В обновленный список политзаключенных Азербайджана внесены 94 человека
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рабочая группа, в которую вошли правозащитники, активисты НПО, журналисты, юристы Азербайджана, обнародовала обновленный единый список политических заключенных в стране. В списке информация о 139 лицах, 94 из которых признаны политзаключенными. Дела еще 45 взяты под мониторинг. По мнению активистов, они могут быть признаны политзаключенными.
"Кавказский узел" сообщал, что предыдущая версия списка политзаключенных была опубликована в декабре 2015 года.
Обновленный список стал результатом работы более 20 человек, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один из координаторов рабочей группы, глава Клуба прав человека Расул Джафаров.
"Отчет был готов еще несколько недель назад. Но у нас теплилась надежда, что ко Дню независимости Азербайджана, который отмечается 18 октября, будет помилование и часть политзаключенных обретет свободу. К сожалению, этого не произошло, потому что распоряжение о помиловании издается за 2-3 дня до знаменательных дат. Поэтому сегодня вечером (17 октября) мы решили отчет распространить", - сказал Джафаров.
Он пояснил, что рабочая группа исходила из критериев понятия "политзаключенный" установленных в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) №1900 от 3 октября 2012 года.
3 октября 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию относительно понятия "политзаключенный". В ней определены пять критериев понятия "политзаключенный": a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
Рабочая группа однозначно признала политзаключенными 94 человек. Еще 45 человек могут быть признаны политзаключенными. "Мы не смогли прийти к однозначным выводам из-за трудностей в доступе к документам по делам этих людей. Поэтому мы включили их в раздел "Лица, чьи дела под мониторингом", - отметил Джафаров.
По его словам, рабочая группа считает, что на самом деле число политзаключенных значительно больше.
"Однако реакционная среда в стране побуждает многих воздерживаться от предания огласке их дел. Другой проблемой является правовая неинформированность, нехватка адвокатов. Особенно плохо обстоят дела в регионах, где нет механизмов правозащиты", - заметил Джафаров.
В стостраничном отчете политзаключенные разделены на шесть групп: "Журналисты/Блогеры", "Литераторы/поэты", "Правозащитники", "Молодые активисты", "Политики, партийные активисты", "Верующие активисты", "Приговоренные к пожизненному лишению свободы" и "Другие".
В категорию "Журналисты/Блогеры" включены блогеры Абдул Абилов и Рашад Рамазанов, журналисты Сеймур Хази, Араз Гулиев, Ниджат Алиев и Фикрет Фарамазоглу.
В категории "Литераторы/поэты" упомянуты поэт-сатирик Тофиг Гасанов, который был арестован 12 октября 2015 г. по обвинению в незаконном обороте наркотиков в крупном размере, и писатель Садай Шекерли, арестованный 23 декабря 2015 г. по обвинению в вымогательстве путем угроз и впоследствии осужденный на 10 лет лишения свободы. По мнению авторов отчета, истинной причиной уголовного преследования Гасанова и Шекерли стала жесткая критика политики бывшего и нынешнего президентов Азербайджана – Гейдара Алиева и Ильхама Алиева.
В категорию "Правозащитники" включен также адвокат, глава юридической фирмы "Есаул" Алиаббас Рустамов, осужденный на 7 лет лишения свободы по обвинению в даче взятки.
В группе "Молодые активисты" пять человек: члены движения Nida Илькин Рустамзаде и Эльгиз Гахраманов, активисты, сделавшие граффити на памятнике Гейдару Алиеву, Байрам Мамедов и Гияс Ибрагимов, а также активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Эльвин Абдуллаев.
В категории "Политики, партийные активисты" также пять человек: члены ПНФА Зейналабдин Багирзаде, Фуад Гахраманлы, Мамед Ибрагим и Асиф Юсифли, а также лидер движения "Республиканская альтернатива" Ильгар Мамедов.
Самая большая группа - "Верующие активисты", она включает 61 человека и делится на несколько подгрупп.
В разделе "Члены движения "Мусульманское единство" и арестованные жители поселка Нардаран" - лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и еще 17 человек, которые были задержаны в ходе спецоперации в Нардаране 26 ноября 2015 г.
26 ноября 2015 года в Нардаране прошла спецоперация, в ходе которой силовики задержали 14 человек, в том числе лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. Это стало причиной беспорядков, в ходе которых были убиты семь человек. В числе обвинений Багирзаде - умышленное убийство, терроризм, организация массовых беспорядков. Талех Багирзаде и еще 17 обвиняемых своей вины не признали и заявили, что дали признательные показания под пытками.
Здесь же еще шесть человек: арестованный 5 ноября 2015 г. зампред движения "Мусульманское единство" Эльчин Гасымов и протестовавшие против его ареста в тот же день перед Сабунчинским районном управлением полиции пять человек.
В группе "Верующие активисты" - остающиеся в заключении шесть верующих, осужденные за участие в акции протеста "Свободу хиджабу", которая состоялась 5 октября 2012 г.
Кроме того, в этой категории восемь верующих, арестованных в мае 2012 года за протесты против проведения конкурса "Евровидение" в Баку, шестеро арестованных в сентябре 2012 года в городе Масаллы на юге страны за протесты против выступления полуобнаженных танцовщиц на местном фольклорном фестивале и осужденных по обвинению в совершении тяжких преступлений.
Далее в списке значатся пять фигурантов дела в отношении руководства Исламской партии и ее лидера Мовсума Самедова.
Кроме того, в список включены 10 верующих, осужденных по делу "группы Саида Дадашбейли". В 2007 году они были приговорены к длительным срокам тюремного заключения по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана и свержении конституционного строя. Однако авторы списка считают, что следствие и суд проводились "с настолько грубыми нарушениями, что молодых людей признали виновными даже не в попытке, а в захвате власти, то есть в несуществующем событии".
По делу "нурсистов" остаются в заключении Исмаил Мамедов и Эльданиз Гаджиев. В числе политзаключенных также теолог Абгюль Сулейманов.
Последователи турецкого просветителя, философа и политического деятеля Саида Нурси - Эльданиз Гаджиев, Исмаил Мамедов, Реван Фарзалиев, Шахин Гасанов и Закария Мамедов обвинялись в незаконном распространении информационных материалов религиозного содержания, посягательстве на права граждан посредством религиозных обрядов и втягивании в них несовершеннолетних. 7 октября 2015 года суд вынес обвинительный приговор в их отношении. Они были осуждены на различные сроки лишения свободы от полутора до пяти лет. Книги Нурси внесены в общероссийский список печатных и иных материалов, признанных судом экстремистскими.
В категорию "Приговоренные к пожизненному лишению свободы" внесены трое бывших сотрудников Отряда полиции особого назначения (ОПОН) Эльчин Амирсланов, Ариф Казымов и Сафа Поладов, которые были приговорены в связи с мятежом ОПОН в марте 1995 года к смертной казни. Впоследствии, когда смертную казнь отменили, вместо того, чтобы назначить альтернативную на момент вынесения им приговора максимальную меру наказания - 15 лет лишения свободы, им автоматически заменили расстрел на пожизненное заключение. Они отбыли уже почти по 20 лет тюремного наказания, то есть больше 15 лет. Эти лица ранее были признаны Советом Европы политзаключенными, указали авторы списка.
В категорию "Другие" включены арестованные по делу "движения "Хизмет" и его руководителя Фетхуллаха Гюлена" - Фаиг Амиров и Фуад Ахмедли, осужденный по "Исмаиллинскому делу" активист Васиф Ибрагимов, бывшие чиновники и сотрудники правоохранительных органов - бывший министр здравоохранения Али Инсанов, бывший сотрудник Особой службы госохраны Асиф Лятифов и бывший следователь Зардобской районной прокуратуры Руфат Сафаров.
К группе "Политические заложники" категории "Другие" отнесены граждане, арестованные, по мнению авторов отчета, за политическую деятельность их родственников. Речь идет об Эльнуре Сеидове (шурин Али Керимли), Мураде Адилове (брат находящегося в политэмиграции оппозиционного журналиста Натига Адилова), Мубариизе Абдуллаеве (племянник политэмигранта, бывшего ректора частного "Международного университета" Эльшада Абдуллаева), Руфате и Ровшане Захидовых (родственники главного редактора газеты "Азадлыг" Ганимата Захида).
Международное сообщество должно применить санкции против властей Азербайджана, считают правозащитники
Авторы призывают власти безотлагательно освободить политзаключенных, а до освобождения – обеспечить их безопасность, сообщил корреспонденту "Кавказского узла", другой координатор рабочей группы, глава Общества правового просвещения Интигам Алиев.
По словам Алиева, члены рабочей группы обращаются к международным организациям призвать власти страны уважать свои международные обязательства в области прав человека. Рабочая группа считает, что в случае непринятия в ближайшее время правительством серьезных и кардинальных шагов по решению проблемы, международное сообщество должно применить санкции против властей Азербайджана.
В числе потенциальных политзаключенных теолог Эльшан Мустафаоглу, Мухамеддали Ахундзаде (сын признанного политзаключенного активиста Исламской партии Азербайджана Руфуллы Ахундзаде), а также 43 человека, которые были арестованы по "Нардаранскому делу" властям.
Отчет рабочей группы подписан правозащитниками Расулом Джафаровым, Интигамом Алиевым, Эмином Гусейновым, Малахат Насибовой, Самирой Агаевой, Самиром Казымлы, экспертами гражданского общества Акифом Гурбановым, Анаром Мамедли, Баширом Сулеймановым, юристами Халидом Багировым, Халидом Агалиевым, Гюнай Исмайловой, Алескером Мамедли, журналистами Хадиджей Исмайловой, Шахвеледом Чобаноглу, Айнур Имрановой и другими.
Власти Азербайджана пока не прокомментировали обновленный список политзаключенных.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, которые освещаются "Кавказским узлом", опубликованы на специальной тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, "Кавказским узлом" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". В разделе "Документы организаций" на "Кавказском узле" опубликован обновляемый поименный список политзаключенных в Азербайджане.