В обновленный список политзаключенных Азербайджана внесены 119 человек
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рабочая группа, в которую вошли правозащитники, активисты НПО, журналисты, юристы Азербайджана, обнародовала обновленный единый список политических заключенных в стране. В списке - информация о 144 лицах, 119 из которых признаны политзаключенными. Еще 25 человек, по мнению активистов, могут быть признаны политзаключенными.
"Кавказский узел" сообщал, что предыдущая версия списка политзаключенных, подготовленного рабочей группой правозащитников, была опубликована в октябре. В ней были фамилии 94 политзаключенных. Еще 45 человек были взяты под мониторинг.
Новый список дополнен именами 25 политзаключенных, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из координаторов рабочей группы, глава Клуба прав человека Расул Джафаров.
"23 человек – это те, дела которых мы ранее взяли под мониторинг. В ходе наших расследований подтвердилось, что эти люди подпадают под критерии политзаключенных, определенных в резолюции ПАСЕ. Кроме того, мы признали политзаключенными еще двух человек, дела которых также изучили", - сказал Джафаров.
Пять критериев понятия "политзаключенный", согласно принятой 3 октября 2012 года ПАСЕ резолюции: a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
Все новые 25 политзаключенных попали в категорию "Религиозные активисты" и включены в ее различные подразделы, сказал Джафаров.
По его словам, в частности, "это арестованные по различным уголовным делам, связанным с Нардаранскими событиями".
26 ноября 2015 года в Нардаране в ходе спецоперации силовики задержали 14 человек, в том числе лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. Это стало причиной беспорядков, в ходе которых были убиты семь человек. Багирзаде обвиняется, в частности, в умышленном убийстве, терроризме, организации массовых беспорядков. Свою вину он, как и еще 17 обвиняемых, не признал и заявил, что дал признательные показания под пытками.
"В прошлом списке мы выделили отдельную подгруппу верующих, куда включили арестованного еще до спецоперации в Нардаране 5 ноября 2015 года зампреда движения "Мусульманское единство" Эльчина Гасымова. Теперь сюда же мы включили и еще 11 человек, которых арестовали из-за связи с Эльчином Гасымовым в конце 2015 года – начале 2016 года", - сказал Джафаров.
Кроме того, по словам правозащитника, классифицированы еще две подгруппы политзаключенных из категории Вверующие активисты" - "арестованные в связи с Нардаранскими событиями по тяжким обвинениям" (12 человек) и "арестованные в связи с Нардаранскими событиями по мягким обвинениям" (один человек).
Последняя подгруппа, по словам Джафарова, в будущем может быть расширена за счет лиц, которые находятся под мониторингом, чьи дела изучаются.
"Речь идет об арестованных и уже осужденных по обвинениям в незаконном хранении оружия жителях Нардарана, которые не признают себя виновными. По словам адвокатов, следствие проводилось с грубыми процессуальными нарушениями", - отметил Джафаров.
Наконец, 25-й новый политзаключенный – это верующий из Гянджи Эльнур Джавадов, уже приговоренный к 2,5 года лишения свободы также по обвинению в незаконном хранении оружия.
"Джавадов на самом деле в социальных сетях в Интернете резко критиковал преследования верующих и политику властей. Уголовное дело расследовалось с грубыми нарушениями закона, и есть основания утверждать, что активиста арестовали по сфабрикованному обвинению", - отметил Джафаров.
Джавадов включен в подгруппу "Другие" категории "Верующие активисты".
В 111-страничном отчете политзаключенные разделены на шесть групп: "Журналисты/Блогеры", "Литераторы/поэты", "Правозащитники", "Молодые активисты", "Политики, партийные активисты", "Верующие активисты", "Приговоренные к пожизненному лишению свободы" и "Другие".
По словам Джафарова, списки политзаключенных будут периодически обновляться, и следующий будет опубликован накануне Нового года.
На вопрос, есть ли какая-либо реакция властей на эту работу, Джафаров ответил отрицательно.
"Суть нашей работы – это привлечение внимания государственных органов к этой проблеме. Конечно, наивно полагать, что власти примут нашу позицию и сразу освободят всех политзаключенных. Но есть осужденные, политические мотивы преследования которых вне всяких сомнений даже у самих властей, и они уже несколько лет содержатся в тюрьмах. Их освобождение должно состояться в первую очередь. Речь идет о лидере движения "Республиканская альтернатива" Ильгаре Мамедове, нарушение прав которого признано Европейским судом по правам человека. Есть активист движения Nida, "узник совести" Илькин Рустамзаде. Все осужденные вместе с ним активисты давно на свободе. Есть трое осужденных к пожизненному заключению в связи с мятежом ОПОН 1995 года. Десятки осужденных по этому делу давным-давно освобождены. А эти люди более 20 лет томятся в тюрьме, несмотря на то, что пожизненное заключение им было назначено в нарушение норм права не приговором суда, а решением парламента, автоматически заменившего смертную казнь на пожизненное заключение всем осужденным к высшей мере наказания. И это несмотря на то, что на момент вынесения им наказаний альтернативной мерой было 15 лет лишения свободы", - сказал Джафаров.
Список регулярно представляется в международные организации, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" другой член рабочей группы, координатор Альянса защиты политических свободы Самир Казымлы.
"Международные организации должны решительно призвать власти Азербайджана уважать свои международные обязательства в области прав человека", - сказал Казымлы.
На самом деле число политзаключенных и других незаконно осужденных гораздо больше, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" еще один член рабочей группы, заместитель главы Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Гюнай Исмайлова.
"Из-за репрессивной атмосферы в стране многие осужденные и их родные воздерживаются предавать огласке это беззаконие. Другая проблема – это правовая неинформированность населения, нехватка адвокатов, в особенности в регионах страны. Из-за отсутствия механизмов правовой защиты многие не могут получить квалифицированную юридическую помощь и фактически остаются без защиты", - сказала Исмайлова.
Отчет рабочей группы подписан более чем 20 активистами - правозащитниками Расулом Джафаровым, Интигамом Алиевым, Эмином Гусейновым, Малахат Насибовой, Самирой Агаевой, Самиром Казымлы, экспертами гражданского общества Акифом Гурбановым, Анаром Мамедли, Баширом Сулеймановым, юристами Халидом Багировым, Халидом Агалиевым, Гюнай Исмайловой, Алескером Мамедли, журналистами Хадиджей Исмайловой, Шахвеледом Чобаноглу, Айнур Имрановой и другими.
Комментариями от властей Азербайджана относительно обнародованного списка политзаключенных "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" также сообщал, что 18 октября текущего года Институт мира и демократии, общественный альянс "Азербайджан без политзаключенных" и Центр мониторинга политзаключенных представили свой список из 166 политических заключенных. Разночтения в двух списках связаны с различиями в методологических подходах, сообщил Расул Джафаров.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, которые освещаются "Кавказским узлом", опубликованы на специальной тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, "Кавказским узлом" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Обновляемый поименный список политзаключенных в Азербайджане опубликован в разделе "Документы организаций" на "Кавказском узле"