Постановка на профучет журналиста Идриса Юсупова вызвала резонанс в соцсетях
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Журналист дагестанского издания "Новое дело" Идрис Юсупов во время поездки в Москву был трижды остановлен силовиками на пропускных постах и узнал от них, что теперь находится на профилактическом учете. Пользователи соцсетей выразили поддержку журналисту и раскритиковали практику массовой постановки уроженцев Кавказа на профучет.
Как писал "Кавказский узел", в Дагестане активно применяется практика постановки жителей республики на профилактический учет. Как отмечают правозащитники, зачастую на такой учет людей ставят необоснованно, основываясь, к примеру, на том, что человек носит бороду или ходит в мечеть.
Практика постановки мусульман на профилактический учет на фоне безнаказанности силовиков приводит не к стабилизации ситуации на Северном Кавказе, а наоборот, к радикализации молодежи, заявили участники проходившего 27-28 июня в Москве "круглого стола".
О постановке на профучет Идрис Юсупов узнал 11 сентября, когда полицейские в Дагестане остановили его по дороге в Москву. Журналист направлялся для участия в конкурсе Академии журналистики при издательском доме "Коммерсант", рассказал Юсупов корреспонденту "Кавказского узла".
"На первом же Сулакском посту меня остановили и сообщили, что я состою на профучете как "религиозный экстремист". Инициатор постановки – отдел ЦПЭ МВД Дагестана по Махачкале. У меня взяли устное объяснение – с моим замечанием об обжаловании постановки на учет как незаконных действиях сотрудников полиции", – отметил Юсупов.
На границе со Ставропольским краем журналиста остановили еще раз.
"На КПП "Кочубей" остановка была подольше, с объяснением уже письменным – и с тем же моим замечанием уже в письменной форме", – рассказал Юсупов, уточнив, что выехал с поста через полчаса.
В третий раз его остановили полицейские на КПП "Чапурники" в Волгоградской области.
"Там я провел уже более часа. Кроме письменного объяснения, также прошел личный досмотр. Причем сначала без понятых, а только потом, под протокол, с приглашенными понятыми. Хотели взять отпечатки пальцев – от этой процедуры я отказался, так как она является незаконной. После полицейских процедур проверили по базам данных ФСБ и отпустили", – сообщил Идрис Юсупов.
15 сентября, когда Юсупов уже был в Москве, ему позвонили на мобильный телефон с неизвестного номера. В ходе беседы выяснилось, что это звонит представитель МВД, который пригласил Юсупова для дачи объяснений в главное управление МВД по Москве, на Петровку, 38.
"При остановках на постах меня никто не ознакомил с материалами учета и нормативными документами, ведомственными приказами, регламентирующими учет и проводимые со мной действия. Незаконные действия сотрудников полиции собираюсь обжаловать, как и саму постановку на учет. Что касается визита на Петровку, то я не отказывался от того, что приду в полицию, но только с адвокатом и правозащитниками, однако их это не устроило", – рассказал журналист.
Сотрудники Правозащитного центра "Мемориал" подготовили инструкцию для людей, поставленных полицией на профилактический учет. Методичка, составленная юристами, снабжена подробными комментариями и образцами соответствующих заявлений для обращения в МВД и суды.
Сведения о постановке на учет и проверках по дороге в Москву Идрис Юсупов 15 сентября распространил также на своей странице в Facebook. Обсуждение произошедшего в комментариях набрало уже 52 комментария, 222 лайка и 112 перепостов.
"Чувствую, скоро детей в утробе будут записывать в ряды экстремистов за их излишнюю активность", – написала в комментариях журналистка "Черновика" Людмила Магомедова.
"Скоро настанут времена, когда на свадьбах будут требовать справку от жениха и невесты, состоят ли они на каком-нибудь учете..." – добавила жительница Махачкалы Неля Раджабова.
"Взгляд со стороны, из другого государства: дикость, неуважение к своему народу, к Кавказу отношение как к колонии, которую всегда нужно держать под прессом", – написала пользовательница Facebook с Украины под ником Viktoriya Victory.
О своем опыте постановки на профучет рассказал в комментариях инспектор по правам человека Гражданского комитета и комиссии по правам человека в СКФО Руслан Камбиев.
"Я, будучи в списке "экстремистов", попал в Совет по молодежной политике при Хлопонине. После того как они это узнали, поднялся кипишь, и я Хлопонину сказал: "Если я виноват, пусть посадят меня, а если нет, то пусть ответят те, кто меня туда включил". Только так я "вышел" из списка. А сколько тех, кто по галочке или наговору там... И вообще, эти списки незаконны", – подчеркнул он.
Проблему с профучетом нельзя решить иначе, как на политическом уровне, пишет махачкалинец Арсен Магомедов.
"Свободу и права не дают, их берут. Минимум – обжаловать учет в суде. Дополнительно – идти в политику и пинками выгнать оттуда тех, кто портит жизнь людям", – написал он.
Некоторые участники обсуждения, наоборот, не видят возможности изменить ситуацию.
"Идрис, в принципе это уже обычное дело для нас дагестанцев. Относись к этому проще", – посоветовал пользователь из столицы Дагестана Умар Бутаев.
В МВД Дагестана корреспонденту "Кавказского узла" отказались комментировать, по какой причине Идрис Юсупов поставлен на учет.