Исламоведы заявили об отказе саудитов считать Кадырова лидером российских мусульман
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители правящей в Саудовской Аравии фамилии выделяют Рамзана Кадырова среди глав других субъектов России, но лидером российских мусульман не считают, заявили опрошенные “Кавказским узлом” эксперты. По их словам, Кадырову из-за своего имиджа в России пришлось оправдываться перед саудитами за фетву, автором которой он не является.
"Кавказский узел" сообщал, что 26 ноября в ходе своего визита в Саудовскую Аравию Рамзан Кадыров встретился с наследным принцем королевства Мухаммадом ибн Салманом Аль-Саудом. По информации арабских СМИ, глава Чечни в ходе встречи извинился за исламскую конференцию в Грозном и признал, что салафиты не являются сектантами. В ДУМ Чечни информацию об извинениях назвали “абсолютной ложью и неправдой”.
27 августа по итогам исламской конференции "Кто они – последователи сунны?", прошедшей в Грозном, была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России.
"Задачей Кадырова было восстановление отношений с Саудовской Аравией"
Визит Рамзана Кадырова в Саудовскую Аравии был связан с его желанием "сгладить впечатления от грозненского документа", считает руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. По его мнению, вопрос об извинениях Кадырова "будет интерпретироваться по-разному и в зависимости от политических интересов".
"Однако сам факт приезда главы Чечни в Саудовскую Аравию и встреча его с саудовским истеблишментом была направлена на то, чтобы показать, что грозненская фетва вовсе не имела в виду то, о чем могли подумать в Саудовской Аравии. Идея состояла в том, чтобы сгладить возможные негативные впечатления от грозненского документа", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Василий Кузнецов.
По мнению Кузнецова, вполне естественно, что в арабском мире грозненская фетва вызвала критику. "С точки зрения целого ряда аналитиков она была недостаточно продумана", - заметил он.
По словам Кузнецова, задачей визита Кадырова "было восстановление отношений с Саудовской Аравией". Также глава Чечни хотел продемонстрировать, что и российские власти, и лидеры российских мусульман "ничего против салафизма как такового не имеют", заметил Кузнецов.
"Это было бы неуместным, заявлять в Саудовской Аравии о неприятии салафитов (официальной религией в Саудовской Аравии является ислам суннитского толка, большинство населения исповедует салафию. - Прим. "Кавказского узла")", - добавил он.
Вместе с тем Василий Кузнецов обратил внимание на то, что глава Чечни "не является исламским правоведом, алимом и духовным лицом". "Он глава региона, и он не принимал участие в принятии фетвы", - сказал руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН.
С критикой итоговых документов грозненской конференции выступили известные религиозные деятели России и арабского мира. Итоги конференции назвали неактуальными для мусульманской общины и в самой Чечне. С критикой итогов грозненской конференции выступили и участники московского мусульманского форума, прошедшего с 18 по 20 октября. О своей непричастности к фетве заявили исламские ученые Али Джифри и Ахмад Тайиб, с именами которых окружение Кадырова связывало авторитетность мероприятия.
"Важность грозненской фетвы преувеличивать не стоит"
Принятая на грозненской конференции фетва "также не является подобием энциклики Папы Римского или установления Синода РПЦ", отметил Василий Кузнецов.
"Фетва - это мнение одного или нескольких богословов (факихов) по тому или иному событию, явлению. При этом другой исламский правовед или группа их могут иметь другое мнение по той же проблеме. И мнения могут меняться. Фетва, в отличие от энциклик Папы Римского или установлений православной церкви, не является единственным принятым правильным решением. В исламе есть плюрализм мнений, плюрализм фетв. Существенность фетвы определяется авторитетом тех ученых, что выражают мнение и подписываются под фетвой", - обратил внимание Василий Кузнецов.
Как подчеркнул Василий Кузнецов, "не стоит преувеличивать важность грозненской фетвы". "Да она имеет некое значение для политической жизни мусульманского сообщества в России. Также это довольно любопытный документ с богословской точки зрения, но не более того", - указал ученый.
Кузнецов признал, что у Рамзана Кадырова "существуют некие амбиции внутри мусульманского сообщества России". "Да, Кадыров соперничает за то, чтобы представлять российский ислам, к примеру, в Саудовской Аравии, но отнюдь не с Евкуровым. Скорее соперничество идет с духовными лидерами мусульман Урало-Поволжья - председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, руководителем Центрального духовного управления мусульман России в Уфе Талгатом Таджуддином и другими", - пояснил он.
Вместе с тем Василий Кузнецов выразил сомнения в том, что Рамзана Кадырова воспринимают в Саудовской Аравии как представителя всей исламской уммы России.
"Конечно, у Чечни есть особый имидж в Саудовской Аравии, еще с 1990-х и начала 2000-х годов. Это дает любому чеченскому лидеру фору во взаимоотношениях с арабскими лидерами. Но Рамзан Кадыров не воспринимается в Саудовской Аравии как лидер мусульман России, как главный представитель российской уммы. Тем более, на такую роль не может претендовать глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров", - заявил Василий Кузнецов.
По его мнению, в Саудовской Аравии "неплохо знают Россию". "Саудиты понимают, что российское мусульманское сообщество сложно устроено, имеет разные политические взгляды. Они также знают, что помимо "кавказского ислама" есть исламская община Урало-Поволжья", - резюмировал Кузнецов.
Полный текст фетвы "О неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений", принятой 27 августа 2016 года в Чечне, опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Документы организаций". Авторы фетвы объявляют, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следуют одному из четырех мазхабов, а также идут "по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего имамами суфиев". Остальные же мусульмане, и прежде всего салафиты, признаются "заблудшими".
"Авторы фетвы поспешили с ее изданием, отвечать пришлось Кадырову"
Рамзан Кадыров действительно не участвовал в составлении грозненской фетвы, считает замдиректора российского филиала Фонда Карнеги Алексей Малашенко.
"Но так как все знают, что без Рамзана Кадырова в Чечне и лист не упадет, то ему теперь приходиться оправдываться. С фетвой, в целом, был не самый лучший ход, и Рамзан, как говорится, "подставился"", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
При этом он обратил внимание, что "текст фетвы очень быстро дошел до арабского мира". "В Саудовской Аравии, где силен ваххабизм, фетву восприняли как обращенную против них, и она вызвала раздражение", - пояснил Алексей Малашенко.
Как считает Малашенко, авторы фетвы "поспешили с ее изданием, а отвечать теперь приходиться Рамзану Кадырову". При этом фетва не оказала влияние на реальное положение дел в исламском мире, заметил эксперт.
"Но поскольку мы имеем дело с Чечней, где эта фетва принималась, то многими было воспринято, что фетвой дается некая религиозно-идейная установка", - подчеркнул замдиректора российского филиала Фонда Карнеги.
По его мнению, Рамзана Кадырова в арабском мире воспринимают как российского мусульманского политика, лояльного Владимиру Путину. "Когда Рамзан Кадыров обозначает особые отношения между Чечней и государствами Персидского залива, то в мусульманском мире это воспринимается через призму того, что Рамзан Кадыров лоялен Путину. И что без решения Кремля никакие шаги его во внешней политике невозможны", - считает Малашенко.
В сентябре авторитетный саудовский богослов Мухаммад аль-Арифи подверг фетву резкой критике и "призвал к убийству Рамзана Кадырова". Аль-Арифи в своем Twitter объявил Кадырова неверным и разрешил своим последователям-салафитам убить его, утверждалось на сайте катарского информагентства Al Jazeera.
"Кадырова в Саудовской Аравии воспринимают как чиновника"
В свою очередь мусульманский активист и блогер Расул Тавдиряков выразил сомнения в том, что Рамзан Кадыров извинился за грозненскую фетву. При этом блогер обратил внимание на комментарий под сообщением об извинениях Кадырова, размещенном на странице издания Saudianews в сети Instagram.
В сообщении утверждалось, что "глава республики Чечня Кадыров и устроители конференции в Грозном принесли извинения за конференцию в Грозном, на которой дурно отзывались о салафитах".
Как отметил блогер, Рамзан Кадыров (kadyrov_95) оставил комментарий под сообщением на арабском языке. "Да проклянет Аллах всех, кто лжет и распространяет лживые речи!", - написал Кадыров.
"Трудно сказать, кого конкретно проклинает Кадыров, или это такая фигура речи в целом. Но, насколько мы знаем, Кадыров больше любит, когда перед ним извиняются", - отметил Тавдиряков.
По словам блогера, в Саудовской Аравии Рамзана Кадырова "воспринимают как обычного российского чиновника, хотя и мусульманина". "Чеченцев в целом там уважают, но о России имеют представление как о государстве, где мусульмане не могут сами выразить свое мнение и позаботиться о своих интересах. По мнению саудитов, за них это делают чиновники, назначенные Москвой, - будь то глава Чечни, Ингушетии или Татарстана", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Расул Тавдиряков.
По его предположению, встреча Кадырова с наследным принцем королевства Мухаммадом ибн Салманом Аль-Саудом "была воспринята арабскими журналистами как своего рода извинения за конференцию в Грозном".
Вместе с тем в Саудовской Аравии глав субъектов России действительно не считают представителями интересов российских мусульман, подчеркнул Расул Тавдиряков. "Ни Кадыров, ни Евкуров, ни глава Татарстана Минниханов не являются для арабов представителями мусульман России", - резюмировал Тавдиряков.
Итоговый документ прошедшей в Грозном исламской конференции отражает реалии отдельных регионов Северного Кавказа, и для одобрения фетвы требуется ее всероссийское обсуждение, ранее заявил Совет муфтиев России. Муфтий Чечни Салах Межиев опубликовал ответное обращение к председателю Совета муфтиев России, в котором высказал возражения на предположения СМР.
Он выразил недоумение в связи с "предвзятым отношением к фетве" и предположением СМР о попытке абсолютизации суфизма участниками конференции, а также призвал "созвать Шура СМР и пригласить на нее участников прошедшей в Грозном конференции для разъяснения сути подписанной фетвы и устранения иных сомнений", связанных с итогами мероприятия.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Суфизм", "Суннизм" и "Ислам в России". Материалы о нарушениях прав человека в Чечне и борьбе Кадырова с инакомыслящими в республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".