Богословы обвинили чеченских суфиев в попытке внести раскол среди мусульман
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Фетва, принятая по итогам богословской конференции в Грозном, признает истинными мусульманами только последователей суфийского тариката и направлена на раскол среди российских мусульман, заявили богословы и исламоведы. Салафитов авторы фетвы объявили опасной религиозной сектой.
"Кавказский узел" писал, что чеченские власти открыто поддерживают представителей суфийского тариката в исламе и запрещают вести диалог с салафитами. Политика Рамзана Кадырова мешает выработать механизмы мирного сосуществования различных исламских общин в регионе, констатировали правозащитники.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России".
Совет муфтиев России опроверг сведения о бойкоте конференции
Исламская конференция "Кто они – последователи сунны?" проходила в Грозном с 25 по 27 августа. В ней приняли участие ректор исламского университета "Аль-Азхар" (Египет) Ахмад Мухаммад Тайиб и авторитетный лидер суфизма Хабиб Али Джифри.
"Конференция собрала авторитетных ученых мусульманского мира. Это люди, которые душой и сердцем болеют за нашу религию и исламскую умму. Я уверен, что конференция окажется исключительно плодотворной", – приводит заявление Ахмада Мухаммада Тайиба на открытии конференции сайт администрации Чечни.
Российская делегация была представлена муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным, руководителем Духовного управления мусульман Москвы Ильдаром Аляутдиновым и ректором Московского Исламского Института Дамиром Хайретдиновым. В конференции не приняли участие ни председатель ЦДУМ России Талгат Таджудин, ни муфтий России Равиль Гайнутдин, но они прислали на мероприятие своих представителей.
Конференция была приурочена к 65-летию первого главы Чечни Ахмата Кадырова. Рамзан Кадыров в открытии конференции не участвовал, так как в этот день встречался с Владимиром Путиным.
26 августа интернет-издание "Голос Ислама" сообщило, что из-за несогласия с фетвой, вынесенной на утверждение на конференции, ряд делегаций, в частности представители Совета муфтиев России, отказались от дальнейшего участия в мероприятии.
Совет муфтиев России опроверг эту информацию. Два члена делегации СМР вернулись из Грозного раньше в связи с плотным рабочим графиком, и обратные билеты им были куплены заранее, а другие двое делегатов свое участие в конференции продолжили, сообщается на сайте СМР.
"В ДУМ РФ и СМР считают, что дезинформация читателей сайта "ГолосИслама.ru" – это преднамеренная провокация со стороны тех сил, которые не заинтересованы в развитии позитивного взаимодействия президента В. В. Путина с мусульманскими религиозными объединениями России и странами-участницами Организации исламского сотрудничества. Кроме того, автором материала (или стоящими за ним антироссийскими и антиисламскими силами), что также совершенно очевидно, делается попытка вбить клин между духовным лидером российских мусульман муфтием шейхом Равилем Гайнутдином и Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым", – утверждается в сообщении.
С полным текстом фетвы "О неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений", принятой 27 августа 2016 в Чечне, можно ознакомиться в разделе "Документы организаций" на "Кавказском узле".
Участники конференции приравняли критику традиционного ислама к экстремизму
2 сентября была официально опубликована фетва, принятая на грозненской конференции. Авторы фетвы объявляют, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следует одному из четырех мазхабов, а также идет "по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев".
Остальные же мусульмане являются заблудшими, утверждается в фетве. Среди таких "заблудших сект современности" фетва называет ваххабитов, которых также "называют "салафитами" из-за того, что они ложно относят себя к праведным предшественникам ("салафам")".
Также религиозными сектами фетва признает запрещенную в России судом организацию "Исламское государство", "обвиняющую всю мусульманскую умму в неверии, практикующую насилие, убийства самым бесчеловечным образом".
"Данная Фетва является единодушным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации", – утверждается в заключении фетвы.
Именно в среде салафитов на Кавказе получают распространение модернизационные для ислама идеи, констатировали авторы доклада "Северный Кавказ и современная модель демократического развития", презентованного в Москве в апреле. Доклад вызвал споры среди кавказоведов.
Вместе с публикацией фетвы также было распространено обращение участников конференции к Владимиру Путину, российскому правительству и Федеральному собранию.
В обращении содержится призыв запретить салафизм и признать экстремистской деятельностью критику традиционного ислама.
"Весьма актуальной представляется необходимость дополнить законодательный перечень признаков экстремистской деятельности следующими признаками: распространение ложной, порочащей информации о традиционных в России религиях, их основах (четыре мазхаба, матуридитская и ашаритская школы, суфийские тарикаты), лидерах, признанных государством мусульманских центров в интересах каких-либо обособленных групп (сект)", – сказано в документе.
Авторы обращения просят разрешить персональное использование экстремистской литературы для ее критики и опровержения, оставив в силе запрет на ее распространение. Кроме того, в обращении предлагается выявить религиозные издания и ресурсы, которые "не содержат явных призывов к беззаконию, однако формируют у читателя мораль, которая оправдывает нарушение государственных законов и благословляет на преступную деятельность".
Также в обращении предлагается включить представителей центров традиционного ислама в экспертный совет при Минюсте России и другие экспертные и общественные советы при органах власти. Суды всех уровней должны будут обращаться за экспертизой исламских текстов именно к представителям экспертного совета Минюста, что позволит "избежать некомпетентной экспертизы". Принятую фетву же предлагается использовать как "заключение ведущих российских экспертов при оценке идеологии и деятельности мусульманских организаций и отдельных проповедников".
Наконец, вместе с фетвой и обращением было опубликовано итоговое постановление конференции. В документе содержаться призывы довести содержание фетвы до каждого мусульманина, сформировать экспертную комиссию при Совете по исламскому образованию и создать в России Союз улемов (богословов).
Тексты фетвы, постановления и обращения к Путину опубликованы на сайте Islamnews.ru.
"Итоговый вариант документа конференции" был составлен бывшим священником РПЦ Вячеславом Полосиным, принявшим ислам Али, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" источник, участвовавший в мероприятии. Официального подтверждения этой информации пока не поступало.
24 июня российские власти приняли пакет антитеррористических законов, известный как "пакет Яровой", запретив миссионерскую или проповедническую деятельность от лица религиозных объединений, цели которых, по оценке властей, противоречат закону. Эти поправки направлены против салафитской общины, заявлял директор правозащитного центра "Сова", эксперт по вопросам религии, национализма и ксенофобии Александр Верховский.
Богословы: фетва не должна служить расколу среди мусульман
Поспешное вынесение решений на основе предложений авторов фетвы может разделить российских мусульман-суннитов, опасается руководитель Духовного управления мусульман Москвы Ильдар Аляутдинов.
"Нельзя исключать часть мусульман, отступивших от подлинных религиозных принципов по незнанию. Категоричность, несгибаемость и закрытость противоречат пониманию Ахлю-сунны", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Принятие самой фетвы на жизнь мусульманских общин в России не повлияет, считает представитель московского ДУМ.
Он также отметил, что организаторы конференции назвали ее международной, хотя на мероприятии не было, например, делегаций из Турции и Саудовской Аравии.
Прошедшую в Грозном конференцию раскритиковал известный марокканский ученый-богослов Мухаммад Хассан Даду.
"Цель этой конференции заключается в обозначении круга друзей неверных из числа тех, которые приписывают себя к исламу", – говорится в обращении, распространенном Хассаном.
Несогласие с итогами конференции выразил и известный исламский ученый, генеральный секретарь Международного союза мусульманских ученых Али Карадаги.
Он также считает, что конференция была "призвана усугубить разногласия внутри мусульманского сообщества", говорится в заявлении Карадаги на сайте Международного союза мусульманских ученых.
В разделе "Доклады" на "Кавказском узле" опубликована полная версия доклада "Как по минному полю: чеченские власти против несогласных", подготовленного международной правозащитной организацией Human Rights Watch. Авторы доклада отмечают, что Рамзан Кадыров склонен приравнивать к боевикам и их пособникам местных салафитов. "Называя их "ваххабитами", он апеллирует к негативной окраске этого понятия, широко используемого для обозначения исламских радикалов и террористов исламистского толка, и, соответственно, публично объявляет, что им нет места в республике. Полиции и местному "активу" прямо предписывается следить за тем, как люди молятся и одеваются, и "профилактировать" тех, кто отклоняется от традиционного для региона суфийского ислама. В последние годы полицейские рейды против реальных или предполагаемых салафитов получили широкое распространение", - сказано в докладе.
Мухаметов: документы конференции носят политический характер
Авторы фетвы и обращения к президенту пытаются переформатировать исламское пространство России, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" докторант Института ближневосточных исследований Мармарского университета (Стамбул), исламовед Ринат Мухаметов. Союз улемов, создать который призвали авторы фетвы, будет стоять над всеми духовными управлениями, пояснил он.
"Это попытка перетрясти все пространство официального духовенства, что, естественно, дестабилизирует обстановку с непредсказуемыми последствиями. Не знаю, зачем это надо и кто это придумал, особенно накануне выборов. Мне очень странно, как власть на все это смотрит, поскольку это может очень серьезно подорвать ситуацию во всей мусульманской сфере, которая и так не спокойна", – заявил Мухаметов.
Проблема не в том, что содержит в себе сама фетва, а в рекомендациях ее авторов к органам власти, продолжил исламовед.
"Органы, которые следят за соблюдением конституционности государства, должны разобраться, нет ли здесь попытки вмешательства религиозных институтов в государственную сферу. Когда некая религиозная организация предлагает власти считать ее тем центром, который будет решать, кого карать, а кого миловать, – это для конституционного государства очень странно", – считает Мухаметов.
По мнению Мухаметова, итогом конференции фактически стал политический документ, "который дает некие религиозные основания определенным силам для конкретных политических действий, имеющих весьма далекое отношение к исламу".
Ярлыкапов: суфии попытались с помощью фетвы стать лидерами ислама в России
Другую оценку итогам конференции дал старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, кавказовед Ахмет Ярлыкапов. По его мнению, главным документом мероприятия как раз стала фетва, которая, по мысли ее авторов, должна быть обязательной для всех муфтиятов России.
"Фетва должна дать определение суннитам и сделать эти признаки общими и признанными", – констатировал он.
Эксперт отметил, что позиции СМР и организаторов конференции в Грозном явно отличаются. Представители СМР являются матуридитами и последователями ханафитского мазхаба, но не все являются при этом последователями суфийского тариката.
"Они могут с пониманием относиться к этому тарикату, однако суфизм предполагает вещи достаточно жесткие, например наличие шейхов, руководящих людьми... Авторы фетвы хотели сказать, что суннитами являются лишь те, кто являются суфиями", – подчеркнул Ярлыкапов.
По его мнению, то, что это требование СМР напрямую не комментирует, говорит о стремлении Совета уйти от прямого конфликта с организаторами конференции.
"Если нет подписи СМР, то это уже не общероссийская фетва, пусть даже в нем распишутся десять египтян", – подчеркнул он, добавив, что фетва не может стать обязательной для российских мусульман, пока не будет подписана всеми муфтиями и лидерами мусульман страны.
По мнению Ярлыкапова, конференция была направлена не на диалог внутри исламских течений, а на то, чтобы "сделать Чечню исламским центром для всей России".
"Ни о каком разделении сфер влияния нет речи. Скорее речь об общероссийском лидерстве", – заключил он.
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне и борьбе Кадырова с инакомыслящими в республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".