Адвокат заявил о нарушениях по делу Гусейнова в бакинском суде

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд по делу Мехмана Гусейнова в Баку в нарушение закона был закрытым, личность блогера и свидетелей не устанавливались, заявил адвокат Садыгов. Он начал подготовку жалобы на решение суда и пытки Гусейнова в полиции.

Как писал "Кавказский узел", сотрудники полиции задержали председателя Института свободы и безопасности репортеров Мехмана Гусейнова вечером 9 января. Информацию об этом в полиции подтвердили только 10 января около полудня. Друзья Гусейнова со ссылкой на очевидцев заявили, что задерживавшие были в штатском, они насильно посадили блогера в автомобиль. В тот же день Насиминский райсуд Баку оштрафовал Гусейнова за неподчинение полицейским и освободил его. Гусейнов заявил о пытках в полиции, и суд поручил прокуратуре расследовать избиение Гусейнова после задержания, сообщил адвокат Эльчин Садыгов.

Адвокат начал подготовку жалобы на решение суда и пытки Гусейнова в полиции

Адвокат Мехмана Гусейнова Эльчин Садыгов сообщил, что он готовит апелляционную жалобу на решение суда о назначении блогеру денежного штрафа.

"Это административное дело абсолютно надуманное. Потерпевшим по делу был признан некий Тахмазов Акрам Ахлиман оглу. Еще в начале заседания суда Мехман сказал, что видел в здании суда человека, который 23 декабря 2016 года напал на него. Когда же Тахмазов зашел в зал, Мехман указал, что именно этот человек атаковал его", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Эльчин Садыгов.

23 декабря 2016 года на Мехмана Гусейнова напали несколько человек в Баку. Блогеру удалось сбежать. Он полагал, что его хотели либо избить, либо спровоцировать драку для возбуждения уголовного дела. Гусейнов расценил нападение как месть за критику в адрес чиновников.

По словам адвоката, полиция утверждала, что Мехман Гусейнов якобы задел плечом и оскорбил этого человека 9 января вечером в центре Баку. Отметим, согласно материалам дела в отношении Гусейнова, он не подчинился полицейским, которые якобы призывали его к порядку на месте инцидента 9 января.

"Когда я спросил у этого человека, с какой целью он находился на данной территории 9 января, он ничего внятного не смог сказать. При этом суд проигнорировал слова Мехмана о том, что этот человек еще 23 декабря 2016 года напал на него", - сказал адвокат.

Кроме того, продолжил Садыгов, свидетели Абдуллаев Рамин Ахмедага и Мамедов Расиф Джанкиши оглу не смогли ясно сказать, в чем заключалось неподчинение блогера требованиям полиции.

При этом они дали противоречивые показания: Мамедов сказал, что полицейский проходил мимо, и они позвали его, а Абдуллаев сказал, что они увидели полицейского, немного отойдя от места происшествия, сообщил адвокат.

"Но что интересно - Мехмана судили без удостоверения личности (имеется в виду паспорт гражданина Азербайджана. – Прим. "Кавказского узла"). Его удостоверение личности было аннулировано еще несколько лет назад под предлогом уголовного дела, заведенного в 2012 году и до сих пор не закрытого. Как можно судить человека, не установив его личность?" - задает риторический вопрос адвокат.

В ноябре 2014 года Гусейнов был задержан при попытке вылететь из Азербайджана. Его передали полиции по подозрению в подделке паспорта. После многочасового допроса его отпустили, однако сотрудники полиции заявили о возобновлении в отношении него уголовного дела, возбужденного три года назад по обвинению в хулиганстве, и запрете на выезд из страны.

Эльчин Садыгов также указал, что в протоколе не было сведений и об удостоверениях личности потерпевшего и двух свидетелей. "И в суд они пришли без удостоверений личности", - рассказал он. 

Кроме того, добавил адвокат, в нарушение закона судебное разбирательство было закрытым.

"Суд не удовлетворил ходатайства защиты о проведении срочной экспертизы телесных повреждений на теле Гусейнова. Мехман в полиции потерял сознание и, воспользовавшись этим, полицейские, положив авторучку в его руку, сделали подпись под документами. Мы просили назначить почерковедческую экспертизу на предмет установления, самостоятельно ли он поставил подписи", - продолжил адвокат.

Поэтому, считает он, в апелляционной жалобе защита поставит вопрос об отмене решения о присуждении штрафа ввиду проведения разбирательства в суде первой инстанции с нарушением закона.

"Мы подадим отдельную жалобу и в прокуратуру в связи с пытками. Правда, Насиминский районный суд в своем решении дал такое поручение районной прокуратуре. Однако мы сами напрямую обратимся и представим имеющиеся у нас доказательства", - отметил адвокат.

По его словам, во время пребывания в отделении полиции блогеру дважды вызывали скорую помощь. "Участковый инспектор полиции Халид Кенгерли в суде заявил, что, когда он составлял протокол, у Мехмана было плохое самочувствие. У Мехмана на теле есть следы насилия – кровоподтеки. Мы сфотографировали их. У Мехмана глаза были закрыты, и он не видел, чем его били. Но он чувствовали удары ногой, рукой и тупым предметом – возможно дубинкой", - заявил адвокат.

По словам Мехмана Гусейнова, после задержания ему ограничили контакты с внешним миром в течение 19 часов, без доступа к адвокату и семье. Мехман Гусейнов рассказал, что после задержания был брошен в машину с опущенной головой, и мешок был надет на голову так, чтобы он не мог нормально дышать. Гусейнов также рассказал, что находился в машине в течение 4 часов с мешком на голове, и его голову толкали вниз, ему завязали глаза полотенцем, и его рот был закрыт, и у него потекла кровь из носа.

ИСБР потребовал от властей Азербайджана расследовать заявления Гусейнова об избиении в полиции

Институт свободы и безопасности репортеров (ИСБР) выступил с заявлением, в котором назвал задержание Мехмана Гусейнова похищением.

Мехман Гусейнов является братом правозащитника, бывшего директора Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмина Гусейнова. 8 августа 2014 года в офисе ИСБР был проведен обыск, изъяты документы и оборудование, само помещение опечатано. Эмин Гусейнов вынужден был укрыться в посольстве Швейцарии, а затем вообще покинул Азербайджан. В начале декабря 2016 года Мехман Гусейнов был избран председателем ИСБР.

"Похищение, задержание и жестокое обращение с правозащитником и блогером Мехманом Гусейновым является еще одним доказательством нулевой терпимости правительства Азербайджана к свободе выражения", - говорится в заявлении ИСБР, распространенном 11 января и поступившем в адрес корреспондента "Кавказского узла".

ИСБР призвал правительство гарантировать безопасность журналистов в Азербайджане.

"Мы решительно осуждаем этот акт насилия в отношении Мехмана Гусейнова. У нас нет сомнений, что этот презренный акт, стал результатом полной безнаказанности за насилие в отношении журналистов и работников средств массовой информации и был заказан высшими должностными лицами в правящем истеблишменте Азербайджана", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эмин Гусейнов, который является соучредителем ИСБР.

ИСБР опасается, что жестокое избиение может привести к серьезным последствиям для здоровья Мехмана Гусейнова, и напоминает о подозрительной смерти нескольких журналистов в медицинских и других специализированных учреждениях Азербайджана. В частности, приводятся факты смерти журналистов Расима Алиева в 2015 году, Рафига Таги в 2011 году и Новрузали Мамедова в 2009-м.

Поэтому ИСБР требует, чтобы Мехману Гусейнову было разрешено покинуть страну для получения медицинской помощи за границей.

"Отрицание задержания человека или отказ в предоставлении информации о местонахождении задержанного - а это именно то, что произошло в случае Мехманом Гусейновым - представляет собой насильственное исчезновение, и должно быть незамедлительно расследовано, а виновные привлечены к ответственности. Насильственные исчезновения и пытки строго запрещены международным правом и не допускаются ни при каких обстоятельствах", - говорится в заявлении ИСБР.

Организация призвала власти Азербайджана тщательно и беспристрастно расследовать данное дело, а также привлечь к ответственности тех, кто причастен к похищению и пыткам. В противном случае ИСБР намерен инициировать применение против азербайджанских чиновников "Глобального акта Магнитского", предусматривающего санкции против нарушителей прав человека во всем мире.

В рамках подписанного президентом США Бараком Обамой законопроекта по оборонной политике и бюджету на 2017 год в силу вступит и "Глобальный акт о правах человека имени Магнитского". Он предусматривает возможность введения американских санкций в отношении граждан любого иностранного государства за грубые нарушения прав человека и коррупцию. Закон может быть применен и в отношении официальных лиц, передает "Интерфакс".

"Мехман Гусейнов завоевал огромную популярность в Азербайджане за выступления против несправедливости и коррупции среди чиновников. Его видеоотчеты, разоблачающие коррупцию на высоком уровне, опубликованы в соцсетях. В последние недели Гусейнов провел серию журналистских расследований на виллах, как утверждается, принадлежащих министрам и парламентариям, в том числе публиковал интервью с рабочими, которые строили эти дома, жаловавшимися на отсутствие оплаты их труда некоторыми из собственников", - говорится в заявлении ИСБР.

Гусейнов на своей странице в Facebook "SANCAQ production" опубликовал видеоматериалы о, как он утверждает, виллах министра транспорта Зии Мамедова, министра труда и социальной защиты Салима Муслимова, главы МЧС Кямаледдина Гейдарова, руководителя исполнительной власти Баку Гаджибалы Абуталыбова, депутата парламента Тахира Сулейманова и бывшего депутата Галиба Салахзаде. Видеокадры Гусейнов сопроводил текстом о том, что все роскошные особняки, обставленные высокими заборами, принадлежат людям со скромными зарплатами. Комментариев от лиц, упомянутых в репортажах Гусейнова, не поступало.

Кроме того, далее говорится в заявлении ИСБР, Мехман Гусейнов от имени института инициировал петицию от имени гражданского общества страны в ПАСЕ с целью приостановить полномочия азербайджанской делегации в ассамблее за участие "в аферах с подкупом европейских депутатов". Об этих фактах стало известно из расследований Миланской прокуратуры против бывшего вице-президента итальянского депутата Луки Волонте и отчета НПО "Европейская инициатива стабильности" "Икорная дипломатия-2", отмечает ИСБР.

Захидов: в полиции людей не избивают

В МВД Азербайджана комментарии относительно обстоятельств задержания Мехмана Гусейнова и его заявлений об избиении в полиции корреспонденту "Кавказского узла" получить не удалось.

При этом заместитель главы пресс-службы МВД Эхсан Захидов опроверг информацию о пытках блогера.

"В полиции людей не избивают... Все это выдуманные Мехманом Гусейновым пустые сказки, клевета и ложь", - заявил Эхсан Захидов, слова которого приводит портал modern.az.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", размещаются на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"