Список политзаключенных в Азербайджане расширен до 93 человек
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане в тюремном заключении содержатся 93 политзаключенных, сообщила рабочая группа по составлению единого списка политзаключенных. Входящие в эту структуру активисты, правозащитники, журналисты и адвокаты призвали власти страны освободить всех политзаключенных.
Как информировал "Кавказский узел", 8 мая 2015 года в Азербайджане был распространен список политзаключенных, в который вошли 80 человек.
23 декабря рабочая группа по составлению единого списка политзаключенных, в которую входят 29 человек – представители неправительственных организаций, журналистов и адвокатов, распространила очередной обновленный список граждан Азербайджана, признанных в стране политзаключенными, передает корреспондент "Кавказского узла".
В этом списке 93 фамилии. От имени рабочей группы список распространил журналист-расследователь Шахвелед Чобаноглу. Из соображений безопасности решено полный список авторов не разглашать.
Члены рабочей группы указали, что из списка были исключены фамилии троих вышедших на свободу, в том числе правозащитницы Лейлы Юнус и ее супруга политолога Арифа Юнуса, которым апелляционный суд заменил реальные сроки на условное наказание.
Вместе с тем в период с мая 2015 года по настоящее время арестованы 16 человек, которые признаны политзаключенными на основе критериев, определенных в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) №1900 от 3 октября 2012 года, пояснили авторы списка.
3 октября 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию относительно понятия "политзаключенный". В ней определены пять критериев понятия "политзаключенный": a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
"Отметим, что члены семей некоторых лиц, включенных в список, были против этого, считая это "политизацией" их дел. Однако рабочая группа, основываясь на собственных наблюдениях и расследованиях, признала аресты этих людей политически мотивированными и включила их в список", - отметили авторы списка.
Так, в список включены родственники находящегося в политической эмиграции главного редактора газеты "Азадлыг" и ведущего спутниковой телепрограммы "Азербайджанский час" Ганимата Захида – Руфат Захидов и Ровшан Захидов, поэт-сатирик Тофиг Гасанов (арестован 12 октября 2015 года по обвинению в незаконном обороте наркотиков), шурин находящегося в политэмиграции за рубежом руководителя интернет-ресурса MeydanTV Эмина Милли – Назим Агабеков. Также в списке братья редактора MeydanTV Гюнель Мовлуд - Векил и Раджи Имановы.
Также список пополнила дочь главы Национального совета демократических сил Джамиля Гасанли Гюнель Гасанли, осужденная к отбытию наказания в колонии-поселении. Кроме того, в список включены зампред партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Фуад Гахраманлы, советник главы ПНФА Мамед Ибрагим, нахичеванские активисты ПНФА Зейнал Багирзаде и Назим Махмудов, который был арестован 15 ноября по обвинению в сопротивлении сотрудникам таможни, тогда как его родные считают, что на самом деле он подвергся насилию, протестуя против незаконных требований таможенников.
Помимо того, в списке пятеро последователей Саида Нурси Исмаил Мамедов, Реван Сабзалиев, Эльдениз Гаджиев, Шахин Гасанов и Закария Мамедов.
Рабочая группа также отмечает, что не смогла собрать полную информацию по новому делу против лидера движение "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде, который после освобождения 31 июля был вновь арестован 26 ноября в ходе спецоперации в Нардаране. Так, по его делу правоохранительные органы не предоставляют объективной информации и в то же время к нему не допускают адвоката. Однако дело Багирзаде остается под наблюдением рабочей группы, отметили авторы списка.
Багирзаде входил в число людей, признанных азербайджанскими правозащитниками политзаключенными. В ноябре 2013 года он был приговорен в Азербайджане к двум годам лишения свободы по обвинению в хранении и сбыте наркотиков. В августе 2014 года после обвинения в хранении запрещенных предметов в СИЗО срок наказания ему был увеличен на четыре месяца. Вину Багирзаде тогда, как и по новому делу в отношении него, отрицал.
Рабочая группа по составлению единого списка политзаключенных призвала власти страны срочно освободить всех 93 человек, включенных в список, говорится в сообщении активистов.
93 человека в списке разделены на семь категорий - "журналисты и блогеры", "правозащитники", "молодежные активисты", "оппозиционные активисты", "верующие активисты", "пожизненники" и "другие". По каждому заключенному представлена справка об официальных обвинениях, политических мотивах уголовного преследования, нарушениях закона в ходе следствия и судебного процесса.
В категорию "журналисты и блогеры" включены 13 человек - представители печатных СМИ, онлайн-медиа и активные пользователи социальных сетей в Интернете. Среди них, в частности, создатель Facebook-группы "Остановим подхалимов!" Абдул Абилов, журналистка Хадиджа Исмайлова, обозреватель газеты "Азадлыг" Сеймур Хази, главный редактор онлайн-издания Аzadxeber.org Ниджат Алиев, журналист Парвиз Гашимли, главный редактор религиозного онлайн-издания xeber44.com Араз Гулиев, активист партии "Мусават" Фарадж Керимли, Гилал Мамедов, Омар Мамедов, Рауф Миркадыров, Рашад Рамазанов (Агааддин), Тофиг Ягублу и Тофиг Гасанов.
Пять человек включены в категорию "правозащитники". В их числе глава Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) Анар Мамедли, адвокат Алиаббас Рустамов, координатор кампании "Искусство во имя демократии" Расул Джафаров, глава Общества правового просвещения Интигам Алиев и правозащитник из Гейчайского района Талех Хасмамедов.
В категории "молодежные активисты" четыре члена движения Nida - Рашадат Ахундов, Рашад Гасанов, Мамед Азизов и Илькин Рустамзаде.
В категории "оппозиционные политики" - лидер движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов, советник главы партии "Мусават" Ядигяр Садыгов, а также представители партии Народного фронта Азербайджана – Фуад Гахраманлы, Мамед Ибрагим, Асиф Юсифов, Гадир Худабашыев, Эльвин Абдуллаев, Зейнал Багирзаде и Назим Махмудов.
Лица, включенные в категорию "верующие активисты", подразделены на несколько групп. В их числе 10 человек, осужденные по делу "группы Саида Дадашбейли". В 2007 году они были приговорены к длительным срокам тюремного заключения по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана и свержении конституционного строя. Однако авторы списка считают, что следствие и суд проводились "с настолько грубыми нарушениями, что молодых людей признали виновными даже не в попытке, а в захвате власти, то есть в несуществующем событии".
Далее в списке указаны: пятеро фигурантов дела руководства Исламской партии и ее лидера Мовсума Самедова, девять верующих, арестованных в мае 2012 года за протесты против проведения конкурса "Евровидение" в Баку, шестеро арестованных в сентября 2012 года в городе Масаллы на юге страны за протесты против выступления полуобнаженных танцовщиц на местном фольклорном фестивале и осужденных по обвинению в совершении тяжких преступлений, семь так называемых "узников хиджаба", осужденные после акции против запрета на ношение хиджабов ученицами в школах 5 октября 2012 года, теолог Абгюль Сулейманов.
По "делу нурсистов" проходят пятеро упомянутых выше в числе новых лиц в списке - Исмаил Мамедов, Реван Сабзалиев, Гаджиев Эльданиз, Шахин Гасанов и Закария Мамедов.
В категорию "пожизненники" отнесены трое бывших сотрудников Отряда полиции особого назначения (ОПОН) - Эльчин Амирсланов, Ариф Казымов и Сафа Поладов, которые были осуждены в связи с мятежом ОПОН в марте 1995 года к смертной казни. Впоследствии, когда смертную казнь отменили, вместо того, чтобы назначить альтернативную на момент вынесения им приговора максимальную меру наказания - 15 лет лишения свободы, им автоматически заменили расстрел на пожизненное заключение. Они отбыли уже почти по 20 лет тюремного наказания, то есть больше 15 лет. Эти лица ранее были признаны Советом Европы политзаключенными, указали авторы списка.
В категорию "другие" включены осужденный по "исмаиллинскому делу" местный активист Васиф Ибрагимов, пять "бывших чиновников" - экс-министры здравоохранения и внешнеэкономических связей Али Инсанов и Ниджат Гулиев, бывший управделами президента Акиф Мурадвердиев, бывший сотрудник Особой службы госохраны Асиф Лятифов, бывший работник администрации президента, лидер партии Национальной государственности Немат Панахлы.
В категорию "другие" в группе "политические заложники" отнесены граждане, арестованные, по мнению авторов отчета, за политическую деятельность их родственников. Речь идет об Эльнуре Сеидове (шурин Али Керимли), Сирадже Керимли (брат арестованного блогера Фараджа Керимли), Мураде Адилове (брат находящегося в политэмиграции оппозиционного журналиста Натига Адилова), Мубариизе Абдуллаеве (племянник политэмигранта, бывшего ректора частного "Международного университета" Эльшада Абдуллаева), Гюнель Гасанли (дочь главы НСДС Джамиля Гасанли), Руфате и Ровшане Захидовых (родственники главреда газеты "Азадлыг" Ганимата Захида), Назиме Агабекове (шурин главы MeydanTV Эмина Милли) и Векиле и Раджи Имановых (братья редактора MeydanTV Гюнель Мовлуд).
"Власти откровенно игнорируют призывы гражданского общества к диалогу"
Центр мониторинга политзаключенных участвовал в составлении единого списка политзаключенных и всецело поддерживает требование об освобождении включенных в него лиц, заявил "Кавказскому узлу" глава Центра Эльшан Гасанов.
"Власти откровенно игнорируют призывы гражданского общества к диалогу и сотрудничеству. Мы считаем, что политика конфронтации по отношению к оппозиции, к гражданскому обществу не может быть позитивна для стабильности и построения правого государства. Это наносит урон международному имиджу страны, приводит к ненужному осложнению отношений с лидерами демократического мира", - сказал он.
Он отметил, что на днях Хельсинкская комиссия США уже представила в Конгресс законопроект, предусматривающий введение санкций против властей Азербайджана.
"В канун 2016 года есть хорошая возможность решить проблему политзаключенных посредством традиционного акта о помиловании. Власти должны проявить добрую волю и освободить всех политзаключенных, восстановить политические свободы в соответствии с Европейской конвенцией", - сказал Гасанов.
16 декабря Хельсинкской комиссией Конгресса США был одобрен законопроект, предусматривающий санкции против правительства Азербайджана в связи с нарушением прав человека.
Комментариями представителей властей Азербайджана в связи с публикацией списка политзаключенных "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" также писал, что ранее Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд принял решение инициировать специальные запросы к официальному Баку относительно соблюдения Азербайджаном положений Европейской конвенции прав и свобод человека.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", опубликованы на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". В разделе "Документы организаций" на "Кавказском узле" опубликован обновляемый поименный список политзаключенных в Азербайджане.