Защита избитых в Ингушетии правозащитников заявила о бездействии СКР
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокат Андрей Сабинин подал жалобу на следователя, расследующего нападение на журналистов и правозащитников на границе Чечни и Ингушетии в марте 2016 года. По утверждению адвоката, он до сих пор не ознакомился с материалами дела.
Как писал "Кавказский узел", 15 февраля адвокат потерпевших сообщил о том, что следователи не смогли установить причастных к нападению на журналистов и правозащитников в Ингушетии и приостановили следствие по уголовному делу. В марте руководство Следственного управления СКР по Ингушетии заявило об отмене решения приостановить следствие по делу о нападении на сводную группу "Комитета по предотвращению пыток" в марте 2016 года.
9 марта 2016 года в Ингушетии недалеко от административной границы с Чечней группой неизвестных были избиты восемь правозащитников и журналистов, а также водитель микроавтобуса Сводной мобильной группы "Комитета по предотвращению пыток", которые направлялись в Грозный. В результате инцидента были госпитализированы четыре человека. По словам одного из потерпевших, нападавшие приехали на машинах с чеченскими номерами и по-русски говорили с акцентом.
Нападение на журналистов и правозащитников на границе Чечни и Ингушетии расследуется уже больше года, однако представителю потерпевших не удалось "посмотреть даже на минимально значимые документы в деле", заявил адвокат пострадавших Андрей Сабинин.
По его словам, сначала ему долго отказывали в ознакомлении с материалами. 16 марта следователь согласился удовлетворить соответствующее ходатайство, но весь следующий месяц отказывал ему во встрече, ссылаясь на занятость, заявил Сабинин. При этом 19 апреля адвоката, по его утверждению, вызвали в Следственное управление СКР по Ингушетии и пообещали ознакомить с материалами в обмен на подписку о неразглашении.
"По делам о защите прав потерпевших у меня такое происходит в первый раз. Связано это, однозначно, с тем, что мы сделали публичной информацию о приостановлении дела в феврале, после чего [министр иностранных дел России Сергей] Лавров извинялся перед шведами. Думаю, что это связано с тем, чтобы информация адвоката потерпевших не выходила в публичное пространство", — приводит слова адвоката издание "Медиазона".
По словам адвоката, в итоге подписку он не дал. "Я потребовал ее уточнить: прописать, какую информацию и в каком объеме я не должен разглашать", — рассказал Сабинин. Фактически расследование дела о нападении на журналистов и правозащитников на границе Чечни и Ингушетии не ведется, также подчеркнул адвокат. "Рано или поздно это аукнется следствию Европейским судом по правам человека", - цитирует сегодня Андрея Сабинина РБК.
Комментариев представителей СУ СКР по Ингушетии относительно заявлений адвоката пострадавших правозащитников и журналистов пока не поступало.
Напомним, что расследование дела о нападении на журналистов и правозащитников изначально велось по двум статьям – "Хулиганство, совершенное группой лиц" (ч.2 ст.213), и "Умышленное уничтожение чужого имущества" (ст.167), предусматривающим наказание до семи и до пяти лет лишения свободы соответственно. 12 марта 2016 года к делу была добавлена статья о "Групповом вооруженном нападении с целью хищения имущества" (ч. 2 ст.162 УК РФ), предусматривающая наказание до 10 лет лишения свободы.
А 30 марта 2016 года к делу была добавлена еще одна статья "Воспрепятствование законной деятельности журналистов" (ч. 3 ст. 144 УК РФ), по которой предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы. Однако следователи не предоставляют информацию о ходе расследования нападения на журналистов и правозащитников на границе Ингушетии и Чечни, ранее заявили "Кавказскому узлу" пострадавшие.
Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Преследование активистов".