Участники конного перехода по Адыгее рассказали о возрождении традиций черкесов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участниками конного перехода стали около 100 всадников из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. Акция направлена на возрождение адыгских традиций коневодства и всаднической культуры, которая пришла в упадок в советское время, и популяризацию кабардинской породы лошадей, отметили организаторы и участники перехода. Конный переход является ритуалом, через который формируется черкесская идентичность, считает Наима Нефляшева.
В Адыгее конный переход начался 2 мая из аула Ассоколай-Понежукай и завершится 7 мая в ауле Тахтамукай. Акция организована правительством республики совместно с движением "Шууей Хасэ" и организацией "Адыге Хасэ", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из ее организаторов, предприниматель, руководитель адыгейского отделения "Шууей Хасэ" Альберт Тхапшоков.
Поход приурочен к празднику 9 Мая, при этом участники акции намерены почтить память павших сразу в трех войнах - Гражданской, Первой и Второй мировой. В каждой из этих войн участвовали адыги в составе конных частей, в том числе и знаменитой "Дикой дивизии", чьи всадники использовали кабардинскую породу лошадей - именно ту, которую используют участники перехода, отметил Тхапшоков.
Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на черкесов, адыгейцев, кабардинцев и шапсугов. Адыги проживают в России в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье, говорится в справке "Адыги" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Среди целей акции он назвал популяризацию конного спорта и борьбу с вредными привычками. По его словам, за пять дней всадники проедут через Адыгейск и аул Старобжегокай-Афипсип. Во время путешествия всадники посетят памятник герою СССР Дауту Нехаю. В каждом ауле, где всадники сделают остановку, будет накрыт традиционный адыгский стол. Питание осуществляется за счет региональных властей, которые помимо прочего озаботились безопасностью всадников - взяли на себя перекрытие автодорог, где пролегает путь участников перехода. Также власти взяли на себя оплату ночевок.
"Мы ни о чем, кроме как о походе, не думаем. Мысли только о лошадях", - рассказал Тхапшоков.
По его словам, в переходе участвуют около 100 всадников, каждый наездник сам заказывал себе традиционную адыгскую одежду и готовил лошадь. При этом, отметил он, процесс подготовки к переходу труден, поскольку состоит из нескольких частей.
"Изготовление черкески или седла - кропотливая работа, в которую втянуты несколько человек. Это и седлых дел мастера, и златошеи. Люди вложили серьезные средства в подготовку, не пожалели деньги", - пояснил Тхапшоков.
Все затраты окупятся "хорошим настроением" всадников, а о самом переходе станет известно в том числе за рубежом, где открываются клубы любителей кабардинской породы, отметил он.
Сказав "адыг" или "черкес", сразу возникает перед глазами фигура всадника. Нашим спутником традиционно был любимый конь, который на адыгском языке имеет второе значение - "брат"
"Она [кабардинская порода лошадей] пользуется большой популярностью в Европе - в частности, в Чехии, Германии и Франции. Люди ценят такие качества лошадей, как выносливость и мягкость хода, что дает комфортную езду... Сказав "адыг" или "черкес", сразу возникает перед глазами фигура всадника. Нашим спутником традиционно был любимый конь, который на адыгском языке имеет второе значение - "брат", - рассказал один из организаторов перехода.
По его словам, кабардинская порода переживает "период ренессанса" после того, как в годы перестройки численность лошадей сократилась до опасно низкого уровня, поскольку из-за отсутствия еды много элитного поголовья было пущено на мясо. Однако энтузиастам, заметил Тхапшоков, удалось сохранить племенной состав, материнское поголовье, зачастую "пойдя на крайние меры, продажу имущества - машины, дома". "Таким образом, генетика адыгской [кабардинской] породы лошадей утрачена не была", - сказал он.
Участниками перехода стали трое наездников в возрасте от 10 до 16 лет
Среди целей конного перехода значатся возрождение адыгских традиций коневодства и всаднической культуры, которая пришла в упадок в советское время, укрепление межрегиональных отношений и популяризация кабардинской породы лошадей, рассказал "Кавказскому узлу" один из организаторов похода Аслан Кудаев.
"Среди участников есть и новички, и те, кто давно увлекается. Сейчас это популярно. Каждая республика готовит своих участников. У нас в Кабарде у большинства молодых парней своя одежда – черкеска, они носят ее на всякие мероприятия. Свое оружие, кто-то взял напрокат", - сказал он.
Так, по его словам, в переходе участвуют школьники 10, 14 и 16 лет. Все дети "уверенно держатся в седле", их сопровождают родители, отметил Кудаев.
Он рассказал, что два года назад в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и Краснодарском крае появилось "Общество адыгских всадников". "Только в "Обществе адыгских всадников" состоит несколько сотен молодых людей - это люди, кто уже хорошо сидит в седле и имеет национальную одежду", - сообщил он, добавив, что в общество приходит также множество новичков.
Программы привлечения молодежи к конному спорту "Общество адыгских всадников" не имеет, молодые люди сами просят родителей отвести их обучаться катанию на лошадях, тем более что в большинстве случаев этот спорт является семейным, рассказал Кудаев. "Чаще всего интерес к конному спорту прививается с ранних лет, но приходят и те, кому за 30", - добавил он.
Оргкомитет "Общества адыгских всадников" поставил задачу региональным отделениям помимо уже начатого перехода провести еще одно схожее мероприятие. Регионам предложено представить план реализации данной задачи, его обсуждение пройдет на следующем заседании оргкомитета, дата которого пока не назначена, отметил Кудаев.
Конные переходы дают мужчине совершенно особое ощущение, у всадников возникает чувство корпоративного единства. Даже фокус зрения всадника на коне меняется
Всадники отказываются от гаджетов, чтобы соответствовать духу эпохи
Не всем всадникам разрешается участвовать в переходе, каждому желающему необходимо не только внешне соответствовать историческому облику адыгов, но и вести себя подобающе. К примеру, запрещается без необходимости общаться по мобильному телефону, сидеть в Интернете, использовать планшет. Таким образом, всадники добиваются, чтобы переход соответствовал духу эпохи, рассказал "Кавказскому узлу" участник перехода Рамазан Дармилов.
"Подготовка к переходу - серьезная задача, ведь без черкески либо папахи попасть на "парад" вряд ли получится. Необходимо, чтобы одежда и седло были соответствующе украшены, а оружие, если оно имеется, было выковано с филигранной точностью. Таким образом, мы активно поддерживаем ремесленников - шорников (специалистов по изготовлению конских упряжей и седел), ювелиров, ткачей, изготовителей каракулевых папах, кузнецов", - отметил он.
Похожие переходы осуществляются уже около века, один из самых знаменитых переходов - в честь 115-й кавалерийской дивизии, сказал Дармилов.
115-я Кабардино-Балкарская кавалерийская дивизия (на момент формирования 115-я отдельная кавалерийская дивизия) - воинское соединение Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Была расформирована в октябре 1942 года после того, как в тяжелых боях потеряла две трети своего состава, говорится на сайте pravitelstvo.kbr.ru.
"Первоначально всадники самоорганизовывались, но теперь власти оказывают активную поддержку. Это необычно, но очень помогает - пропала надрывная составляющая. Прежде всего, переход полезен молодежи, которая должна быть вдохновлена прошлым своего народа", - полагает он.
Наезднический дух адыгов нужно использовать для возрождения традиций
В переходе принимает участие глава администрации аула Егерухай Руслан Брафтов, который рассказал, что заинтересовался конным спортом около пяти лет назад, увидев проезжающего мимо всадника. "Мне сразу же захотелось купить коня. Наезднический дух у нас в крови, и этим необходимо воспользоваться для возрождения адыгских традиций. Любовь к лошадям обусловлена менталитетом адыгов", - сказал он "Кавказскому узлу".
Адыгам как горному народу лошадь была незаменима для перемещений между аулами, в условиях горной местности здоровая лошадь может пройти десятки километров независимо от погодных условий, отметил он. "Вот мы идем второй день по 30-градусной жаре и лишь одна лошадь, и то по уважительной причине, приболела", - сказал Брафтов.
Участник перехода Расим Кохов рассказал "Кавказскому узлу", что, когда колонна всадников заходит в тот или иной аул, местные жители встречают ее аплодисментами, многие снимают наездников на телефоны, дети просят родителей купить коня, а старики же плачут. "Они говорят: мы уже не надеялись, что такое увидим", - сказал Кохов.
В советское время традиция всаднической культуры у адыгов угасла, поскольку в период раскулачивания лошадей насильно забирали в колхозы, а возражать не решались, боясь ссылки, при этом следующее поколение адыгов уже не имело сильной любви к наездничеству, отметил он.
Традицию необходимо возрождать сейчас, ведь конный спорт, по своей натуре подвижный, отвлечет молодежь от сомнительных соблазнов - алкоголя, сигарет и наркотиков, считает Кохов.
Через ритуалы, подобные конному переходу, формируется черкесская идентичность
Традиция конных переходов не является новой для адыгской культуры, она существовала и в советские времена, рассказала автор блога на "Кавказском узле" "Северный Кавказ сквозь столетия" Наима Нефляшева.
"Я рассматриваю современные конные переходы как возвращение к традиции, но на новом уровне. Это не развлечение и не спортивное мероприятие; это не форма досуга и не историческая реконструкция; конный переход - это ритуальное действие, которое имеет корни в ментальных ощущениях воинов-всадников", - сказала Нефляшева "Кавказскому узлу".
По ее словам, традиция переходов вписывается в проблематику новой обрядовой культуры черкесов, которая активно развивается с 1990-х годов. "Некоторые ритуалы стали символичными, через них формируется черкесская идентичность. Это прежде всего - День памяти [жертв Кавказской войны] 21 мая, День черкесского флага, день черкесского костюма, день черкесского языка... Мастерски разобрал традиции мужской культуры народов Кавказа, в том числе и черкесов, петербуржский этнограф Юрий Карпов в книге "Джигит и волк". Конные переходы дают мужчине совершенно особое ощущение, у всадников возникает чувство корпоративного единства. Даже фокус зрения всадника на коне меняется", - сказала Нефляшева.
"У черкесов всю мужскую культуру пронизывает феномен "одинокого всадника" - человека, способного на индивидуальный ответ на вызов судьбы, другого человека, общества. Я думаю, в конных переходах органически сочетается тема единства и личного выбора каждого всадника", - отметила она.
Тема коня и всадника, одновременно друзей и соперников, пронизывает мифологию всех кавказских народов, в фольклоре черкесов коня всегда наделяют сказочными, сверхъестественными свойствами – он понимает человеческую речь, язык деревьев и животных, перелетает через горы, путешествует в разных мирах и спасает своего хозяина мудрым советом, указала Нефляшева.
"Коневодство считалось престижным занятием, достойным аристократии, а наличие породистых лошадей – маркер принадлежности к элитарному сословию. В черкесской культуре конные игры и состязания, скачки и джигитовка никогда не были зрелищем просто на потеху публике. Это всегда - демонстрация качества идеального воина, демонстрация мужской состоятельности, - написала она в своем посте. - Сегодня быть на коне – это новая старая эстетика... Конный переход оттачивает чувство собственного достоинства и, наконец, является символической нитью, возвращающей современного черкеса в эпоху легендарных предков".
Материалы о положении черкесов в России и за рубежом собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Черкесский вопрос".