Правозащитники разделились в оценке угроз для родственников Гезмахмаева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Давление на родственников Сулеймана Гезмахмаева ничего не даст силовикам, так как дело имеет невероятный резонанс, считает президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев. С учетом заинтересованности властей Чечни в публичном покаянии Гезмахмаева даже его дальним родственникам стоит опасаться за свою жизнь, уверен глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин.
Как писал "Кавказский узел", 15 марта "Новая газета" опубликовала часть расследования внесудебных казней в Чечне. О том, как жителей республики, задержанных в январе 2017 года, перед внесудебной расправой под пытками вынуждали к самооговору, рассказал изданию чеченский силовик Сулейман Гезмахмаев, ставший очевидцем тех событий. После публикации родственники Гезмахмаева в Чечне получили угрозы. Силовики интересовались, где сейчас находятся мать, брат и сестра бывшего полицейского, а также потребовали, чтобы Сулейман объявил свой рассказ выдумкой, иначе у его семьи будут проблемы, сообщил 17 марта Правозащитный центр "Мемориал"*.
19 марта чеченский блогер Тумсо Абдурахманов прокомментировал свидетельства Сулеймана Гезмахмаева о внесудебных казнях в Чечне и реакции руководства республики на публикацию расследования "Новой газеты". По словам блогера, чеченские власти пытаются подорвать доверие к рассказу Гезмахмаева неубедительными обвинениями в его адрес.
Близкие родственники Сулеймана Гезмахмаева были вывезены из России еще задолго до обнародования им информации о пытках в Чечне, сообщил президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.
«Насколько мне известно, близких родственников Гезмахмаев вывез [из России]. Они недоступны для российских, конкретно – чеченских, силовиков, то есть заинтересованных лиц… Дело громкое, нашумевшее. Вряд ли силовики, даже учитывая, что они занимаются беспределом, что-то сделают родственникам… Сержант все хорошо продумал», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Кутаев.
По его мнению, давление на дальних родственников Гезмахмаева ничего не даст силовикам. «Дело имеет невероятный резонанс в мире, оно дошло до Совета по правам человека Европы. Дело рассматривают под лупой. Я за родственников Гезмахмаева не беспокоюсь», - подчеркнул Кутаев.
Очевидец внесудебной расправы вышел на контакт с "Новой газетой" еще в 2017 году и нотариально заверил свои показания для Следственного комитета России, не скрывая своего имени и должности, сообщила в публикации издания автор статьи Елена Милашина. По ее словам, для защиты свидетеля пришлось вывезти из России его и всю его семью, сообщило 15 февраля издание, анонсируя публикацию показаний Гезмахмаева.
По информации главы "Комитета против пыток" Игоря Каляпина, родственники Гезмахмаева действительно вывезены из России и находятся в одной из европейских стран. Тем не менее, по мнению Каляпина, даже дальним родственникам стоит опасаться за свою жизнь.
«С учетом уникальности свидетельства Гезмахмаева и явной заинтересованности властей Чечни в его публичном покаянии, стоит опасаться за жизнь и здоровье и дальним родственникам. Чечня есть Чечня. Тут и двоюродные, и троюродные братья – ближайшие родственники. Более того, я не исключаю, что будет преследование и тех, кто уехал в Европу», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Каляпин.
Он считает, что родственники Гезмахмаева в ближайшее время отрекутся от него, чтобы обеспечить себе безопасность. Однако, считает Каляпин, это не гарантирует им беспечную жизнь. «Учитывая опыт Чечни, последует публичное отречение. Но претензии это может и не снять. Обычно так делают, так выходят из ситуации. Но дело в том, что обычно родственников используют для давления на человека. В этом смысле ситуация опасная», - заключил Каляпин.
О новых угрозах родственникам Сулеймана Гезмахмаева и фактах давления на них правозащитникам ничего неизвестно, сообщил сегодня корреспонденту «Кавказского узла» член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов.
«Мы получили информацию от односельчан. Как действуют родственники, нам неизвестно», - заявил Орлов, отвечая на вопрос о том, подали ли родственники заявление в правоохранительные органы по факту угроз или пытаются договориться с местными силовиками в частном порядке.
При этом правозащитник не исключил, что в этой ситуации заявление подано не будет. «Но для меня это не очевидно», - сказал он.
"Новая газета" с начала 2017 года расследует факты массовых арестов без суда, пыток, казней и осуждений "под копирку" более 100 человек в декабре 2016 и январе 2017 года в Чечне. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Похищения, пытки и казни в Чечне – многолетнее расследование Елены Милашиной", составленная по публикациям газеты. Пользователи видеохостинга YouTube, комментируя ролик Тумсо Абдурахманова про свидетельства Сулеймана Гезмахмаева о внесудебных казнях и пытках задержанных в Чечне, предложили максимально распространить эту информацию и перевести на иностранные языки.
Отметим, что власти Чечни взяли на вооружение сталинскую практику отречения от родных. В октябре прошлого года родственники проживающего в Австрии блогера Сайд-Хусейна Магомадова провели сход, на котором прокляли его за критику чеченских властей и лично Рамзана Кадырова. Некоторые пользователи Instagram предположили, что родственники вынужденно выступили с публичным осуждением блогера. Так считает и сам Магомадов. В сентябре 2020 года ЧГТРК "Грозный" опубликовала видеообращение отца Салмана Тепсуркаева, который сообщил, что еще несколько лет назад отрекся от уехавшего из республики сына из-за его непослушания и плохого поведения. Видеообращение отца похищенного модератора Telegram-канала 1adat записано под давлением, заявила часть пользователей Instagram.
В марте текущего года дядя и двоюродный брат призвали не верить Тамерлану Аурбиеву, который, по словам блогера Тумсо Абдурахманова, отказался убивать его брата. Аурбиевых, назвавших своего родственника психически неуравновешенным и способным на преступления, вынудили записать порочащее мужчину видео, посчитали комментаторы.
Публичное отречение родных является позором в глазах чеченцев, и власти Чечни заставили таким способом замолчать многих своих оппонентов в диаспоре, считает блогер Сайд-Хусейн Магомадов. Чеченские власти воспроизводят методы, характерные для тоталитарных режимов, указали президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев и правозащитница Светлана Ганнушкина.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих в республике вооруженных инцидентов и похищений.
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
* организация по решению министерства юстиции РФ включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.