Подсудимые по «Нардаранскому делу» заявили о применении пыток
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заседание Бакинского суда по тяжким преступлениям по «Нардаранскому делу» 24 августа прошло в напряженной обстановке. Из-за словесной перепалки судье пришлось прервать заседание. Подсудимые обвинили в применении пыток сотрудников полиции. Последние отвергли обвинения.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 ноября 2015 года в Нардаране силовики задержали 14 человек, в том числе лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. В ходе последовавших беспорядков были убиты семь человек. 3 августа начался суд над Багирзаде и еще 17 обвиняемыми. 17 августа подсудимые заявили, что дали признательные показания под пытками. 18 августа сотрудники главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД Азербайджана, отрицали применение пыток.
"У нас вы как зайцы сидели"
На судебном заседании 24 августа были заданы вопросы обвиняемым и признанному потерпевшим сотруднику ГУБОП Исламу Агабекову, сообщила корреспонденту «Кавказского узла» наблюдавшая за процессом обозреватель газеты «Азадлыг» Айтен Мамедова.
Один из обвиняемых Агиль Исмайлов сказал, что Агабеков угрожал ему аморальными действиями посредством дубинки, если выяснит, что Исмайлов говорит «неправду». Исмайлов заявил, что от него требовали признания о пребывании в Нардаране в течение 20 дней и наличии оружия. Исмайлов уточнил, что на самом деле он приехал в поселок лишь в день спецоперации для участия в религиозной церемонии.
Сотрудник ГУБОП Агабеков отрицал применение пыток.
Его перебил обвиняемый Джаббар Джаббаров, призвав «говорить правду». С ним был солидарен подсудимый Аббас Гусейнов, зампредседателя движения «Мусульманское единство».
«Что же вы осмелели, у нас вы как зайцы сидели, голоса не подавали», - съязвил Агабеков. Это стало началом перебранки между обвиняемыми, их родными и Агабековым. В итоге в суде был объявлен короткий перерыв.
После его окончания Гусейнов заявил, что Агабеков угрожал всем арестованным пожизненным заключением, а лично Гусейнову угрожал смертью, утверждая, что все равно тот «числится среди убитых». По словам зампредседателя движения «Мусульманское единство», сотрудники ГУБОП говорили, что «здесь Гуантанамо Азербайджана», пытали его током, надевали на голову мешок и подвергали избиениям.
Талеху Багирзаде предъявлены обвинения в умышленном убийстве, терроризме, организации массовых беспорядков, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, в создании вооруженных формирований, возбуждении религиозной вражды, сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти и попытке насильственного захвата власти, а также организации действий, способствующих нарушению общественного порядка.
Обвиняемый Закир Мустафаев заявил, что подвергся давлению в ГУБОП со стороны сотрудников по имени Ислам и Керим. Мустафаев сказал, что силовики требовали признаться в наличии гранаты, угрожая арестом брата. По словам Мустафаева, ему связали руки, посадили на колени и били дубинкой по голове.
Выступавший с показаниями в качестве потерпевшего и одновременно свидетеля оперуполномоченный ГУБОП Эльчин Тагиев отрицал применение пыток против задержанных.
По его словам, во время спецоперации он вошел во двор дома, где находились обвиняемые, увидел там двух людей с гранатами в руках, после чего эти люди скрылись; а у задержанного им Гусейнова было оружие. Тагиев сказал, что лидер движения «Мусульманское единство» Талех Багирзаде оказывал сопротивление при задержании его сотрудником ГУБОП Эльманом Байрамовым.
Однако сам Гусейнов сказал на процессе 24 августа, что его задерживал не Тагиев, а «3-4 бугая».
Судья Аловсат Аббасов прервал Гусейнова, сказав о недопустимости «использования таких слов». «Когда вас называют зайцами, вам не нравится, а сами полицейских сравниваете со скотом», - сказал Аббасов подсудимым.
"Свидетели рассказывают придуманную легенду"
После заседания Джавад Джавадов, адвокат Талеха Багирзаде, обратил внимание на нестыковки в показаниях сотрудников полиции.
«18 августа сотрудник ГУБОП Байрамов сказал, что Багирзаде не оказал ему сопротивления при задержании. А сегодня его коллега Эльчин Тагиев утверждал, что Талех Багирзаде «отбивался руками, ногами». Тагиев сказал, что два человека с гранатой в руках скрылись, но не смог объяснить, каким образом они это сделали, если двор был окружен почти полусотней полицейских. Свидетели рассказывают придуманную следствием легенду, но в деталях путаются», - сказал Джавадов корреспонденту «Кавказского узла».
Адвокат пяти обвиняемых Ялчин Иманов отметил, что признанные потерпевшими сотрудники полиции таковыми не являются, так как никакого урона не понесли.
«Сегодня я спросил у Эльчина Тагиева, какой ему был причинен ущерб. Он ответил: «Я потенциальный потерпевший». Комментарии тут излишни», - сказал Иманов корреспонденту «Кавказского узла».
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
Процесс будет продолжен 25 августа.
Отметим, что суд проходит при повышенных мерах безопасности. У здания постоянно дежурят усиленные наряды полиции. Из-за ограниченного числа мест приставы пропускают в зал суда регулярно посещающих процесс представителей зарубежных посольств и миссии ЕС, а также нескольких журналистов, постоянно освещающих деятельность Бакинского суда по тяжким преступлениям. Сторонники обвиняемых и активисты гражданского общества, ожидают итогов заседания в прилегающем сквере.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на странице "Преследование активистов".