Судья упрекнула активисток "Голоса Беслана" в давлении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Постоянные требования взять самоотвод, пререкания и обсуждения личности судьи, которые допускают активистки "Голоса Беслана" на процессе по их жалобам на приговор, являются попыткой оказать давление на суд, заявила председательствующая на процессе Назират Кокаева в ответ на претензии со стороны активисток.
Как писал "Кавказский узел", 1 сентября активистки "Голоса Беслана" провели акцию протеста, на которую пришли в футболках с обвинениями в адрес Путина. Шесть женщин задержали и приговорили к штрафам и общественным работам. Они подали жалобы на приговор. Судья Верховного суда Северной Осетии Назират Кокаева уже оправдала одну из активисток и смягчила наказание еще трем.
Участницами акции 1 сентября 2016 года были женщины, которые были заложницами и потеряли детей во время бесланского теракта. Организация "Голос Беслана" создана пострадавшими от теракта в бесланской школе и выступает за проведение независимого расследования событий 1-3 сентября 2004 года. Активистки "Голоса Беслана" уверены, что власти могли не допустить массовой гибели заложников при операции по их освобождению.
Сегодняшнее заседание началось с рассмотрения жалобы Эмилии Бзаровой, осужденной судом первой инстанции к 20 часам общественных работ. Бзарова успела заявить ходатайство о вызове в суд начальника ОМВД Беслана Ибрагима Дулаева, передает корреспондент "Кавказского узла".
Однако затем защита в очередной раз начала требовать судейских отводов. Сначала адвокат Игорь Бегиев потребовал признать незаконной работу судьи Цаллаева, который вынес первоначальный приговор активисткам. Бегиев мотивировал это тем, что судьи в России не выбираются, а назначаются, что противоречит республиканскому строю страны. Сослался защитник на словарь русского языка Ожегова, где говорится, что республика – "с выбранными на определенный срок представительными органами власти".
"Но в таком случае каждый судья России незаконен", – прокомментировала ведущая процесс судья Назират Кокаева.
Бегиев согласился с этим, и судья немедленно отказала в отводе Цаллаева, пояснив, что вопрос легитимности судей не является предметом рассмотрения на этом процессе.
Затем глава "Голоса Беслана" Элла Кесаева заявила отвод самой Кокаевой. По словам Кесаевой, из предыдущих решений Кокаевой видно, что она выступает в процессе как заинтересованное лицо. Судья объявила перерыв, который продлился полтора часа. Зачитав отказ в самоотводе, она удалилась вновь для рассмотрения других ходатайств.
Активистки выражали недовольство действиями Кокаевой и утверждали, что она заставляет их сидеть в суде и не выказывает им никакого сочувствия. Вернувшись через полтора часа со второго перерыва, Назират Кокаева зачитала отказ по ходатайству о вызове в суд Дулаева, и стороны наконец смогли продолжить рассматривать жалобу Бзаровой.
Эмилия Бзарова просила не назначать ей штраф, как другим участницам акции, поскольку у нее "6500 рублей зарплата". Судья поинтересовалась у активистки, почему в протоколе о задержании нет ее подписи. Бзарова ответила, что не видела этого документа вообще.
"При мне ничего не составлялось. Мне предлагали только написать объяснительную об отказе от показаний. Но я не давала никаких показаний, как я могла от них отказаться. Мне и копии протокола даже не выдали", – заверила активистка.
После этого Кокаева спросила у Бзаровой, выкрикивала ли та во время акции оскорбления в адрес полиции.
"Я стояла молча. Полицейские начали нас оскорблять, говорить что мы продались и что позорим, но этим ребятам на момент теракта было по 10 лет, как моему погибшему сыну. Сейчас им по 22, они ничего не знают про эту трагедию, они не осведомлены и ничего не понимают и не поймут, пока не спадет этот режим. Они в этом не виноваты, их так воспитывают. Поэтому никакого желания с ними спорить у меня никогда не бывает", – сказала активистка.
После этого Элла Кесаева, которая выступает на процессе защитником Эмилии Бзаровой, вновь подала отвод судье. Судья не обратила внимание на то, что активисток "судили ночью и без защиты", пояснила свое требование Кесаева. На этот раз перерыв продлился 40 минут. Когда судья вернулась, Кесаева потребовала от нее признать сфальсифицированной видеозапись акции, которую предоставило МВД.
"Судья из видеозаписи взяла только то, что мы были в футболках, больше ничего. Ни фальсификации, ни отсутствия выкриков. Мы хотим сказать – хватит с нас небеспристрастного суда!" – заявила Кесаева.
Видеозапись акции рассматривалась на процессе 27 октября. На ней видно, как активистки громко спорят и пререкаются с сотрудниками полиции. Однако на записи были показаны только некоторые эпизоды случившегося, в частности, в нее не попал сам процесс задержания активисток. Осужденные заявили, что запись была смонтирована так, как это выгодно полиции.
Судья прервала выступление Кесаевой, попытавшись объяснить ей, почему не может принять требование самоотвода.
"В течение шести заседаний мы выкладывали душу. У нас была надежда, что вы нас услышите! Ведь все документы в материалах дела сомнительного содержания, и видео это подтвердило. У меня была вера, а потом оказалось, что ничего из того, что мы говорили, не было принято", – настаивала активистка.
Она также упрекнула Кокаеву в том, что та очень долго рассматривает ходатайства.
"Это некорректно - указывать мне на то, сколько времени я отсутствовала. Вы давите на суд с такой силой, что как будто суд должен прогибаться и так выносить решения, но на основе эмоций суд не должен ничего решать", - заявила в ответ Кокаева.
Рассмотрение жалобы продолжилось, но вскоре снова было прервано, и судья объявила перерыв в заседании. Процесс должен продолжиться 31 октября, на этот день назначен допрос сотрудника бесланского ОМВД Алана Плиева, составлявшего рапорт на активисток, и капитана полиции Батаговой, которая составляла протокол об административном правонарушении.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен материал "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", в разделе "Хроники" опубликована хроника теракта и последовавших за ним событий.