У арестованной в Азербайджане правозащитницы Лейлы Юнус ухудшилось здоровье, заявил адвокат
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане у арестованной правозащитницы Лейлы Юнус начались осложнения в связи с сахарным диабетом, а на ноге появилось нагноение, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Алаиф Гасанов. Сама арестованная заявляет о новых фактах насилия в отношении нее.
"Кавказский узел" сообщал, что Лейла Юнус была задержана 30 июля в Баку, а ее супруг Ариф Юнус, который занимался в Институте мира и демократии проблемами конфликтологии и миграции, был задержан 5 августа. Правозащитнице и ее мужу были предъявлены обвинения по ряду статей, в том числе "измена родине". Супруги были заключены под стражу, свою вину они не признают.
Посетивший 3 сентября Лейлу Юнус адвокат Алаиф Гасанов заявил, что правозащитница жаловалась на давление со стороны сокамерницы и персонала СИЗО, сообщила о неоказании медицинской помощи и готовящейся провокации с целью заключить ее в карцер. Пенитенциарная служба Азербайджана отрицает нарушение прав правозащитницы.
После ареста Арифа Юнуса почти три недели для Лейлы Юнус не принимались передачи с продуктами и лекарствами. "Сейчас для Лейлы Юнус принимают передачи, однако она нуждается в квалифицированной медицинской помощи", - отметил адвокат.
Лейла Юнус: сокамерница оказывает физическое и психологическое воздействие
Сама Лейла Юнус распространила через своего адвоката заявление, в котором сообщила о продолжении давления на нее со стороны сокамерницы даже после посещения ее членами Комиссии ООН против пыток.
"11 сентября в 10.15–10.25 в мою камеру в следизоляторе Кюрдаханы пришли представители Комиссии ООН против пыток. У меня была возможность наедине подробно проинформировать комиссию о применяемых в отношении меня методах психического и физического давления, использования против меня заключенной Нуриды Гусейновой. Я показала представительнице ООН синяк размером в 20-25 см на правой ноге, который нанесла мне в субботу 6 сентября Н.Гусейнова. Я указала также, что именно мне сделали выговор, когда я просила о помощи", - говорится в письме Лейлы Юнус.
По словам правозащитницы, через 6-7 минут после того, как представительницы ООН покинули камеру, Нурида Гусейнова вновь атаковала ее, подняв крик, чтобы она "не рассчитывала на чью-либо защиту".
"Она (Н.Гусейнова) включила на полную мощь телевизор и продолжала оскорблять меня, угрожая, что вообще сломает мне руки и ноги… Я стала стучать в дверь. Мне открыла Назакят Мамедова, которую я попросила вновь пригласить представительниц ООН в камеру, так как я подвергаюсь психологическому давлению и угрозе насилия. Н. Мамедова любезно сказала, что они в другой камере, как только выйдут оттуда, она их попросит зайти ко мне. Она дважды повторила свое обещание. Конечно, меня в очередной раз обманули. Я перестала стучать, а через час сотрудница надзора сказала, что представители ООН ушли из корпуса. Нурида Гусейнова же продолжила издевательства и угрозы", - отмечает Юнус.
"Следует вывод – ее используют (возможно, прокуратура), чтобы разрушить мое физическое и психическое здоровье. Она напала на меня, когда представители ООН еще были в здании СИЗО. Спать мне не дают, демонстрируют, что ООН не защитит", - утверждает правозащитница.
Представители Комиссии ООН против пыткам оказались недоступны для комментариев.
Обсерватория по защите прав правозащитников требует обеспечить неприкосновенность чете Юнус
Обсерватория по защите прав правозащитников сегодня распространила заявление, в котором выразила тревогу за судьбу супругов Юнус и призвала власти Азербайджана обеспечить их физическую безопасность. "Необходимо немедленно обеспечить психологическую и физическую неприкосновенность правозащитникам Лейле Юнус и Арифу Юнусу", - сказано в заявлении обсерватории, поступившем корреспонденту "Кавказского узла".
Кроме того, в документе содержится призыв сменить камеру содержания Лейле Юнус, "провести всестороннее и прозрачное расследование в связи с нападениями на нее, наказать виновника, применив предусмотренные законом меры наказания".
Предлагается также обеспечить чету Юнус необходимыми лекарствами, госпитализацией и адекватной медицинской помощью.
Также содержится призыв в соответствии с резолюцией ООН о правозащитниках от 9 декабря 1998 года положить конец любой агрессии против правозащитников, в том числе против супругов Юнус на любых этапах следствия и суда.
Однако в отделе пенитенциарной службы отрицают нарушение прав Лейлы Юнус и оказания на нее давления. "Мы уже не раз заявляли, что условия содержания Лейлы соответствуют принятым нормам. Она, как и другие заключенные, имеет возможность говорить по телефону, получать посылки, выходить на прогулки на свежем воздухе, обеспечивается медицинской помощью, ее регулярно посещают адвокаты", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель пенитенциарной службы.
Азербайджанские правозащитники не имеют доступа к Лейле Юнус
Правозащитники не имеют доступа в пенитенциарные учреждения, хотя беспрепятственно могут проводить мониторинги в местах принудительного содержания других ведомств, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Азербайджанского Комитета против пыток Эльчин Бехбудов.
Члены Общественного комитета по наблюдению за местами принудительного содержания при Минюсте Азербайджана также не имеют мандата на мониторинг ситуации в СИЗО, а могут наблюдать только за учреждениями по отбыванию наказаний, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член этой структуры, правозащитник Назир Гулиев.
Полномочиями мониторингов СИЗО обладают члены Национальной превентивной группы (НПГ) по предотвращению пыток при омбудсмене.
"Наша группа планово посещает СИЗО, другие места заключения. В необходимых случаях мы можем провести и внеочередной мониторинг. Что касается Лейлы Юнус, мы посетили ее в рамках мониторинга СИЗО в Кюрдаханы недавно – 25 или 26 августа. Серьезных проблем с условиями содержания не было. Площадь камеры также соответствовала нормативам. Возможно, в ближайшее время мы вновь посетим ее в связи с последними сообщениями", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" член НПГ Вугар Магеррамов.
На пробелы в азербайджанском законодательстве об общественном контроле за местами содержания под стражей рассказал корреспонденту "Кавказского узла" независимый эксперт в области права, адвокат Ялчин Иманов.
По его словам, в законе "Об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся под стражей" однозначно говорится о посещении мест заключения представителями омбудсмена. В то же время закон допускает и обеспечение общественного контроля, но не детализирует форму его осуществления.
"Но вопрос не в законодательстве. Сама философия соблюдения прав человека предусматривает решение вопросов в подобных ситуациях с точки зрения интересов гражданина. Если есть информация о плохом обращении или пытках, то пенитенциарная служба сама должна быть заинтересована в допуске в данное учреждение представителей общественности, чтобы снять все вопросы, бросающие тень на ее репутацию", - сказал Иманов.
Отметим, что супруг Лейлы Юнус Ариф Юнус содержится в СИЗО министерства национальной безопасности. Он не жалуется на условия содержания, сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Халид Багиров.
"Возможно, там учитывают, что Ариф Юнус перед арестом дважды переносил гипертонический криз. Однако Ариф Юнус считает себя в информационной изоляции. Ему дают только государственные газеты", - сообщил адвокат.
Как сообщал "Кавказский узел", Обсерватория по защите прав правозащитников (совместная программа Всемирной организации против пыток и Международной федерации прав человека) и ранее выражала тревогу относительно ухудшения состояния здоровья Лейлы Юнус.
С призывом освободить Лейлу Юнус из-под стражи выступали правозащитные организации Human Rights Watch, Норвежский фонд "Дом прав человека", Amnesty International, а также члены оппозиционного Национального совета демократических сил.
Официальный Баку отвергает критику относительно мер правоохранительных органов в отношении НПО и активистов. На международной арене ведется целенаправленная политика по "очернению" Азербайджана, уверен заведующий отделом президентской администрации Али Гасанов. В Азербайджане созданы все условия для деятельности гражданского общества, считает он.