Адыгские активисты раскритиковали празднование черкесского нового года

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Празднование черкесского нового года прошло сегодня в центре Майкопа при поддержке властей. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии этот день не празднуют. Черкесский новый год идет от язычества, он не является народным обычаем и не пользуется популярностью среди широких слоев адыгского общества, так как большинство адыгов не хотят поступаться своей исламской идентичностью, указали черкесские активисты.

Как писал "Кавказский узел", десятое официальное празднование черкесского нового года было запланировано на 21 марта в столице Адыгеи. Праздник, который первоначально считался семейным, за эти годы объединил адыгов и заинтересовал представителей других народов, рассказали ученые.

Праздничные мероприятия по поводу черкесского нового года включены в госпрограмму развития культуры Адыгеи. Они проходят ежегодно на площади Единения и согласия в Майкопе 21 марта, в день весеннего равноденствия.

Празднование черкесского нового года прошло на фоне критики адыгских активистов

Черкесский новый год отмечается сегодня в день весеннего равноденствия в Майкопе при поддержке органов государственной власти, подтвердил председатель общественного движения «Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент» Адыгеи Рамазан Тлемешок.

«Это у нас в республике государственный праздник. Ежегодно проводим мероприятия, песни поём, танцуем», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Рамазан Тлемешок.

Он отметил, что вечером в центре Майкопа были запланированы мероприятия, в которых помимо адыгской общественности должны были принять участие и представители национально-культурных организаций других народов, живущих в Адыгее: татары, армяне, казаки. «Проводит его Центр народно-прикладного искусства. Ему поручено, а Адыге-Хасэ и другие национально-культурные общества помогают ему в организации проведения", - рассказал Рамазан Тлемешок, назвав главным действом концерт народных коллективов.

Празднование черкесского нового года прошло сегодня на площади у монумента Единение и Согласие, оно собрало сотни участников, пишет «Советская Адыгея». Гостем праздника стал чрезвычайный и полномочный посол Иорданского Хашимитского Королевства в России Амджад Адайле, а от имени главы республики Мурата Кумпилова и депутатского корпуса участников праздника приветствовал председатель Госсовета-Хасэ Адыгеи Владимир Нарожный, говорится в сегодняшней статье о праздновании черкесского нового года в Майкопе на сайте издания.

Сам Рамазан Тлемешок заявил, что ни в его, ни в других семьях в Адыгее нет традиции отмечать этот праздник. «Праздник имеет языческую обрядовую сторону. Черкесы прошли и через язычество, затем - через христианство, покуда не приняли ислам. И весенний новый год - это отголосок язычества. Там обряды жертвоприношения языческим божествам. Наряжают ветки боярышника вместо ёлки. Вешают тряпочки и вкусности. Адыги таким образом этот праздник давно не отмечают, они в большинстве своем мусульмане. Сейчас этот обряд производится только в рамках театрализованных представлений, инсценировок. Сказать, что это семейный, традиционный праздник для адыгов, невозможно», - подчеркнул Тлемешок.

Адыги (черкесы) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов и адыгейцев. В России адыги проживают в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье, говорится в справке "Адыги" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

На то, что черкесский новый год в настоящее время не воспринимается как семейный, народный праздник, указал и заместитель руководителя «Адыге Хасэ» Краснодарского края Аскер Сохт.

«Черкесский новый год – это, скорее, этнографический сюжет для людей, увлекающихся фольклорными аспектами. Потому что широкого распространения в обществе как праздник он не получил. К тому же и знаний об этом нет. Так как прошло слишком много времени с той эпохи, когда этот праздник мог отмечаться адыгами. Это аналог Навруза, дня весеннего равноденствия, но широко у адыгов нет традиции отмечать это как праздник», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Аскер Сохт.

Его организация никаких мероприятий в честь черкесского нового года не организует. «Мероприятия черкесского нового года на сегодня в основном организуются органами власти Адыгеи при содействии каких-то отдельных активистов. Мероприятия по случаю этого дня носят очень локальный характер, и глубоко в общество эта тема не возвращается. И, конечно, большинство людей новый год отмечают только в ночь с 31 декабря на 1 января», - рассказал Сохт.

В Карачаево-Черкесии к адыгскому новому году никаких мероприятий не планировалось, сообщил глава «Адыге Хасэ» КЧР Али Асланов.

«В этом году мы ничего не делаем. Раньше проводили небольшие мероприятия, напоминали об этой дате. Молодежь одно время интересовалось этим праздником. Но широко в народе его не отмечают. Нельзя его назвать семейным праздником. Скорее, это фольклорное действие, воспоминание об историко-этнографических особенностях адыгов», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Али Асланов.

В Кабардино-Балкарии на государственном и широком общественном уровне день черкесского нового года не празднуется, отметил журналист из Нальчика и черкесский активист Астемир Шебзухов.

«Если что-то и будет проводиться, только в отдельных семьях и все», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» он.

По словам активиста, стоит относиться к этому празднику как к части черкесской культуры. «Как и остальным частям культуры, этому дню надо уделять внимание. Как, например, дню черкесского костюма или дню черкесского флага. Все это праздники адыгской культуры, и должны быть в жизни», - считает Астемир Шебзухов.

В то же время он указал, что в семейном кругу этот праздник адыги не отмечают, но государство может способствовать его распространению, как это делается в Адыгее. «Изначально это был семейный праздник. То, что я знаю из исторической литературы, в давние времена адыги отмечали праздник в кругу близких у очага, а затем он приобретал общественное значение. Сейчас времена другие, и в последние годы в КБР на государственном уровне этот праздник не отмечали», - отметил Шебзухов.

Черкесский новый год отмечает крайне мало представителей адыгских народов

Среди части черкесских активистов праздник нового года пользуется популярностью, отметил житель Карачаево-Черкесии Зураб.

«Это языческий новый год, а они считают, что мы, адыги, не очень глубоко религиозные мусульмане, и поэтому им хочется, чтобы этот праздник широко отмечали. Но на сегодня это больше фольклорное действие, которое возродили как праздник. В КЧР и КБР люди более консервативны, и Адыгея впереди всех адыгов в этом праздновании», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Зураб.

Черкесский новый год, который приходится на день весеннего равноденствия, отмечает крайне мало представителей адыгских народов, подтвердила и московская журналистка Марина Дзамыхова, родом из КЧР.

«Я сама о нём вспомнила, когда увидела в черкесских группах в соцсетях какие-то напоминания, открытки и прочее», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Марина Дзамыхова.

По её словам, среди активистов есть небольшая категория людей, которые стремятся привязать к черкесским традициям любые обычаи, в том числе языческие, но большинство адыгов не могут поступиться при этом своей приверженностью исламу.

«Да, у нас есть отголоски каких-то, видимо, языческих обрядов. Например, если кто-то пережил какую-то беду, то устраивает угощение, режется обязательно чёрная курица, которая когда-то символизировала какое-то языческое божество. Или если долго нет дождя, то дети ходят по домам, их обливают водой, потом делают куклы из подручных материалов и кидают в воду и тому подобное. Однако все воспринимают это больше как игру. И никто, в том числе и я, не готовы поступаться своей верой как мусульманина. Но и среди народных обычаев с языческим подтекстом никогда не было черкесского нового года», - отметила Дзамыхова.

Языческий праздник не должны праздновать адыги, которые относят себя к мусульманам, считает религиозный деятель из Адыгеи

Черкесский новый год неприемлем именно потому, что это языческий праздник, а абсолютное большинство адыгов относит себя к мусульманам, подчеркивает председатель религиозной организации мусульман Тахтамукайского района Адыгеи Асфар Мысс.

«Как у мусульман может быть положительное отношение к празднованию с языческими обрядами? Кроме того, этот праздник у адыгов в истории толком и не зафиксирован. Это праздник выдуманный по аналогии с Наврузом. Навруз - это персидский праздник, и какое отношение он имеет к адыгскому народу?» - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Асфар Мысс.

По его словам, среди адыгов по-разному понимают, что такое традиции и культура. «Но если под этими словами понимать какие-то языческие верования, то это неприемлемо. У мусульман-адыгов другое представление о культуре», - пояснил Мысс.

Он считает, что выбор даты весеннего равноденствия как черкесского нового года могло быть продиктовано мнением ученых-гуманитариев, которые могли неправильно истолковать какие-то исторические факты. «Есть этнографы, историки и прочие, которые не имея знаний об исламе и реальных традициях и нравах адыгского народа…. так представляют себе традиции народа и преподносят людям эти представления — давайте будем якобы возрождать традицию», - описал ситуацию религиозный деятель.

Кроме того, по его мнению, некоторые черкесские активисты неправильно истолковали характер празднования этой даты, проведя аналогии с Наврузом.

«Недавно были на заседании Адыге Хасэ республики Адыгея, и один из членов совета выступил в поддержку праздника. У него самого нет достаточных знаний об исламе, но ему преподнесли, что, мол, этот день, как и Навруз — исламский праздник. Ведь, к примеру, таджики, татары, азербайджанцы и другие его отмечают. Он решил, что у себя в ауле организует празднование и пригласил членов Адыге Хасэ. Я не стал сразу критиковать его, он старше меня, и я его мало знаю. Но потом через нашего общего друга передал, что данная дата никакого отношения к исламу не имеет. На что он удивился и сказал, что ему так рассказали как об исламском празднике», - сообщил Асфар Мысс.

Он также утверждает, что в семьях адыгов эта дата не празднуется. «Нельзя спустить сверху то, что не может получить распространение в народе. Если бы празднование шло снизу, то люди бы легко приняли его. Да, среди адыгов имели место традиционные празднества, к примеру, день урожая или день первой пашни. Но они не носили грандиозного и сакрального характера. Это были дни отдыха для сельских тружеников. Человек завершил уборку урожая, подготовился к зиме, и в честь этого устраивает пир, устраиваются какие-то развлечения — скачки и другое. Эти действия не имели какого-нибудь религиозного значения, тем более характера языческого обряда. Но сейчас сюда приплели персидские обряды Навруза, и в общем получилась каша», - пояснил Мысс.

Говоря о людях, празднующих черкесский новый год, религиозный деятель сравнил их с Элвисом Пресли. «Эти же люди без всяких проблем празднуют и новый год по григорианскому календарю, и китайский новый год, и день святого Валентина, и Хэллоуин, и все что угодно. Эта группа людей, которые не выбрали себе что-то определённое в мировоззрении. При этом если они ассоциируют себя с язычеством, то отчего они празднуют исламские или христианские праздники? Никакой идейности у них нет. Они подобны Элвису Пресли в конце его жизни. Он был бедный, запутавшийся наркоман, который на шее носил и крест, и полумесяц, и символы буддизма. Так и сейчас есть люди, которые не выбрали и не определились со своей верой. К такому человеку зайдешь в кабинет — у него все что угодно висит на стене, символы разных религий, вплоть до китайских оберегов. Это такие «ёжики в тумане». Поэтому и празднуют всё подряд… Остаётся молиться за них, чтобы они наконец прозрели и что-нибудь увидели», - сказал Асфар Мысс.

Материалы о положении черкесов в России и за рубежом собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Черкесский вопрос".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"