян будет сконцентрирован на вопросе национальной и государственной важности по выводу сборной Армении по футболу в финальную часть первенства Европы».
На вопрос о том, недоволен ли он работой Ванецяна, Пашинян ответил: «Работа главы СНБ - это не та работа, которую можно обсуждать публично».
Осмелюсь усомниться в том, что решение было совместным и проработанным, поскольку в таком случае пресс-конференция тоже должна была бы быть совместной. Плюс, уже, с большой вероятностью, была бы готовая кандидатура. Возможно, во власти просто решили не утруждать себя формальностями, но тем не менее, это странно.
Также странно заявление Ванецяна. К кому он обращается? Вряд ли он обращается к оппозиции или гражданскому обществу. Ведь не они занимаются в данный момент государственным строительством. Значит, обращение идет к власти. Но поскольку власть не монолитна, возникают определенные вопросы относительно адресата. Легче всего было бы предположить, что адресатом является Никол Пашинян, но скорее всего, это более размытый адресат – то есть обращение к элите в целом. В частности, к той части элиты, которая является выходцами из гражданского общества, а в последнее время были его главными оппонентами во власти.
Но вариант с администрацией премьер-министра как адресатом я бы тоже не исключал – в таком случае Никол Пашинян лишь решил изобразить хорошую мину при плохой игре. Ведь заявление достаточно жесткое и острое – Ванецян обвиняет адресатов в нарушении «логики государственного строительства», хаотичности работы и т.д.
Из последних публичных отзвуков деятельности Ванецяна – осуждение ЧК, что было неоднозначно воспринято в России. До того был конфликт с Даниелом Иоаннисяном и с Давидом Санасаряном (а также Сакунцем и др.). Также, Ванецян по непонятной схеме вовлечен в работу Футбольной Федерации Армении.
У многих возникли вопросы относительно того, может ли Ванецян пойти в политику (очевидно, в виде оппозиционера). Я думаю, что нет. Ванецян как раз хочет уйти из политики. Ситуация с Ванецяном, скорее всего, повторяет то, что произошло с министерством юстиции, когда опытный правозащитник Артак Зейналян ушел в отставку по причине нежелания следовать в фарватере политики новых властей, политизировавших судебную систему. После этого был назначен молодой министр с сомнительной биографией и профессиональной квалификацией. Скорее всего, то же самое будет и с СНБ. В последнее время, СНБ была все больше вовлечена в политику, внутриполитические разборки, коррупционные дела, а также все чаще оказывалась и затронута внешнеполитическими вопросами отношений между Арменией и Россией.
Ванецян не был наимудрейшим руководителем – в прошлом правительстве он был на третьих ролях и перед ним в иерархии СНБ было немало людей, в том числе заслуженно. А СНБ уже с 2016 года работало плохо. Но в рамках нового правительства он стал выглядеть одним из самых компетентных людей, что довольно плохо характеризует новое правительство.
Ванецян, скорее всего, устал от политизации своей деятельности и восприятия его структуры как политического инструмента – даже если не властью – то обществом в любом случае. И в то же время, деятельность СНБ становится все более публичной. Все это по меньшей мере непрофессионально с точки зрения спецслужб. Очевидно, Ванецян это понимал и пытался помешать. Сейчас он понял, что это не удается и повлиять он не может ни на что или почти ни на что. И объявил об уходе.