Сулейман Гезмахмаев

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывший сотрудник полка полиции им. Ахмата Кадырова, первый из не анонимных источников, кто не испугался публично рассказать о внесудебных казнях, совершаемых чеченскими силовиками в 2016-2017 годах. Предавать такую информацию огласке в Чечне крайне опасно, уверены правозащитники.

Свидетель обвинения

Ушедший из полиции, отказавшись участвовать в бессудных расправах, Сулейман Гезмахмаев еще летом 2017 года пытался получить убежище за границей. Именно тогда он впервые рассказал детально о пытках и внесудебных казнях в интервью офицеру немецкой миграционной службы. Это интервью очень важно, потому что Гезмахмаев сообщил о событиях, очевидцем которых стал лично, так как на тот момент в публичном пространстве не было никаких сообщений о задержании и казни людей на территории полка им. Кадырова в январе 2017 года.

После формального отказа в убежище с ним связалась "Новая газета". В результате Сулейман Гезмахмаев дал показания, которые в соответствии с законом "Об адвокатуре" и УПК РФ официально заверены нотариусом и составляют 37 страниц. А 15 марта 2021 года "Новая газета" опубликовала интервью Гезмахмаева "Я служил в чеченской полиции и не хотел убивать людей", данное Елене Милашиной.

"Наркоман, о котором даже стыдно говорить, что он служил в полку, сбежал сначала в Германию, и чтобы получить убежище, придумал истории о своих приключениях, но там не хватило его "показаний". Затем приехал в Питер, там он знал всех наркоманов, влез в долги, на нем и так были огромные суммы невыплаченных кредитов… В Питере его нашли, и он придумал сказки: этого задушили, того забрали, повесили, расстреляли. И везде он… Как он успевал бывать всюду? Что, кроме него никого не было в Чечне, когда все это происходило?" - заявил Рамзан Кадыров на совещании в МВД по Чечне 24 марта, комментируя показания Гезмахмаева 1.

"Он согласился дать интервью и нотариально заверил свои показания для Следственного комитета России, не скрывая своего имени и должности. И для него это решение было делом принципа. Он просил только об одном — защитить семью, сам он готов был остаться в России, чтобы сотрудничать со следствием. Но мы приняли решение вывезти из страны всю семью, включая самого свидетеля", — пишет Елена Милашина. Она и другие авторы расследования "досконально проверили его рассказ и смогли его подтвердить", утверждает она, подчеркнув, что этот силовик "не участвовал в пытках" и "был одним из немногих сотрудников полка, кто проявлял к задержанным сочувствие".

В интервью газете бывший силовик подробно рассказал о фальсификации итогов спецопераций, избиениях, пытках и убийствах, описав порядок действий перед казнями. Он назвал часть убитых поименно. "Я хорошо помню Имрана Дасаева, Махму Мускиева, Аюба Цикмаева, Сайд-Рамзана Абдулкеримова, Ахмеда Тучаева, Муслима Шепиева… Их всех убили. Только Имрана Дасаева оставили живым", — сообщил Гезмахмаев.

Сулейман Гезмахмаев поименно называет участников событий и с другой стороны: он упоминает, в том числе высокопоставленных силовиков. От одного из них якобы звучало предложение не расстреливать, а душить, потому что после выстрелов остаются следы от пуль и кровь, которая оставляет стойкий запах. Один из "героев" показаний - бывший тогда командиром полка имени Ахмата Кадырова Аслан Ирасханов - после публикации "Новой газеты" был назначен исполняющим обязанности заместителя министра внутренних дел Чечни.

19 марта чеченский блогер Тумсо Абдурахманов прокомментировал свидетельства, оценив их очень высоко, поскольку это первое столь подробное описание пыток задержанных в Чечне, данное человеком "с той стороны", и реакции руководства республики на публикацию расследования. По словам блогера, чеченские власти пытаются подорвать доверие к рассказу Гезмахмаева неубедительными обвинениями в его адрес, а иллюзию массового возмущения чеченской общественности создают с помощью одинаковых комментариев в соцсетях.

Угрозы Гезмахмаеву и его родственникам

С помощью "Новой газеты" и ряда неправительственных организаций Сулейману Гезмахмаеву удалось снова выехать за границу и получить убежище в Европе. Также были вывезены все близкие родственники.

На следующий день после публикации интервью силовики доставили в Грозный трех дальних родственников Сулеймана Гезмахмаева, проживающих в селе Ачхой-Мартан, и предъявили им ультиматум. От мужчин потребовали сообщить, где сейчас находятся его мать, брат и сестра. Также от родственников требовали добиться от бывшего полицейского, чтобы он написал покаянное письмо, где бы назвал выдуманными и не соответствующими действительности сведения, которые сообщил "Новой газете".

"[Силовики] заявили Гезмахмаевым, что, если это не будет сделано в ближайшие дни, "семье будет очень плохо". После этого мужчин отпустили", — говорится в поступившем сегодня "Кавказскому узлу" сообщении Правозащитного центра "Мемориал"**.

По мнению опрошенных "Кавказским узлом" правозащитников, предание огласке информации о внесудебных расправах несло большую опасность для Гезмахмаева и его родственникам. "С учетом уникальности свидетельства Гезмахмаева и явной заинтересованности властей Чечни в его публичном покаянии стоит опасаться за жизнь и здоровье и дальним родственникам… Более того, я не исключаю, что будет преследование и тех, кто уехал в Европу", — заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин.

При этом часть из них считает, что теперь силовикам это давление ничего не даст. "Дело имеет невероятный резонанс в мире, оно дошло до Совета по правам человека Европы. Дело рассматривают под лупой. Я за родственников Гезмахмаева не беспокоюсь", — подчеркнул президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.

При этом 24 марта в соцсетях был опубликован сюжет ЧГТРК "Грозный", в котором родные дяди Сулеймана Гезмахмаева Салман Гезмахмаев и Имран Гезмахмаев, а также двоюродный брат Ильван Гезмахмаев заявили о долгах и употреблении бывшем полицейским наркотиков. Пользователи соцсетей предположили, что это выступления родственников были срежиссированными.

25 марта чеченская гостелекомпания "Грозный" опубликовала очередной ролик с обвинениями в адрес Сулеймана Гезмахмаева. Житель Ачхой-Мартана Али Гатаев заявил, что Гезмахмаев уехал из Чечни, после того, как взял у него в долг крупную сумму денег. Он отметил, что намерен требовать возмещения от родственников Гезмахмаева.

Опрошенные “Кавказским узлом” эксперты отметили, что информационная кампания властей Чечни против Гезмахаева говорит об отсутствии реальных оснований для возбуждения уголовного дела.  "У них нет никаких реальных фактов, чтобы опровергнуть то, что сказал Гезмахмаев. Поэтому начата такая пиар-кампания против него”, - заявил член совета Правозащитного центра "Мемориал"** Олег Орлов . Власти Чечни могут сфабриковать дело против Гезмахмаева, предположил Игорь Каляпин. “Они найдут человека, который обвинит Гезмахаева в более страшных преступлениях. Вполне возможно, что власти пытаются возбудить дело против него и объявить в розыск через Интерпол", - отметил правозащитник.

Служба в полиции

После школы написал заявление, сдал нормативы и был зачислен стажером в полк имени Ахмата Кадырова. Первые полтора года я служил в 7-й роте в 14-м взводе батальона патрульно-постовой службы, размещенном в Ачхой-Мартане. Получил специализацию полицейский-стрелок, снайпер 2.

В феврале 2012 года, перейдя из стажеров в рядовые, впервые участвовал в КТО в Ножай-Юртовском районе.

В конце 2012 года переведен в 14-й взвод 5-й роты 3-го батальона на должность полицейского-стрелка.

В декабре 2016 года был в числе сотрудников полка, которых привлекли к уничтожению группы боевиков ИГИЛ*, напавших в Грозном на сотрудников полиции.

Биография

Сулейман Усмаевич Гезмахмаев родился в Ачхой-Мартане в 1989 году. Тейп Чинхой. Учился в Ачхой-Мартановской школе № 1 с 1997 по 2007 год 3.

Еще в школе начал работать на стройке. Увлекался вольной борьбой.

Отец участвовал в первую чеченскую в ополчении, воевал вместе с Дудаевым, Масхадовым, знал Ахмата Кадырова.

Женат. Двое детей.

В социальных сетях "Одноклассники", "ВКонтакте" и "Инстаграм" присутствуют аккаунты полных тезок Сулеймана Гезмахмаева, но принадлежат ли они бывшему полицейскому, неизвестно.

*организация признана террористической и запрещена в России решением суда.

**организация по решению министерства юстиции РФ включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Примечания

  1. Глава Чечни назвал слова экс-бойца полка Кадырова о "казнях" сказками // РИА Новости, 24 марта 2021 года
  2. Я служил в чеченской полиции и не хотел убивать людей // Новая газета, 15 марта 2021 года
  3. Там же
Автор: