На Ставрополье суд отказался возвратить в прокуратуру дело имама Кисловодска Курман-Али Байчорова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предгорный районный суд Ставропольского края 23 сентября отклонил ходатайства адвокатов обвиняемого в хранении наркотиков имама Кисловодска Курман-Али Байчорова, в том числе требования об отводе состава суда, гособвинения и возвращении дела в прокуратуру, заявил адвокат подсудимого Адам Абубакаров. При этом свидетель Александр Семенов на заседании суда опроверг доводы стороны гособвинения, подчеркнул адвокат.
Как информировал "Кавказский узел", 29 октября 2013 года имаму Кисловодска Курман-Али (Курману) Байчорову было предъявлено обвинение в незаконном хранении наркотических средств. Заседания по делу имама Кисловодска проходят в Предгорном районном суде, при этом 9 сентября суд выделил в отдельное производство материалы по заявлению о похищении Байчорова.
В окружении священнослужителя обвинение называют провокацией и связывают его с непримиримой позицией имама по поводу мечетей в Кисловодске, где власти через суд добились запрета их строительства.
Свидетель: сотрудник ФСБ просил не являться в суд для дачи показаний
В Предгорном районном суде, где 23 сентября продолжилось судебное разбирательство по обвинению Байчорова, был заслушан свидетель обвинения, заместитель атамана городского казачьего общества Кисловодска, есаул Александр Семенов.
Со слов Семенова, утром 17 октября 2013 года, в день задержания Байчорова, к нему поступило обращение от сотрудника УФСБ по Ставропольскому краю, который просил предоставить двух казаков для участия в качестве понятных в помощь сотрудникам правоохранительных органов.
"Семенов подтвердил, что 17 октября он обеспечивал своих казаков для участия в качестве понятых в помощь сотрудникам правоохранительных органов. Он данного сотрудника УФСБ не видел никогда, но разговаривал с ним по телефону. Семенов также сообщил, что сотрудник УФСБ позвонил ему и просил на суд не ходить. Свидетель этот факт подтвердил в суде", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат подсудимого Адам Абубакаров.
Прокурор задал свидетелю вопрос, уверен ли он, что именно сотрудник ФСБ просил не ходить его на процесс, на что Семенов ответил, что уверен, утверждает адвокат. Также прокурор уточнил, представлялся ли Семенову сотрудник УФСБ. Свидетель подтвердил, что он ему представился, отметил адвокат.
Абубакаров: суд продолжает игнорировать множество нарушений
Со слов адвоката, факт разговоров по телефону между Семеновым и сотрудником УФСБ зафиксирован в адресных детализациях, имеющихся в распоряжении суда.
"От детализации они отказаться не могут и признают, что звонки эти были. Около 18.00 (17 октября 2013 года, в день задержания Байчорова) Семенов обеспечил присутствие понятых, тогда как якобы оказанное неповиновение сотрудникам, что и стало причиной задержания и досмотра Байчорова, произошло в 19.40. Это указывает на то, что не было никакой спонтанности и случайных понятых, а все было заранее спланировано, как и обыск, подброс и обнаружение наркотиков. Фактически понятые были необходимы, чтобы узаконить процедуру подброса наркотиков. Факт того, что эти понятые не являются незаинтересованными лицами и случайно проезжающими людьми – установлен, и никаких сомнений у здравомыслящего человека быть не должно", - сказал адвокат обвиняемого.
Сотрудник УФСБ продолжает игнорировать повестки суда
Представитель защиты также сообщил, что для дачи показаний в суд не явился сотрудник УФСБ, явку которого обязался обеспечить суд.
"Кроме того, сам сотрудник УФСБ продолжает игнорировать повестки суда. Как и стоило ожидать, причиной неявки было озвучено нахождение за пределами региона, в командировке. Тогда как его еще задолго до этого извещали, и он знал, что его вызывают. Судья сам разговаривал с руководством УФСБ и обеспечивал его явку", - утверждает представитель защиты.
"Сторона защиты заявила отвод гособвинению и составу суда"
На прошедшем 23 сентября заседании адвокаты имама Кисловодска заявили ходатайство о возвращении дела прокурору "в связи с массовыми нарушениями".
"Обстоятельства, которые мы сейчас исследуем в судебном заседании, возникли в связи с нарушением следствием процессуального права. Если бы адвоката Мусаева своевременно, надлежащим образом уведомили об окончании следственных действий и дали ему своевременно ознакомиться с обвинительным заключением, то адвокат смог бы указать на нарушения до поступления дела в суд", - сказал Абубакаров.
При этом адвокат предположил, что процессуальное право адвоката "было нарушено еще на стадии следствия".
"Адвокат был уведомлен позже той даты, когда ему нужно было явиться для ознакомления с обвинительным заключением. А в последующем ему также не дали такой возможности и не уведомили повторно. Это могло бы восполнить все пробелы, которые допущены следствием. А теперь приходится все это делать в судебном заседании, и судья постоянно нам говорит, что суд не занимается следствием. А мы настаиваем, что если это не сделано следствием, то мы здесь должны сделать, а если вы не хотите, то возвращайте дело прокурору и мы там все восполним", - заявил представитель защиты.
Мы требуем отвергать ходатайства с доводами, со ссылками на нормы закона.
Также сторона защиты заявила отвод суду и гособвинению и потребовала провести повторную экспертизу вещественного доказательства.
"Мы вновь заявили отвод и прокурору, и суду, прекрасно понимания, что судья сам рассматривает свой отвод. Понимая, естественно, что он не согласится, а его решение о неудовлетворении отвода отдельно не обжалуешь, а лишь с приговором", - сказал Абубакаров.
Отвод заявлялся в связи с недоверием суду и прокурору, "потому как заявляемые защитой ходатайства отвергаются без мотивировки", подчеркнул адвокат.
"Мы требуем отвергать ходатайства с доводами, со ссылками на нормы закона. Самое важное в этой ситуации - это ходатайство о назначении повторной экспертизы, потому что без этого нельзя принять справедливое и законное решение. Потому что мы не знаем до сих пор, что за вещество у нас находится, и где то вещество, которое было изъято у Байчорова? Ведь нет даже точного веса, как можно квалифицировать обвинение по части 2 ст.228 УК РФ (Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере) там, где свыше 2,5 грамма считается крупным размером, если доподлинно еще неизвестно, каков вес?" - недоумевает адвокат.
Однако суд, по утверждению адвоката, отказался удовлетворить ходатайство защиты об отводе.
26 августа в ходе судебного заседания защита заявила о несоответствии представленных следствием доказательств тем, которые фигурируют в материалах дела. В судебном заседании 8 сентября суд отказал защите в проведении повторной экспертизы вещественного доказательства.
Защита Байчорова заявила о грубом нарушении норм закона при проведении экспертизы вещественного доказательства. Как сообщил адвокат Адам Абубакаров, суду было заявлено ходатайство о направлении судебного запроса в правовой отдел Госдумы РФ для разъяснения нормы УПК, связанной с проведением экспертизы.
"Для разъяснения прокурору положения нормы закона, на которой мы настаиваем, что в материалах уголовного дела отсутствует расписка, предупреждение об уголовной ответственности и разъяснение прав и обязанностей эксперту. Прокурор говорит, что достаточно того, что в самом заключении есть подписка, но это носит информационный характер и не может собой подменять расписку, которую начальник экспертного учреждения обязан отобрать у эксперта, которому поручил проведение экспертизы. Суд не удовлетворил наше ходатайство, потому мы направим адвокатский запрос", - сообщил Абубакаров.
Со слов адвоката, при возникновении сомнений в законности и объективности экспертного заключения суд вправе назначить повторную экспертизу.
"У прокурора не вызывает сомнения эта экспертиза по понятным для меня причинам. Хотя сомнения должны быть вызваны уже потому, что сам эксперт Самусов признался в судебном заседании под протокол, что ему в производство экспертиза не поручалась и обязанности не разъяснялись. Его никто не предупреждал об уголовной ответственности, что он это постановление принял самостоятельно, сам себе его поручил, и все это делается вопреки закону и не вызывает сомнений у прокурора в законности",- заключил адвокат.
Саратова: в Ставропольском крае идет давление на свободу совести
В свою очередь правозащитники намерены провести в ближайшее время пресс-конференцию в Москве с целью привлечь внимание СМИ и общественности к ситуации в Ставропольском каре.
В частности, правозащитники хотят обратить внимание на "проблему нарушения прав человека, свободы совести и дискриминационной политики властей Ставропольского края по отношению к религиозным и этническим группам в регионе", рассказала корреспонденту "Кавказского узла" член экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека при президенте РФ Хеда Саратова.
В Ставропольском крае происходят невообразимые вещи по отношению к представителям традиционного ислама, к религиозным деятелям, к общественникам, идет серьезное силовое давление на общину. Все эти факты, которых за последнее время уже с десяток, вызывают нашу тревогу и озабоченность. Очевидно, что уголовные дела в отношении имама Курман-Али Байчорова, а также предпринимателя Казбека Бостанова были сфабрикованы и связаны с вопросом строительства мечетей в городе Кисловодск. Озабоченность вызывает молчание власти на фоне провокационных, информационных вбросов посредством местных СМИ о деструктивной деятельности данных религиозных деятелей, что не является правдой. А лишь служит способом легитимировать в глазах общественности незаконные силовые методы и репрессии в отношении данных лиц", - сказала Хеда Саратова.
В Ставропольском крае идет серьезное силовое давление на общину
Хеда Саратова считает, что в вынесении решения в отношении Байчорова суд Предгорного района будет руководствоваться решением, оглашенным 17 сентября судом в Кисловодске в отношении Казбека Бостанова.
"Приговор Бостанову в качестве примера может послужить тому, как должен действовать суд, фактически задан обвинительный тон. Все очень похоже в обоих процессах, как и причина задержания, и связано лишь со строительством мечети. Религиозные и общественные деятели, которые впали в немилость некоторых представителей силовых структур, проходят по одной и той же статье о хранении наркотиков, что становится уже неким символом правоохранительной системы нашей страны", - заключила Саратова.
Неоднократные просьбы мусульманской общины решить проблему с нехваткой мечетей в Краснодарском крае остаются без ответа, заявляют верующие. Попытка сдерживать распространение ислама ведет к обострению межконфессиональных отношений, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
В свою очередь уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае А.Селюков не видит оснований для вмешательства аппарата в уголовное дело в отношении имама Кисловодска Курман-Али Байчорова.
Ранее с обращением о незаконном привлечении к уголовной ответственности и жалобой на необъективное рассмотрение дела судом в аппарат уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае обратилась супруга имама Кисловодска Фатима Алиева.
В официальном ответе от 16 сентября, полученном на данное обращение, заявителю сообщается, что "в связи с невынесенным по настоящее время решением суда по уголовному делу вмешательство в ход судебного разбирательства является недопустимым".
В связи с этим ставропольский омбудсмен отметил, что не находит оснований для вмешательства в процесс и предлагает обратиться с "повторной жалобой с приложением к ней копии обвинительного заключения и приговора для их правовой оценки" после вынесения судом решения в отношении Курман-Али Байчорова.
Следующее заседание по делу Байчорова назначено на 13 октября в 14.00, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в Предгорном районном суде.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей суда и гособвинения относительно заявлений адвоката имама Кисловодска о нарушении его прав, а также заявлений члена экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека при президенте РФ Хеды Саратовой.
Напомним, 28 августа в аппарате уполномоченного по правам человека Чечни прошла встреча с родственниками имама, по итогам которой было принято решение направить обращение на имя президента РФ Владимира Путина и врио главы Ставропольского края Владимира Владимирова с просьбой проконтролировать процесс по делу имама.