Эксперты сочли необходимой систематизацию в исламском образовании на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Пятигорске прошли курсы, целью которых стала подготовка исламских богословов, готовых вести работу по вопросам профилактики экстремизма. Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты заявили, что исламскому образованию на Северном Кавказе в целом не хватает системности и профессиональной специализации. Они одобрили намерения открыть филиал египетского университета аль-Азхар в Чечне.
В Пятигорске прошли курсы, целью которых стала подготовка исламских богословов, готовых вести работу по вопросам профилактики экстремизма
Трехдневные курсы повышения квалификации религиозных деятелей и преподавателей исламских вузов на тему "Электронные образовательно-информационные ресурсы в учебном процессе" завершились в Пятигорском государственном университете 16 ноября.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" заведующий кафедрой восточных языков и культур Пятигорского университета доцент и по совместительству ответственный секретарь Координационного совета мусульман Северного Кавказа Ибрагим Ибрагимов, курсы собрали более 150 человек из разных регионов юга России.
"В течение трех дней более полутора сотен слушателей приняли участие в семинаре. Среди них были проректоры исламских вузов Северного Кавказа: Российского исламского университета имен Кунта-хаджи в Грозном, Махачкалинского гуманитарного университета и других. Участвовали также имамы духовных управлений Адыгеи, Калмыкии. Помимо этого, слушателями семинара стали и представители светских вузов региона: Махачкалинского госуниверситета, Северо-Кавказского университета и других", - пояснил Ибрагим Ибрагимов.
По его словам, такие курсы регулярно проводятся в рамках федеральной программы партнерской поддержки исламских вузов страны светскими университетами.
Целесообразность проекта обусловлена необходимостью подготовить специалистов-богословов, готовых провести на профессиональном уровне работу с различными категориями молодых людей по вопросам профилактики экстремизма и терроризма путем их вовлечения в позитивные социальные проекты, указывается в сообщении на сайте Духовного управление мусульман Ставропольского края.
Стоит отметить, что Пятигорский госуниверситет является одним из четырех российских светских вузов и единственным в СКФО и ЮФО из числа задействованных в программе партнерской поддержки исламских вузов страны светскими университетами. Пятигорский вуз выступает на Северном Кавказе "светским оператором" исламского университета имени Кунта-хаджи в Грозном и бывшего Теологического института (ныне Гуманитарный институт) в Махачкале.
На Северном Кавказе работает около двух десятков исламских институтов
В настоящее время число исламских высших учебных заведений в России в целом и на Северном Кавказе невелико. Из них всего четыре находятся в партнерских отношениях со светскими университетами и в соответствии с новой концепцией исламского богословского образования, принятой в 2014 году, выдают дипломы "двойного назначения" своим выпускникам.
До 2014 года сеть исламских школ, медресе и вузов развивалась на Северном Кавказе достаточно хаотично, не было единой программы обучения, сообщил Аликбер Аликберов, старший научный сотрудник, заведующий сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН, руководитель Группы сравнительного изучения Северного Кавказа.
По всему Северному Кавказу исламских средних и высших (или претендующих на звание высших) учебных заведений насчитывалось до недавнего времени более тысячи. Особенно много их было в Дагестане. Но они сейчас реструктурируются, объединяются
"Исключение составляли учебные заведения Чеченской Республики. Там появилась своя программа обучения, которая довольно успешно реализовывалась. По всему же Северному Кавказу исламских средних и высших (или претендующих на звание высших) учебных заведений насчитывалось до недавнего времени более тысячи. Особенно много их было в Дагестане. Но они сейчас реструктурируются, объединяются", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Аликбер Аликберов.
По его словам, в рамках запущенной в 2014 году программы трехуровневого исламского образования отобраны светские вузы, которым нашли партнеров из числа исламских вузов. Аликберов отметил, что на Северном Кавказе "светским оператором" исламских вузов стал, как говорилось выше, Пятигорский университет.
Хотя в федеральной программе участвует только один вуз из Дагестана, в республике насчитывается почти полтора десятка исламских учебных заведений, претендующих на статус "высшего".
Так, по данным сотрудника Центра востоковедения ИАЭ ДНЦ РАН Амира Наврузова из Махачкалы, опубликованным в статье "Исламские вузы постсоветского Дагестана и процессы глобализации" на сайте ИД "Медина" в 2008 году, в Дагестане еще тогда было 14 исламских учебных заведений с наименованием " университет" или "институт", где обучалось около 2800 студентов. Кроме того, существовало 43 их филиала, в которых обучалось более 2400 студентов. Помимо этого, в республике насчитывалось более 80 медресе (средних специальных исламских учебных заведений).
По словам Наврузова, абсолютное большинство учебных заведений, упомянутых в его исследовании, в настоящее время не имеют статуса вуза.
"В первую очередь это произошло из-за того, что дипломы таких институтов совершенно не котировались даже в пределах республики. Самое большее, на что могли претендовать выпускники - это быть наравне с выпускниками ПТУ. Кроме того, министерство по нацполитике и министерство образования взялись за реорганизацию системы исламских школ и вузов. В результате вузов остались единицы. Это те, кто включил в свои программы утвержденный государством перечень светских предметов и специальностей. Из них только Гуманитарный университет, бывший Теологический институт, участвует в федеральном партнерстве", - рассказал сегодня корреспонденту "Кавказского узла" Наврузов.
При этом не смог уточнить нынешнее число исламских вузов Дагестана, указав, что, вероятно, этой информацией обладают в Миннаце республики, но открыто эти данные сейчас не публикуются.
Между тем в 2014 году на сайте "Исламдаг" абитуриентам предлагалось поступать в четыре исламских вуза республики: Дагестанский гуманитарный университет, Дагестанский Исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа, Дагестанский теологический институт им.Саида Афанди и Институт теологии и международных отношений (ИТиМО).
В своем исследовании от 2008 года Амир Наврузов отмечал, что среди дагестанских исламских вузов уровень подготовленности преподавателей, а, значит, и подготовки студентов на порядок выше, чем в других исламских вузах республики, был в Университете им.имама Шафии в Махачкале, который работает с ноября 1992 года. В университете обучалось 250 студентов, также имелся 21 филиал в разных городах и селениях республики, в которых училось еще 980 студентов. Университет готовил кадры служителей мусульманского культа, преподавателей гуманитарных дисциплин, имамов мечетей. Преподавание велось на арабском и русском языках.
В Ингушетии и Чечне, по словам Аликбера Аликберова, имеется по одному исламскому вузу - исламский университет имени Кунта-Хаджи в Грозном и университет в Малгобеке.
Исламский университет имени Кунта-Хаджи, как отмечено в информации на его сайте, существует с 2009 года и готовит богословов, имам-хатыбов и преподавателей арабского языка. Форма обучения - очная и заочная. Учиться в исламском университете имеют право юноши и девушки в возрасте до 35 лет, имеющие аттестат об общем среднем образовании. В университете обучается порядка 500 человек, из которых 25% - девушки. В вузе работают три факультета — шариатских наук, теологии и подготовительного обучения.
Университет в Малгобеке открылся в 2007 году и готовит служителей исламского культа. Информации о количестве студентов на сайте вуза нет, в ректорате такие сведения давать без официального запроса отказались.
Отметим, что в Чечне существует еще одно исламское высшее учебное заведение, которое называется Курчалоевский исламский институт имени Ахмада Кадырова. Судя по данным сайте Федеральной налоговой службы России, учебное заведение было зарегистрировано в 2002 году и действует до сих пор.
В Чечне заявили о договоренностях по открытию филиала исламского университета аль-Азхар
В октябре в Чечне было объявлено о скором открытии филиала знаменитого исламского университета аль-Азхар, расположенного в Египте. Об этом сообщила пресс-служба Духовного управления мусульман Чечни.
"Делегацию из Чечни во главе с муфтием Салахом Межиевым принял верховный имам Египта, шейх Азхар Ахмад ат-Тайиб. На встрече стороны обсудили вопросы сотрудничества, также открытие филиала исламского университета аль-Азхар в республике. Работа в данном направлении уже ведется, и в ближайшем будущем студенты из Чечни смогут обучаться дома, не выезжая за пределы страны", - привел сообщение пресс-службы чеченского муфтията ТАСС 18 октября. Эти же слова были в сообщении в аккаунте ДУМ Чечни в "Инстаграме".
При этом в пресс-службе ДУМ Чечни затруднились сказать, когда может произойти это событие, и вообще идет ли речь о каких-то конкретных договоренностях с египетской стороной.
"Муфтий передал, что ничего, кроме того, что было написано в аккаунте ДУМ ЧР в социальной сети Инстаграм, пока добавить невозможно", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель муфтията.
Ярлыкапов: исламскому образованию на Северном Кавказе не хватает системности
В принципе исламское образование на Северном Кавказе еще не упорядочено, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. По его мнению, северокавказским мусульманским деятелям надо заниматься исламским образованием как системой, так как в нем есть прорехи.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Ислам в России". Также на "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Шиизм", "Суфизм".
"Более или менее целостное образование дается в Дагестане. Но и здесь требуется обновлять и набор предметов, и учебники, многие из которых копируют образцы начала XX века. Во всем мире происходит модернизация исламского образования, на Северном Кавказе оно сохраняется еще в несколько "старомодном виде", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
По его словам, в России сейчас популярен подход из принципа "ничего не берем из-за границы". "В этом сходятся и те, кто со светской точки зрения говорит только об отечественном образовании, и в мусульманской общине есть те, кто считает, что "у нас все есть", и ничего зарубежного не надо", - подчеркнул Ярлыкапов.
Во всем мире происходит модернизация исламского образования, на Северном Кавказе оно сохраняется еще в несколько "старомодном виде"
При этом, по его словам, "все же за 70 лет Советской власти и четверть века после нее многое что в мире, в том числе в исламском образовании, изменилось". "А традиционные подходы, что есть, к примеру, и на Северном Кавказе, свидетельствуют скорее об отставании, чем о передовых позициях. И главное, повторюсь, не хватает системности", - констатирует Ярлыкапов.
По его мнению, открытие филиала такого известного исламского университета как аль-Азхар дело хорошее, если оно состоится.
"Однако требуется систематизировать исламское образование в стране. Система исламского образования в России и на Северном Кавказе, в том числе, должна быть сформирована так, чтобы работать на те цели и задачи, что нужны самим мусульманам. Одна из них - обеспечить возможность получения полноценного исламского образования на родине, без отправки студентов в иные страны", - заявил Ахмет Ярлыкапов.
По его словам, исламские вузы на Северном Кавказе носят локальный характер. "Была задумка создать общерегиональные вузы, например, по изучению ханафитского мазхаба в Нальчике и шафиитского - в Махачкале. В Дагестане университет создали, а в КБР появились препятствия. Исламский комплекс так и не построен", - отметил Ярлыкапов.
Он указывает, что в СКФО в свое время уже был прецедент, когда местный исламский вуз работал как филиал аль-Азхара.
"Это исламский институт в Черкесске, во главе с покойным Исмаилом Бостановым. Преподаватели из Египта приезжали, читали лекции, вели предметы. Если в Грозном все-таки создадут филиал, то, вероятно, функционировать он будет схожим образом. И хотя в Черкесске исламский институт действует до сих пор, тем не менее сказать, что его существование сильно изменило состояние исламского образования на Северном Кавказе нельзя", - считает Ахмет Ярлыкапов.
По его мнению, существует некий замкнутый круг: для того, чтобы создать систему образования со многими вузами и продуманной программой обучения нужно иметь кадры, но их не откуда взять.
"Искать среди тех, кто учился за рубеж? Но выпускников аль-Азхара единицы, многие из тех, кто учился, не завершили полного курса обучения. Так что кадровая проблема обязательно встанет", - резюмирует Ярлыкапов.
Аликберов: исламским вузам на Северном Кавказе не хватает профессиональной специализации
В целом во всех исламских вузах Северного Кавказа есть общая проблема - не все студенты становятся специалистами, считает Аликбер Аликберов
"Лишь небольшая часть завершает учебу, многие рассеиваются по пути", - говорит Аликберов.
И при этом, по его мнению, отчасти идет "перепроизводство" имамов в городах и их недостаток в деревнях. "Многие рассчитывают получить место в городах, а не в селах. В селах как раз-таки вакансии есть, но выпускники исламских вузов не спешат туда уехать", - отметил Аликберов.
ни в одном учебном заведении в мире, кроме аль-Азхара, на сегодня нет сочетания разных профессиональных направлений и специализаций
Помимо этого, по его мнению, не хватает и профессиональной специализации.
"Недостаточно получать исламские знания вообще, необходимо специализироваться в каком-то из их разделов. К тому же, нет и более современных специальностей, например, исламская журналистика, исламская медицина, исламский банкинг и т.д. А такого рода профессии востребованы. Например, в Махачкале открыли исламский медицинский центр. Вероятно, подразумевается, что врачи должны быть специалистам и в медицине, и обладать исламскими знаниями. И ни в одном учебном заведении в мире, кроме аль-Азхара, на сегодня нет сочетания разных профессиональных направлений и специализаций. Вдобавок ко всему это дает дополнительные шансы к трудоустройству", - подчеркнул Аликберов.
При этом, по его мнению, есть проблемы и в аль-Азхаре. По его словам, проблема обучения в аль-Азхаре в "отсутствии творческого процесса".
"Когда я бывал там, изучал образовательные программы, то заметил, что в основном занимаются зубрежкой, заучиванием наизусть больших фрагментов материала от аятов и хадисов до отрывков книг ученых. Но сейчас аль-Азхар меняется. Обновлением и модернизацией образования аль-Азхар вынужден заниматься по приказу Сиси (президент Египта генерал ас-Сиси. – Прим. "Кавказского узла"). Из учебных программ выкидываются какие-то нормы, которые считаются средневековыми", - пояснил Аликбер Аликберов.
Тем не менее он убежден, что в суннитском исламе аль-Азхар несомненный лидер образования. "В аль-Азхаре прекрасная школа фикха (мусульманская доктрина о правилах поведения, а также комплекс общественных норм), калама (рационалистическое мусульманское богословие), тафсира (толкование Корана) и других исламских знаний. Многие книги по исламским наукам, переведенные с арабского на другие языки, являются продуктом интеллектуального потенциала аль-Азхара", - добавил Аликберов.
Он сообщил также, что сам разговаривал с муфтием Чечни Межиевым, который подтвердил намерение муфтията и согласие египетской стороны на возможность открытия филиала аль-Азхара в республике. "Но все это - и сроки открытия, и возможное число студентов, специализация - на стадии обсуждения. Мы все с интересом ждем, что из этого получится", - сказал Аликбер Аликберов.
Алексеев: опыт аль-Азхара может органично дополнить и расширить традиции исламской учености и книжности на Северном Кавказе
На Северном Кавказе есть свои глубокие традиции исламской учености и книжности, равно как и традиции суфийской практики, прошедшие через целый ряд непростых и трагических эпох и сохранившиеся до наших дней, указывает арабист, глава фонда Марджани Игорь Алексеев.
"Опыт аль-Азхара может, в принципе, органично дополнить и расширить эти традиции", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Алексеев.
По его словам, необходимо и открывать филиал аль-Азхара, и далее посылать студентов учиться в Египет и другие исламские вузы мусульманских стран.
"Для обучения в аль-Азхаре необходима предварительная подготовка - как языковая, так и шариатская. Те, кто получает эту подготовку уже в Египте, затрачивает обычно гораздо больше времени и труда, кроме того, они рискуют попасть под самые разнообразные, в том числе (хотя совсем необязательно) разрушительные влияния неформальной околоазхаровской среды. В принципе, студенты в российском филиале могли бы получать такую подготовку, а потом уже с соответствующим настроем ехать повышать свою квалификацию", - говорит Алексеев.
В политической и религиозной сфере шейхи аль-Азхара традиционно занимают умеренную, "серединную" позицию (васатийа), удаленную от крайностей, экстремизма и радикализма
По его словам, аль-Азхар - один из старейших и крупнейших исламских университетов мира, самый большой на Ближнем Востоке. Более того, он вполне может считаться старейшим университетом во всем мире, указывает арабист.
"Основан он еще в X веке при власти династии Фатимидов. Первоначально это была исмаилитская (крайнее течение шиизма) мечеть и медресе. Впоследствии аль-Азхар стал полностью суннитским", - рассказал Игорь Алексеев.
"Аль-Азхар обладает богатейшей книжной коллекцией, в том числе рукописной, которая до сих пор остается одной из важнейших в арабском и исламском мире, хотя в предыдущие столетия многое из этой коллекции было утрачено или распродано. Сегодня аль-Азхар - это не только богословский и шариатский центр, но и современный университет, включающий в себя, помимо шариатского и теологического факультета, факультеты арабского языка и литературы, медицинский, фармацевтический, педагогический, агрономический", - отметил Игорь Алексеев.
По его словам, в этом университете отдельно существует женский колледж, в котором также есть факультеты исламских наук и арабского языка, педагогики, коммерции, медицины, в частности стоматологии и педиатрии, домоводства.
"Светские" факультеты также включают в свою программу обширный блок религиозных дисциплин, т.е. религиозное и светское образование там тесно связаны", - поясняет Игорь Алексеев.
"Аль-Азхар – крупнейшая, но не единственная и не исключительная, инстанция авторитетного шариатского мнения для суннитов всего мира, символ исламского наследия Египта и гордость этой страны. Аль-Азхар всегда тесно сочетал серьезное и глубокое богословие и правоведение с традициями умеренного суфизма, в духе "пути трезвости" имама Джунайда и теолого-философского "довода ислама" имама аль-Газали. В политической и религиозной сфере шейхи аль-Азхара традиционно занимают умеренную, "серединную" позицию (васатийа), удаленную от крайностей, экстремизма и радикализма", - пояснил Алексеев.
Тавдиряков: филиал аль-Азхара на Кавказе поможет в решении многих вопросов с радикализмом
Филиал аль-Азхара на Кавказе очень актуален и решит многие вопросы с радикализмом, потому что ничто не поможет справиться с этой проблемой, кроме как хорошее системное богословское образование, считает мусульманский активист и блогер Расул Тавдиряков, около пяти лет обучавшийся в аль-Азхаре.
если кавказскую молодежную пассионарность и религиозность смешать с азхаровским образованием, то будет уникальный пример того, как разрушительный энергопоток можно направить в созидательное русло
"На опыте Египта я не знаю, чтобы кто-нибудь из выпускников аль-Азхара взял бы в руки оружие, а жители Синая, где отсутствуют филиалы аль-Азхара и которые ничему не обучались, напротив, присягнули ИГИЛ (запрещена в РФ) и нападали на военных и полицейских. Я думаю, что, если кавказскую молодежную пассионарность и религиозность смешать с азхаровским образованием, то будет уникальный пример того, как разрушительный энергопоток можно направить в созидательное русло. Но при одном условии… если его возглавят хорошие люди, а не интриганы, распильщики бюджета и прочие конъюнктурщики", - подчеркивает Расул Тавдиряков.
По его словам, порядка 20 факультетов аль-Азхара расположены в нескольких крупных городах Египта, но центр и администрация университета находятся в Каире возле древней мечети Хусейна и рынка Атаба. Часть факультетов университета расположена в новом студенческом городке в районе "Мединату Наср", там же по соседству огорожен еще один студенческий городок для женщин, в который мужчинам вход воспрещен, отмечает Расул Тавдиряков.
"Все религиозные факультеты - исламское правоведение, тафсир, акыда, Коран, основы религии, проповедничество (дауа) и другие, делятся еще на три раздела – при поступлении нужно определиться с мазхабом: ханафитский, шафиитский или маликитский. Ханбалитского отделения нет. В отличии от российских вузов, в аль-Азхаре нет практический занятий, а преподаватели начитывают лекции, на которые ходить не обязательно", - отмечает Расул Тавдиряков.
По его словам, многие российские студенты предпочитают читать учебники самостоятельно, а в аль-Азхар приходят только на экзамены.
"Если ты не сдал два экзамена, то переводишься на следующий курс, однако ты должен их сдать в следующем году. Если же ты не сдал более двух экзаменов, то тебя оставляют на "второй год", и в следующем году ты приходишь на те, экзамены, которые "завалил". Т.е., если ты не сдал три экзамена, тебе дают целый год, чтобы ты их подготовил и сдал повторно. Самый сложный религиозный факультет – исламское право (фикх), самый легкий – миссионерство (дауа)", - рассказал Расул Тавдиряков.
В аль-Азхаре "витает дух плюрализма мнений, толерантности и уважения", подчеркивает он.
"Например, по одному предмету у нас был преподаватель салафит, а когда он отсутствовал, его заменял суфий, и никогда я не слышал от кого-либо из них оскорбления, проклятия, насмешки или что-то другое в адрес своих идеологических оппонентов. Да и вообще не принято было поднимать темы, в которых есть разногласия. Каждый преподаватель выполнял свою работу и шел по программе, и только некоторые могли сделать небольшую ремарку и высказать свое собственное мнение, отличающееся от официальной программы, но при этом напомнить, что это только его мнение, и на экзамене оно не принимается, а ответы должны соответствовать учебнику", - рассказал Тавдиряков.
Для любого мусульманина и исламоведа оказаться в стенах аль-Азхара - большая удача, возможность усовершенствовать свои знания и религиозную квалификацию, указывает арабист, заместитель главы Совета муфтиев России по научной работе Фарид Асадуллин.
"Достаточно сказать, что практически вся египетская элита XX века - так или иначе студенты или выпускники аль-Азхара – от Мухаммада Абдо и Таха Хусейна до Йусуфа аль-Кардави и Махмуда Закзука", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Фарид Асадуллин.
По его мнению, аль-Азхар не утратил до сих пор свои позиции лучшего исламского университета мира.
"Другое дело, что на него оказали большое влияние события, которые происходили в стране последние несколько лет. Аль-Азхар – это часть огромной государственной машины, которая работает исходя из директив сверху, а его руководство – это прежде всего государственные служащие", - пояснил Асадуллин.
Ученые выявили общий тренд в аль-Азхаре и России
Открытие филиала аль-Азхара в России считают вполне "безопасный вариантом" кандидат исторических наук, преподаватель Высшей школы экономики и Российского государственного гуманитарного университета Ирина Царегородцева и руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. По их мнению, сегодняшний аль-Азхар согласуется с тем трендом, что есть и в России.
Аль-Азхар в настоящее время представляет собой полунезависимую структуру, отмечает Ирина Царегородцева. "С 1961 года до революции 25 января 2011 года, до "арабской весны" и свержения Мубарака университет был государственным учебным заведением, сотрудники университета получали жалованье как госчиновники. По новой постреволюционной конституции Египта аль-Азхар - автономное учреждение и, если раньше верховного имама Азхара назначал президент, то сейчас выбирает специальный совет университета", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Царегородцева.
Она сообщила, что нынешний верховный имам вуза Ахмад ат-Тайиб до революции был членом руководства правящей партии, был тесно связан с режимом Мубарака, тем не менее сохранил свой пост и до сих пор управляет университетом.
"Он суфий, но себя позиционирует просто как радетель суннизма. К тому же выступает за диалог с шиитами и осуждает тех, кто не считает последних мусульманами, и при этом критикует салафитов. Как ни странно, при Мубараке в 1990-е годы в аль-Азхаре и во всем Египте салафитское движение стало набирать силу. Но теперь салафитов выдавливают из университета. По крайней мере, они сейчас не заметны в университете ", - отмечает Ирина Царегородцева.
Она объясняет стремление Сиси реформировать аль-Азхар его желанием исключить салафитский компонент, уменьшить влияние "Братьев-мусульман" (организация "Братья-мусульмане" признана террористической и деятельность ее на территории Российской Федерации запрещена судом), и потому считает открытие филиала аль-Азхара в России вполне "безопасный вариантом".
"Ат-Тайиб, несмотря на свою неоднозначность (так он некоторое время назад отказался издать фетву против ИГИЛ) исповедует умеренные формы ислама, выступает за примирение с шиитами, выступает против агрессивных исламских движений", - указывает Ирина Царегородцева.
Сближение между чеченским муфтиятом и Египтом очевидно и основано на идее усиления суфийской составляющей в противовес салафитским движениям, считает Василий Кузнецов.
Ничего удивительного в организации филиала нет, но надо думать, как адаптировать египетский опыт к реалиям России
"В аль-Азхаре всегда были разные тенденции. Но сейчас суфизм поощряется на уровне государственной политики в Египте", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Василий Кузнецов.
Вместе с тем, по мнению ученого, традиции бытования ислама, не самого ислама как вероучения, а его практики, имеют этнические и региональные отличия.
"Сравните Сенегал и Индонезию, к примеру. В России своя специфика есть по регионам, даже в пределах Кавказа - в Дагестане, в Чечне или на западе Кавказа - везде есть особенности. И если речь идет об открытии филиала аль-Азхара в России, возникает вопрос, насколько традиции российских мусульман будут учитываться. Прямая калька египетского опыта вряд ли будет хороша", - считает Кузнецов.
"В то же время, сегодняшний аль-Азхар согласуется с тем трендом, что есть и в России. В частности, подчеркивание важности суфийского компонента. И в Чечне, и в Египте в настоящее время эта тема педалируется. Ничего удивительного в организации филиала нет, но надо думать, как адаптировать египетский опыт к реалиям России", - резюмирует ученый.