Спорная золотодобыча в Армении и компания Lydian

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В ленте новостей КУ множество новостей о ситуации вокруг Амулсара и рудника, принадлежащего Lydian. Лидиан – акционерная компания, зарегистрированная в Канаде. Ее основными акционерами являются международные институты, в том числе EBRD и IFC. История появления Лидиан в Армении не является случайностью. Компания была зарегистрирована в Великобритании в 2005 году и вышла на фондовую биржу Торонто в 2008 году.

Два основных месторождения этой компании – Дражния (цинк, свинец, серебро и золото) в Косово и Амулсар (золото) в Армении. В Армении Lydian получила поисково-оценочную лицензию в марте 2006, геологоразведочное бурение стартовало в 2007 году, в 2008 году была завершена программа по бурению объемом в 14 тыс. куб. м. с целью предварительной оценки ресурса месторождения. В мае 2009 года компания “Geotim” (дочерняя Лидиана) получила лицензию на добычу сроком на 25 лет, а в 2010 году начались буровые работы на разных участках для дополнительной разведки.

На сегодня, судя по сайту Lydian, единственным проектом вне Армении является Kela в Грузии, но значимость его не очень велика. Поэтому может возникнуть подозрение, что вся компания была создана ради одного-единственного рудника в Армении, вокруг которого собралось очень много интересантов из международных компаний, политиков и крупного бизнеса.

 

Армен Саргсян и Lydian

25 марта 2013 года бывший премьер-министр Армении и посол в Великобритании Армен Саркисян стал членом совета директоров компании Lydian, а ровно через полгода он ушел в отставку. На следующий день он стал послом Армении в Великобритании; понятно, что совмещать эти обязанности не было возможным и отставка была чисто формальной. В декабре 2015 года Lydian привлекла 325 миллионов долларов для разработки месторождения в Амулсаре.

В начале 2018 года правящие круги объявили о кандидатуре Армена Саргсяна на пост президента Армении. Я тогда написал об этом: Новым президентом станет Армен Саргсян. Почему именно он и что это означает. См. также: Один год президента Саргсяна. На этот раз Армена.

Итак, опытный и в то же время перспективный армянский политик и бизнесмен становится на короткое время одним из директоров компании Lydian, а потом по техническим причинам выбывает. С большой вероятностью, все эти передвижения были связаны с лоббингом проекта в Армении, тем более что по признанию Армена Саргсяна, пять лет назад между акционерами армянского филиала компании и правительством Армении (тогда еще премьером был Тигран Саргсян) были напряженные отношения, которые могли вылиться в крупный судебный процесс. Сейчас он не признает связи с компанией, но сомнительно, что он мог бы прервать все связи в одночасье. Более того, я не исключаю, что именно его посредничество в таком крупном проекте могло стать одной из основ для его президентства.

 

Рудник и общество

На протяжении периода 2013-2017 гг. шли разного рода подготовительные работы, консалтинг, изучение общественного мнения и готовилась эксплуатация рудника. Однако в городе Джермук было серьезное недовольство вводом в строй рудника. Жители Джермука в полном праве: сегодня город зарабатывает именно своей экологией – это экологический курорт, известный на весь бывший СССР, а также производитель минеральных вод. Понятно, что в случае загрязнения грунтовых вод, лесов и т.д., городу будет нанесен непоправимый ущерб. Против этого регулярно протестуют жители, а сейчас это уже становится проблемой внутриполитической повестки.

Также, недовольство выражали экологические активисты, зеленые, и расплодившиеся в последнее время левые. Тем не менее, у них было не очень много возможностей реализовать свою повестку пока в прошлом году не произошли драматические изменения.

Основным изменением стала, разумеется, «Бархатная революция», состоявшаяся весной 2018 года, в результате чего Серж Саргсян, выступавший фактическим гарантом реализации проекта, был отстранен от власти. Произошло также еще два (с половиной) события, которые повлияли на восприятие экологической ситуации. Это – остановка медно-молибденового рудника в Тегуте в январе 2018 года по экологическим и финансовым причинам (в конце лета был остановлен также комбинат в Алаверди), а также ухудшающаяся экологическая обстановка в озере Севан, которое с прошлого года начало регулярно зеленеть. В качестве «половины» можно рассматривать чрезвычайно сильное влияние потепления на летний климат, что в сумме сделало экологические проблемы одной из наиболее заметных проблем общественной повестки.

Летом-осенью распространялись слухи о том, что Lydian подаст иск против Армении на 2 миллиарда долларов в международный арбитраж, причем с хорошей возможностью выигрыша дела. Однако Lydian опровергла данное сообщение. Тем не менее, не исключено, что в действительности эта тема обсуждается и медиа-вброс не был случайным.

Итак, во второй половине 2018 года тема рудника в Амулсаре начала становиться все более актуальной. С лета экологические активисты начали препятствовать работе строительной техники и рабочих, а также, организовали «живую цепь», не позволяя продолжать эксплуатацию рудника. Они также препятствовали проведению там экспертизы. Это вызвало недовольство официальных кругов в США и Великобритании, которые также связаны с данным рудником. В итоге, в сентябре 2018 года послы Великобритании и США организовали официальную встречу с Пашиняном, где в числе прочих был обсужден вопрос деятельности компании Lydian International.

Даже в начале 2019 года было понятно, что до августа-октября возобновить работу на руднике не будет возможным. Работы до сих пор заблокированы; сейчас акции протеста проводятся и в других местах. «Сопротивление» длится на протяжении 400 дней – и это очень серьезный случай.

Многие публицисты высказывают подозрение о том, что экологи проявляют такую активность не безвозмездно, учитывая то, какое средоточие политических интересов собрано вокруг этой шахты, что в Армению импортируется повестка борьбы между разными элитами. Есть мнения о том, что к этим протестам так или иначе причастно новое правительство, либо какие-то другие внутренние интересанты. Я об этом ничего не знаю и поэтому не могу подтвердить или опровергнуть это; лишь привести эти, распространенные в определенных кругах точки зрения.

Как бы там ни было, тема Амулсара стала одной из основных в повестке дня летом 2019 года. На днях было получено заключение от исследовательского бюро ELARD (Earth Link & Advanced Resources Development), которая при ряде оговорок, заявила, что на данном этапе эксплуатация рудника возможна и не несет непосредственной угрозы природе. Целиком доклад можно прочитать по ссылке. Я не специалист в геологии, гидрографии и экологии, поэтому комментировать техническую часть доклада не могу. Однако внутриполитический контекст общественных дебатов вокруг шахты на сегодня представляет особый интерес, о чем мы и поговорим отдельно.