Арестованной в Азербайджане правозащитнице Юнус в СИЗО объявлен выговор после просьб о помощи, заявил адвокат
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане директору Института мира и демократии Лейле Юнус, находящейся под стражей, в бакинском СИЗО №1 объявлен выговор. Причиной стала просьба Юнус оградить ее от беспричинных нападок сокамерницы, заявил адвокат правозащитницы Фариз Намазлы корреспонденту "Кавказского узла".
Лейла Юнус была задержана 30 июля в Баку, а ее супруг Ариф Юнус, который занимался в Институте мира и демократии проблемами конфликтологии и миграции, был задержан 5 августа. Супругам предъявлены обвинения по ряду статей УК, в том числе "Измена родине". Они заключены под стражу, вину они не признают.
Как сообщал "Кавказский узел", по словам посетившего 3 сентября Лейлу Юнус адвоката Алаифа Гасанова, правозащитница жаловалась на давление со стороны сокамерницы и персонала СИЗО, сообщила о неоказании медицинской помощи и готовящейся провокации с целью заключить ее в карцер. 4 сентября представитель пенитенциарной службы опроверг слова адвоката, заявив о соблюдении прав всех арестованных.
8 сентября Лейлу Юнус в бакинском СИЗО №1 в поселке Кюрдаханы посетил адвокат Фариз Намазлы. Юнус, по словам адвоката, сообщила о нападении на нее сокамерницы вечером 6 сентября, когда она вернулась со встречи с другим своим адвокатом.
"Содержащаяся с Лейлой Юнус в одной камере, ранее неоднократно судимая Нурия Гусейнова без всяких оснований стала атаковать правозащитницу. Гусейнова стала оскорблять Лейлу Юнус, угрожать ей, бросать в нее различные предметы. Лейла Юнус постучалась в двери и попросила о помощи", - рассказал Намазлы.
Через пять минут сотрудники СИЗО открыли дверь в камеру, и Лейла Юнус сообщила о нападении на нее, попросила встречи с руководством. Спустя 15 минут они вновь зашли и сказали, что Юнус 8 сентября будет принята руководством, сказал адвокат.
"Как только заходили в камеру сотрудники СИЗО, Гусейнова вела себя тихо, но после их ухода она продолжила "терроризировать" Лейлу Юнус", - отметил Намазлы.
Позже Юнус приняли трое офицеров в звании майора, они взяли у нее объяснительную на трех страницах. Правозащитница также просила лекарств, но они ей не были выданы, продолжил адвокат.
"На следующий день Лейле Юнус заявили, что из-за того, что она "необоснованно" стучалась в дверь камеры, ей объявляется выговор, и потребовали подписаться под этой бумагой. Лейла Юнус выразила протест, она заявила, что сама подвергалась нападению и потому звала на помощь", - заявил адвокат, отметив, что подзащитная "отказалась подписываться под бумагой".
В СИЗО, где содержится Юнус, идет подготовка к визиту какой-то высокопоставленной зарубежной миссии, отметил Намазлы со ссылкой на данные своих подзащитных.
"Вчера заключенным раздали новые чистые постельные принадлежности, идет покраска стен корпусов, комнат для встреч, перед камерами устанавливаются столы, на которых разложены кодексы и свод законодательства", - сказал он.
Получить комментарии в связи с заявлениями адвоката Намазлы в пенитенциарной службе корреспонденту "Кавказского узла" пока не удалось. Комментариями от представителей Нурии Гусейновой относительно заявления адвоката о нападении на Юнус "Кавказский узел" также пока не располагает.
"Кавказский узел" информировал, что ранее в заявлении базирующейся в Женеве Обсерватории по защите прав правозащитников была выражена тревога по поводу ухудшения состояния здоровья Лейлы Юнус.
С призывом освободить Лейлу Юнус из-под стражи выступали правозащитные организации Human Rights Watch, Норвежский фонд "Дом прав человека", Amnesty International, а также члены оппозиционного Национального совета демократических сил.
Власти Азербайджана отвергают критику относительно мер правоохранительных органов в отношении неправительственных организаций и активистов. По словам заведующего отделом президентской администрации Али Гасанова, на международной арене ведется целенаправленная политика по "очернению" Азербайджана. В стране, считает он, созданы все условия для деятельности гражданского общества.