Черкесский новый год не стал популярным семейным праздником в Адыгее
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В столице Адыгеи официально отметили черкесский новый год торжествами на Площади единения и согласия. Этот праздник некоторые семьи отмечали со времен, когда он не имел внимания со стороны государственных структур. Однако широкого распространения в качестве семейного праздника черкесский новый год не получил.
21 марта в Майкопе на Площади единения и согласия прошло празднование адыгского нового года, передает корреспондент "Кавказского узла".
О том, что 21 марта в столице Адыгеи пройдет празднование адыгского нового года, написал автор сообщения, поступившего на sms-сервис "Кавказского узла".
Ежегодный народный праздник встречи нового года по адыгским традициям отмечается не впервые, сказала "Кавказскому узлу" специалист Министерства культуры Адыгеи Лиана Ачмиз.
"Мероприятия, приуроченные к празднику, включены в государственную программу развития культуры Республики Адыгея. Мы отмечаем его ежегодно 21 марта вечером на Площади единения и согласия в Майкопе. В театрализованном празднике представлены обряд встречи Нового года по адыгским традициям, народные игры и конкурсы, выступления лучших коллективов городов и районов республики", - рассказала она.
По ее словам, праздник связан с днем весеннего равноденствия. "Раньше, в древние времена этот день был связан с началом нового земледельческого года. По адыгским традициям - это новый год. В нем принимают участие актеры Национального театра, представители национальных общин, творческие коллективы, студенты, жители республики. Также в мероприятиях принимают участие мастера народно-художественных промыслов. Им предоставлена возможность реализации своих работ, проводится выставка-продажа. Это такой народный праздник", - отметила Ачмиз.
Масштабной традиции отмечать адыгский новый год в семьях нет
У адыгов отмечались два праздника, которые можно интерпретировать как встречу Нового года, рассказала "Кавказскому узлу" кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского госуниверситета Зарема Цеева.
Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыги проживают в России в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье, говорится в справке "Адыги" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
"У народов, связанных с сельским хозяйством и земледелием, всегда отмечаются такие праздники, связанные с циклическими природными явлениями. У адыгов отмечался солнцеворот 22 декабря. В позднейшее время этот праздник уже не отмечался, поэтому мы имеем отрывочные данные. Второй важный праздник был приурочен как раз ко Дню весеннего равноденствия, который приходится на 21 марта", - сказала Цеева.
Этот день тоже можно интерпретировать на наш современный взгляд как встречу нового года, добавила она.
"Адыги этот день связывали с моментом, когда зима встречается с летом. У других народов отмечается праздник Навруз и тоже приходится на этот день. Это связано с тем, что земледельцам, скотоводам важно пробуждение. Судя по историко-этнографическим описаниям, среди атрибутов праздника - факельное шествие. В определенном селении жители собирались в "место моления" с зажженными факелами, главная роль принадлежала уважаемому старейшине. Он возносил молитву о мире, урожае, благополучии. Также упоминается, что молодые люди в национальной одежде ходили по дворам, пели обрядовые песни, произносили пожелания жителям. Жители угощали гостей сладостями, выпечкой", - рассказала ученый.
Навруз – праздник Нового года (21 марта) по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. В последнее время приобрел значение праздника весны и обновления. В зависимости от региона название праздника варьируется. На Северном Кавказе Навруз отмечается в Дагестане, особенно в Акушинском и Лакском районах, говорится в справке "Навруз", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Обязательным атрибутом адыгского нового года было Джэгу (праздничные танцы). "В источниках обозначен такой атрибут, как дерево с семью сучьями: либо это дерево боярышника, либо грушевое дерево. Либо говорят о ветке боярышника, которая хранилась в доме, ее принято было наряжать в этот день. Прикрепляли к веткам, по одним данным, семь свечей, по другим — количество свечей, равное количеству членов семьи. Проводился семейный молебен перед деревом", - пояснила Цеева.
Также, по ее словам, существовал обряд жертвоприношения. "Готовилась обрядовая пища. Чаще всего выбиралось мясо черного барашка. Также готовились пирожки, начиненные сыром. Делились этой пищей, а также огнем. В старину в этот день всегда готовились к приему гостей. Это был и общественный, и семейный очень популярный праздник", - добавила она.
Масштабной семейной традиции отмечать этот праздник нет. Но если семья хочет, она может отметить. Но сейчас это больше общественный праздник
По ее словам, в нынешнее время мероприятия проводятся в зависимости от финансирования, поскольку "праздники организовываются государственными ведомствами". "Основное действо происходит в танцевальном кругу - Джэгу. Масштабной семейной традиции отмечать этот праздник нет. Но если семья хочет, она может отметить. Но сейчас это больше общественный праздник", - считает Цеева.
Однако, как полагает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КБИГИ Заурбек Кожев, этот праздник нельзя называть черкесским новым годом.
"Это тот же Навруз, который отмечается во всей Евразии. Это день весеннего равноденствия. Это не сугубо черкесский праздник, его отмечают все — персы, турки, азиаты. Это не Новый год в прямом смысле слова. Те черкесы, которые помнили традиционную обрядность, скромно его отмечали. Мне не очень понятна попытка придать ему национальный колорит, превратить его в какой-то официальный праздник. Это не черкесский национальный праздник", - сказал Кожев "Кавказскому узлу".
В том, что этот праздник отмечают, нет ничего плохого, считает ученый. "Но и неправильно выделять его как черкесский национальный праздник. Для черкесов в календарной обрядности он так не выделялся. Более значимым праздником считался День зимнего солнцеворота", - отметил Кожев.
Бешто рассказал о семейной традиции празднования черкесского нового года
Руководитель общественной организации "Кабардинский конгресс" Аслан Бешто заявил "Кавказскому узлу", что относится положительно к празднованию черкесского нового года, "как к любому этническому или национальному празднику".
"Очень семейный, теплый и уютный праздник, символизирующий собой наступление весны, тепла, зелени и весенних хлопот. С детства в этот день вся семья собиралась за столом, на котором была традиционная курица — черная или пёстрая, зарезанная специально по данному случаю. Отец произносил хъуэхъу (тост), где желал всем благополучия, мира, процветания, мирного неба на всей земле, поздравлял с весной, и мы наслаждались вкуснейшей черкесской "гедлибже" - курицей в сметанном соусе. Поэтому у меня этот праздник ассоциируется только с семейным спокойным торжеством", - рассказал Бешто.
Пока этот праздник не отмечается масштабно, отметила жительница Майкопа Бэла З. "В последние годы проходят мероприятия, мы стараемся их посещать. Но нельзя сказать, что это какой-то семейный праздник. Есть семьи, которые готовят и раздают угощения, собираются за столом. Но таких, как мне кажется, немного. В основном люди придают этому дню значение какого-то общественного праздника", - рассказала она.
Верующие мусульмане относятся к этому празднику отрицательно, сказал "Кавказскому узлу" житель Майкопа Заур Т. "Верующие мусульмане этот праздник не отмечают. Этот праздник начали отмечать 10 лет назад. Те черкесы, которые присутствуют на данных мероприятиях, в большинстве своем не придают значения тому, что это мероприятие имеет языческие корни", - сказал он.
Нефляшева: празднование адыгского нового года связано с возрождением языческой традиции
В Северной Осетии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии во второй половине 2000-х практически стали государственными праздники, основанные на традиционных верованиях и земледельческом календаре, среди которых есть адыгский новый год, отметила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Наима Нефляшева.
"В организации новых праздников, связанных с возрождением языческой традиции, принимают участие государственные структуры, что, как мне кажется, содержит риски их дальнейшей бюрократизации. Некоторые богатые люди, финансируя такие праздники, зарабатывают так политические очки или подтверждают свою лояльность, - написала Нефляшева в посте "Зачем Северному Кавказу новые праздники? Где наша Мекка?" в своем блоге "Северный Кавказ сквозь столетия" на "Кавказском узле". - Поскольку праздники – это тоже политика, а в политике есть идеологические основания и идеологические разногласия, бушуют мелкие страсти и борьба за лакомый кусочек финансового пирога. В новых праздниках все это проявляется лучше и яснее, чем в иных завуалированных политических подтекстах".
Имам мечети поселка Яблоновский Анзор Дзеукожев из Адыгеи, один из образованнейших имамов-черкесов нового поколения, публично не поддержал празднование Нового года 21 марта, считая такие нововведения языческими и уводящими людей от истины единобожия
Она отметила, что в Адыгее 21 марта, в день весеннего равноденствия, уже несколько лет празднуется адыгский Новый год. В Майкопе торжества проходят на Площади единения и согласия перед Национальным музеем, где организуется факельное шествие, танцуют адыгские танцы, проводят народные игры, раздают обрядовую пищу.
"Что касается адыгского нового года - имам мечети поселка Яблоновский Анзор Дзеукожев из Адыгеи, один из образованнейших имамов-черкесов нового поколения, публично не поддержал празднование Нового года 21 марта, считая такие нововведения языческими и уводящими людей от истины единобожия. Да и площадь перед Национальным музеем находится в двух шагах от Соборной мечети в Майкопе, и практикующим мусульманам, по их словам, не вполне комфортно слышать, как мелодия азана перекрывается другими мелодиями", - отметила Нефляшева.