Увольнение главы Полиции и новая серия кадровых и институциональных изменений
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Информация о смене главы полиции была «слита» заранее
Новостной поток Армении сейчас становится все активнее – только началась осень, а уже один за другим происходят серьезные события. 16 сентября в отставку подал Артур Ванецян, я попытался объяснить это в экспресс-посте на тему. С тех пор появилось много новых пересудов, в том числе относительно возможных будущих кандидатур – обсуждается кандидатура бывшего министра обороны Вагаршака Арутюняна (хорошего специалиста, но в военной сфере, в то же время давнего противника Кочаряна), но есть и ряд других кандидатур.
Уже вчера вовсю циркулировала информация об отставке главы полиции Валерия Осипяна. Эта информация до сих пор официально подтверждена, но ее обилие настолько велико, что сейчас официальные источники могут ее лишь опровергнуть, в противном случае она будет считаться основной версией. А опровержения нет и, скорее всего, не будет.
Вообще новостной поток в сегодняшней Армении настолько неуправляем, что слухи перемежаются с фактами и отделить одно от другого почти невозможно. Например, вчера в СМИ пошла информация о том, что против отца Ванецяна было возбуждено уголовное дело (в СМИ сообщалось, что на него оформлены ряд бизнесов, обслуживающих новую власть). Но впоследствии распространилось официальное опровержение от налоговой службы.
Валерий Осипян – от назначения до увольнения
Возвращаясь к Валерию Осипяну. Его назначение изначально вызвало вопросы – считалось, что он слабый полицмейстер и надо бы кого-то поопытнее да покрепче. Тогда, полтора года назад, его назначили по нескольким причинам. Во-первых, он стал публичным, возможно, самым публичным лицом полиции. А это по нынешним временам ценится. Во-вторых, он был коммуникатором. Например, есть кадры, как он через спину какого-то полицейского передает Николу Пашиняну некую записку. Возможно, в ней обсуждалась встреча Пашиняна и Сержа Саргсяна или что-либо еще. А если какой-то контакт наладился и при этом альтернативных кандидатур нет – почему бы не назначить. В-третьих, хотя Валерий Осипян и был на всех акциях протеста последних лет и должен был их разгонять, он вел себя сравнительно лояльно по отношению к демонстрантам (хотя ровно в той степени, в которой от него этого требовало политическое руководство), поэтому его имидж был неплохим. А альтернатив особо-то и не было с точки зрения Пашиняна.
Теперь – по увольнению. Принято считать, что Осипян с работой не справлялся. Здесь может быть ряд возражений. Действительно, уровень преступности, интенсивность ДТП выросла, а демонстранты стали довольно агрессивными. Но не факт, что Осипян виноват в этом. Во время прошлогодней бархатной революции, ввиду ее продолжительности, многие процессы вышли из-под контроля, а вернуть их под контроль не так уж и просто. И чтобы это сделать нужна жесткость, которую должно санкционировать уже политическое руководство. Полиция здесь – лишь инструмент. Приведу пример – раньше полицию боялись и слушались куда охотнее – сейчас регулярно по поводу исполнения закона возникают споры. Полиция не может спокойно буксировать машину нарушителя, оштрафовать его, сразу возникает толпа людей, которые выступают на стороне нарушителя, а как в таких условиях обеспечивать выполнение закона? При этом, нельзя исключить, что Осипян действительно был слабым и управленческую вертикаль наладить не смог.
Вернемся к его отставке. Наиболее распространенная в СМИ версия состоит в том, что Никол Пашинян потребовал от Осипяна разогнать митинг около Амулсара и разблокировать работу шахты. На это Осипян выставил ряд возражений, которые состояли в том, что сходу это сделать не удастся. Это вызвало раздражение Пашиняна, который, якобы, заявил, что если этого не сделаешь ты, то сделает кто-то другой (по другой версии Пашинян указал фамилию – Ваге Григорян – замначальника полиции, представитель новой команды). После чего Осипян был уволен.
Это сообщение в СМИ выглядит похожим на правду. Сразу после ухода в отставку Ванецяна, пошли разговоры о скорой отставке всех силовиков, оставшихся от прежней власти, в том числе со стороны дружественных новой власти СМИ, что означает, что это мог быть намеренный слив. Если так, в пылу спора, руководитель увольняет одного из ключевых подчиненных, это означает, что на самом деле решение принято и причем не вчера. Пашинян, конечно, импульсивен, но не настолько.
Пашинян пытается взять государственные институции под контроль
Вчера Пашинян решил провести ряд действий, посредством которых он стабилизирует институциональную ситуацию и в большей степени возьмет ее под свой контроль. Я просмотрел ленту новостей информресурса 1in.am, руководимого депутатом парламента Арманом Бабаджаняном, ставшего «любимым оппозиционером» Пашиняна. Там много интересного. Утром идет «аналитический материал» под названием «Полиция парализована: нужны срочные решения, только уход Осипяна не спасет», то есть пропагандистски прорабатывается почва для перетряхивания полиции. Дальше – заявление фракции «Мой Шаг» о Конституционном суде (Арарат Мирзоян произнес речь в парламенте о том, что Конституционный суд нуждается в коренных изменениях, а значит, борьба власти с КС будет ускоряться). Пашинян провел заседание Совета безопасности Армении, но причины и цели названы не были. Вполне возможно, что как раз по поводу уже состоявшейся и грядущих отставок. Потом были уточнены обязательства вице-премьеров – Мгера Григоряна и Тиграна Авиняна. Вчера судом было принято решение отказать в выходе на свободу Роберта Кочаряна – и это решение, очевидно, испытывает на себе влияние политических предпочтений руководства.
Итак, после довольно турбулентного периода последних 16 месяцев, Пашинян решил взять ситуацию под контроль и стабилизировать ее при своем непререкаемом авторитете во власти, пока не поздно. Признаков энтропии и хаотизации довольно много и время уходит быстро. Поэтому Пашиняна можно понять – что-то делать ему точно надо. Вот чего точно нельзя сказать – что именно. Можно довериться Пашиняну и считать, что решения, принятые им, приведут к стабилизации ситуации под его началом. Но проверить это можно будет лишь со временем, ибо достаточного опыта и понимания государственной работы, на который можно было бы положиться, у Пашиняна нет.
Сегодня основной кандидатурой на должность главы полиции называют Ваге Григоряна, замглавы плоиции и члена правящей команды. Еще один – почти в шутку – но тоже называется СМИ – Вилен Габриелян, он же «навак чочох» или «раскачивающий лодку». Но серьезный вопрос – сможет ли новый глава полиции сделать то, с чем не справился его предшественник? Не факт – пока не изменится политика всего госдарства, это сделать не удастся. А самый главный вопрос – на короткую перспективу – удастся ли власти разогнать противников разработки золотого месторождения в Амулсаре? Опять сложно сказать – складывается впечатление, что они зашли слишком далеко и уже готовы на насильственные действия, чтобы не допустить эксплуатации рудника. А вот разгоном Пашинян может обрести плохой имидж. Понятно, что бесконечно гоняться за процентами одобрения невозможно и где-то это одобрение нужно тратить на реализацию непопулярных решений, но по меньшей мере власть должна быть в состоянии их имплементировать. А ситуация вокруг Амулсара настолько обострена, что в текущей ситуации взять ее под контроль будет очень сложно.
Ну и наконец – удастся ли Пашиняну систематизировать государственное управление, хаотизированное за последние полтора года – неизвестно. Даже если он всюду назначит преданных людей – в Минобороны, Полиции, СНБ, Конституционном суде и ряде других ведомств. Опыт показывает, что наибольшую проблему Пашиняну обычно составляют его же кадры. Важный фактор в стабилизации власти – сам Пашинян, его политика, а также способность кадров к качественному управлению ситуацией в доверенной сфере. К концу года уже будет понятно.