Кадыровцы противопоставили данным о внесудебных казнях сплетни про Гезмахмаева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Чеченские власти развернули пиар-кампанию против Сулеймана Гезмахмаева, поскольку не имеют реальных оснований для возбуждения уголовного дела против него и не могут опровергнуть информацию о внесудебных казнях, считают правозащитники Игорь Каляпин и Олег Орлов.

Как писал "Кавказский узел", 24 марта родной дядя Сулеймана Гезмахмаева Салман Гезмахмаев заявил в эфире телекомпании "Грозный", что его племянник употреблял психотропные вещества и сбежал из России, задолжав крупные суммы денег. Чеченский телеканал в этот же день опубликовал новые записи с родственниками и знакомыми Сулеймана Гезмахмаева, в которых они высказывают претензии к бывшему силовику. Выступления родственников Сулеймана Гезмахмаева были срежиссированными, предположили пользователи Instagram. Публичные отречения от неугодных властям Чечни людей временно защищают их родственников от претензий, однако для родных Гезмахмаева проблемы вряд ли закончатся после таких выступлений, предположили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.

15 марта "Новая газета" опубликовала часть расследования о внесудебных казнях в Чечне. О том, как жителей республики, задержанных в январе 2017 года, перед внесудебной расправой под пытками вынуждали к самооговору, рассказал изданию чеченский силовик Сулейман Гезмахмаев, ставший очевидцем тех событий. После публикации родственники Гезмахмаева в Чечне получили угрозы. Силовики интересовались, где сейчас находятся мать, брат и сестра бывшего полицейского, а также потребовали, чтобы Сулейман объявил свой рассказ выдумкой, иначе у его семьи будут проблемы, сообщил 17 марта Правозащитный центр "Мемориал"*.

Власти Чечни ведут кампанию по очернению Гезмахмаева, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин. "Если бы они могли обвинить Гезмахмаева в совершении какого-то уголовного преступления, конечно, они бы это уже сделали. Но сейчас они используют очень древнюю схему по очернению человека, который рассказал о внесудебных казнях. Они говорят, что рассказавший про это человек пьет и брал у кого-то деньги и не вернул их. Это даже не оправдание, а детская отмазка. По сути власти Чечни никак не могут опровергнуть свидетельства Гезмахмаева, поэтому пытаются очернить его", - сказал Игорь Каляпин. 
При этом он исключил, что заявление жителя Чечни о том, что Гезмахмаев должен ему 130 тысяч рублей, приведет к возбуждению уголовного дела. "Сейчас будет много таких заявлений, как в случае с машиной и суммой денег. Я думаю, что история не ограничится машиной и 130 тысячами рублей. Они найдут человека, который обвинит Гезмахаева в более страшных преступлениях. Вполне возможно, что власти пытаются возбудить дело против него и объявить в розыск через Интерпол", - отметил правозащитник.

Член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов также уверен, что информационная кампания властей Чечни против Гезмахаева говорит об отсутствии реальных оснований для возбуждения уголовного дела. "У них нет никаких реальных фактов, чтобы опровергнуть то, что сказал Гезмахмаев. Поэтому начата такая пиар-кампания против него. В Чечне возбудить дело против человека - не проблема. Всегда можно найти свидетелей, подкинуть ему что-то, и так далее. Возможно, что возбуждение дела против него еще впереди. Это слабость позиции властей Чечни", - сказал Орлов корреспонденту "Кавказского узла".

Он также не исключил, что в ближайшее время могут появится "потерпевшие" в результате действий Гезмахаева, которые будут добиваться возбуждения уголовного дела. "Но что это даст и докажет? В этой ситуации такие действия бессмысленны. Это не опровергнет того, что рассказал Гезмахмаев", - подчеркнул Олег Орлов.

Бывший сотрудник полка полиции им. Ахмата Кадырова Сулейман Гезмахмаев стал первым, кто не испугался публично и под своим именем рассказать о внесудебных казнях, совершаемых чеченскими силовиками в 2016-2017 годах. Предавать такую информацию огласке в Чечне крайне опасно, уверены правозащитники, указано в биографической справке о Гезмахмаеве, составленной "Кавказским узлом".

Заявление жителя Чечни о том, что Гезмахмаев взял у него машину и до сих пор не вернул за нее 130 тысяч рублей - не основание для уголовного преследования, указала корреспонденту "Кавказского узла" юрист программы "Горячие точки" Правозащитного центра "Мемориал"* Галина Тарасова. "Если машина была ему продана за указанную сумму, то это гражданско-правовые отношения", - пояснила юрист.    

Она также уверена, что правоохранительные органы Чечни не могут иметь законных претензий к Гезмахмаеву за то, что он впервые сообщил подробности внесудебной расправы над задержанными еще 2 июня 2017 года, когда излагал офицеру немецкой миграционной службы причины, побудившие его бежать из России и просить статус беженца в Германии. 

"Ответственность за несообщение о преступлении предусмотрена статьей 205.6 УК РФ. И в ней идет речь о несообщении о преступлениях, предусмотренных ограниченным перечнем статей УК РФ, в частности связанных с террористической деятельностью и некоторых других, не относящихся к данной ситуации. Соответственно, оснований для его преследования за несообщение нет", - пояснила Тарасова.

Нормы законов о клевете и фейковых новостях распространяются на всех граждан РФ, отметила старший юрист Центра защиты прав СМИ* Светлана Кузеванова в связи с обвинениями чеченских властей в адрес Гезмахмаева. "Норма о клевете и fake news предусматривают ответственность за распространение информации любым лицом. Не важно, сделал ли это журналист, редакция СМИ или обычный активист. Чтобы было понятно, вот простой пример: если даже соседи будут друг про друга распространять какую-то порочащую информацию, то их можно привлечь к ответственности за клевету. Поэтому эти нормы распространяются на всех граждан РФ", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Кузеванова.

Главред "Новой газеты" Дмитрий Муратов, в свою очередь, заявил, что редакция планирует подать иск после "неприемлемых выпадов" руководства Чечни в адрес журналистов, но только в том случае, если Кадыров сделает это первым. "Последовательность наших действий такова. Мы читали комментарий господина Кадырова, что вроде это ему советовали подать в суд, а не нам. Поэтому мы, безусловно, пропустим главу одного из российских регионов вперед в этой очереди, и мы ждем его искового требования, поскольку оно связано с вопросом по существу изложенных в расследовании фактов о массовых казнях", - процитировало Муратова 24 марта РИА "Новости".

Идея "Новой газеты" обратиться в суд в связи с резкими выпадами главы Чечни нашла поддержку у 71% участников читательского голосования. Часть пользователей Facebook также сочли иск целесообразным, а их оппоненты выразили сомнение в том, что суд будет беспристрастным.

Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".

* организация по решению министерства юстиции РФ включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

источник: корреспондент "Кавказского узла"