Представители независимых СМИ Азербайджана потребовали освободить осужденных коллег
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В День солидарности журналистов представители независимых СМИ Азербайджана провели акцию у могилы Фирангиз Гусейновой - матери осужденного блогера Мехмана Гусейнова и находящегося в политэмиграции журналиста Эмина Гусейнова. Участники акции отметили, что родным женщины до сих пор не выдано заключение о смерти. Они также потребовали освободить всех блогеров и журналистов.
Как писал "Кавказский узел", блогер Мехман Гусейнов заявил о пытках после задержания за неподчинение полиции. В ответ МВД и лично начальник управления полиции обвинили его в клевете, и Гусейнов был приговорен к двум годам тюрьмы. Бакинский апелляционный суд поддержал приговор, Верховный суд частично удовлетворил жалобу защиты, вернув дело на пересмотр в БАС. Однако 15 декабря апелляционный суд, пересмотрев дело о клевете Гусейнова на полицию, отказался изменить обвинительный приговор. Блогер просил суд об условно-досрочном освобождении в связи с отбытием половины срока наказания.
Гусейнов публиковал в Facebook видеоматериалы о коррумпированных высокопоставленных чиновниках. Институт свободы и безопасности репортеров, главой которого Гусейнов был избран в декабре 2016 года, связал задержание с его журналистскими расследованиями. Власти Азербайджана отрицают политические мотивы в преследовании Гусейнова.
Представители независимых СМИ Азербайджана 8 сентября в честь Международного дня солидарности журналистов провели акцию у могилы Фирангиз Гусейновой - матери содержащегося в заключении блогера Мехмана Гусейнова и находящегося в вынужденной политэмиграции журналиста и правозащитника, исполнительного директора Института свободы и безопасности репортером (ИСБР) Эмина Гусейнова. Участие в акции приняли около десяти человек.
"Обычно в День солидарности журналистов мы собирались у могилы Эльмара Гусейнова. На этот раз мы решили прийти к могиле Фирангиз ханум (форма почтительного обращения к женщине - прим. "Кавказского узла"). Ее также можно считать жертвой на пути свободы слова. Два ее сына стали смелыми журналистами. Конечно, она беспокоилась за них. Но она не пыталась воздействовать на них, чтобы они отказались от избранного пути. На долю этой хрупкой, интеллигентной женщины выпало много страданий. Один сын едва избежал ареста и вынужден был покинуть страну, младший сын Мехман был арестован по очевидно сфабрикованному обвинению. Здоровье Фирангиз ханум было серьезно подорвано. 15 июля тяжело заболела, попала в реанимацию, 6 августа ее не стало», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" директор информационного агентства Turan Мехман Алиев.
30 июля около десяти журналистов и активистов неправительственных организаций обратились в Пенитенциарную службу Азербайджана с просьбой предоставить Мехману Гусейнову краткосрочный отпуск для встречи с тяжелобольной матерью. 2 августа пенитенциарная служба не позволила Гусейнову проведать мать, заявив, что он не участвует в колонии "в мероприятиях исправительного характера". В ночь на 6 августа Фирангиз Гусейнова умерла в бакинской больнице. Гусейнова отпустили на несколько часов лишь на похороны.
При этом Мехман Алиев раскритиковал власти за то, что Мехману Гусейнову не дали увидеться с матерью, пока она была жива.
Директор агентства Turan также отметил, что власти не предоставляют общественности информацию о причине смерти Фирангиз Гусейновой.
«До сегодняшнего дня семье не представлено ни одного документа о причинах смерти Фирангиз Гусейновой. Поэтому официальные органы должны внести ясность в этот вопрос», - отметил Алиев.
Он напомнил, что никто не понес ответственности за смерть публициста Рафига Таги и журналиста Расима Алиева.
«Мы видели ужасное состояние нашей системы здравоохранения и в случае с Рафиком Таги и Расимом Алиевым. Рафиг Таги после нанесения ему многочисленных ножевых ранений выжил и перенес операцию. Однако спустя несколько дней, когда он уже шел на поправку, после сделанного ему укола, он скончался. Расим Алиев после его избиения сам добрался до больницы. Врачи заверяли, что с ним ничего опасного нет, и родителей отпустили домой, а потом ночью взяли на операцию, после которой он умер. В обоих случаях никто из медиков не был привлечен к ответственности. Похожее случилось с Фирангиз Гусейновой. Ее почему-то отключили от аппарата искусственного поддержания жизнедеятельности, вывели из реанимации, и на следующую ночь она умерла», - заявил Алиев.
Он также отметил ситуацию с независимыми СМИ в Азербайджане.
«В тюрьмах сидят более десяти журналистов и блогеров. В стране фактически не осталось независимых и оппозиционных газет. Онлайн-медиа, критикующие правительство, блокируются. Красноречивым показателем ситуации со свободой медиа можно считать и небольшое количество участников нашей сегодняшней акции у могилы Фирангиз ханум. B стране свобода медиа уничтожена, и это реальность. Этой политике должен быть положен конец", - подчеркнул директор Turan.
С собравшимся по телефону поговорил находящийся в политэмиграции в Европе Эмин Гусейнов.
11 февраля 2015 года Норвежский фонд "Дом прав человека" сообщил, что Гусейнов с 18 августа 2014 года был вынужден скрываться в посольстве Швейцарии в Баку, спасаясь от репрессий, после того как власти устроили обыск в офисе возглавляемого им Института свободы и безопасности репортеров, изъяли оборудование и документацию. 13 июня 2015 года брат правозащитника Мехман Гусейнов сообщил, что Эмин сумел покинуть страну. 14 января 2016 года стало известно, что Эмин Гусейнов подал жалобу в ЕСПЧ на лишение гражданства Азербайджана.
Он сообщил, что его отец Рафиг Гусейнов после смерти супруги обратился в прокуратуру с просьбой представить ему медицинское заключение о смерти и признать его в статусе потерпевшего.
По словам Гусейнова, клиника, где находилась Фирангиз Гусейнова, медицинское заключение не выдала.
«Прошел месяц, но никакого ответа мой отец из прокуратуры не получил. Мой брат Мехман Гусейнов также направил заявление в прокуратуру. В прокуратуре ведется расследование по факту смерти нашей матери, но нам никакой информации не дают. Мы также требуем просмотреть записи в больнице», - заявил Гусейнов.
Смерть Фирангиз Гусейновой вновь привлекла внимание к состоянию здравоохранения в Азербайджане, отметил бывший «узник совести», главный редактор газеты "Хурал" Аваз Зейналов.
"В Азербайджане нет доступного качественного здравоохранения. Власть имущие и богатые могут лечиться за рубежом... А что же делать простому народу? Фирангиз Гусейнову отключили от аппаратов. Почему? B связи со смертью матери у Эмина и Мехмана есть подозрения. Поэтому должно быть проведено прозрачное расследование... Есть также предположения, что медицинские документы Фирангиз ханум отказываются выдать из-за намерения ее семьи предоставить их международным медицинским экспертам для заключения о причинах ее смерти. Мы, представители медиа-общественности должны составить обращение, подписать его, а Министерство здравоохранения должно внести ясность в вопрос смерти Фирангиз Гусейновой", - сказал он.
От имени участников акции он также призвал освободить всех арестованных журналистов и блогеров.
Комментариями пресс-службы Минздрава Азербайджана "Кавказский узел" пока не располагает.
День солидарности журналистов отмечается по решению IV конгресса Международной организации журналистов, состоявшегося в мае 1958 года в Бухаресте в память о чешском журналисте Юлиусе Фучике, казненном гитлеровцами 8 сентября 1943 года. В конце XX века ООН провозгласил этот день Международным днем солидарности журналистов.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" содержится материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".