Адвокат: на правозащитницу Лейлу Юнус оказывается психологическое давление в СИЗО Азербайджана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правозащитница Лейла Юнус подвергается морально-психологическому давлению в СИЗО Азербайджана, заявил адвокат Алаиф Гасанов. В распространенном сегодня заявлении базирующейся в Женеве Обсерватории по защите прав правозащитников говорится об ухудшении состояния здоровья правозащитницы.
Как сообщал "Кавказский узел", Лейла Юнус была задержана 30 июля в Баку. Правозащитнице и ее супругу Арифу Юнусу были предъявлены обвинения по ряду статей, в том числе в измене родине. Лейла Юнус в день задержания была заключена под стражу. Ариф Юнус, который занимался в Институте мира и демократии проблемами конфликтологии и миграции, был задержан 5 августа. Супруги свою вину не признают.
Посетивший 4 августа Лейлу Юнус в СИЗО адвокат Джавад Джавадлы сообщил об ухудшении состояния здоровья своей подзащитной. По его словам, Лейла Юнус страдает острой формой сахарного диабета, и содержание в условиях СИЗО негативно влияет на ее здоровье.
Гасанов: других заключенных настраивают против Лейлы Юнус
По словам адвоката Алаифа Гасанова, его подзащитная Лейла Юнус находится "в тяжелом состоянии". Адвокат посетил правозащитницу 19 августа в Кюрадханском СИЗО.
"Лейлу Юнус содержат в камере площадью 12 кв. метров, вместе с еще шестью людьми. Помещение не проветривается, в 40-градусную жару маленькую форточку открывают наполовину. Лейла Юнус, которая страдает сахарным диабетом, не обеспечивается диетической пищей. Она практически ничего не ест. Ей даже не разрешают потратить на покупки 43 маната (около 55 долларов), которые были при ней при задержании. Препятствия чинятся и для нас, адвокатов. Впервые за мою 20-летнюю адвокатскую практику при посещении Лейлы Юнус, несмотря на представление мной письма от следствия, меня не сразу пропустили к подзащитной, а стали куда-то звонить, информировать. Лейлу Юнус приводят на встречу с адвокатами после тщательной, серьезной проверки", - рассказал сегодня журналистам в Баку Алаиф Гасанов
По словам адвоката, на Лейлу Юнус оказывается морально-психологическое давление. "В их камере не разрешают установить вентилятор, и другим заключенным говорят, что это из-за Лейлы Юнус, и таким образом ее настраивают против нее. В соседних камерах содержат особо опасных уголовников. Все записи Лейлы Юнус и другого правозащитника, Интигама Алиева, предназначенные для адвокатов, прежде проверяются администрацией тюрьмы, и таким образом нарушается конфиденциальность", - отметил Гасанов.
В свою очередь представители Пенитенциарной службе Азербайджана отрицают нарушение прав Лейлы Юнус.
По словам представителя ведомства, во всех камерах Бакинского СИЗО обеспечивается проветривание в соответствии с Кодексом об исполнении наказаний и с правилами внутренней дисциплины.
Лейла Юнус так же, как и другие обвиняемые, в полной мере пользуется всеми правами (телефонные разговоры, медицинская помощь, встречи с адвокатами, прогулки, получение передач), в соответствии с законом "Об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся в местах содержания под стражей", заявил журналистам представитель ведомства.
В связи с заявлениями о нормальных условиях содержания Лейлы Юнус, адвокат Гасанов предложил провести мониторинг с участием адвокатов, правозащитников, журналистов и представителей самой пенитенциарной службы.
Юнус: не предполагали, что в XXI веке мы придем к репрессиям 30-х годов
Сама Лейла Юнус через адвокатов распространила в СМИ открытое письмо к своему супругу Арифу Юнусу, который содержится в СИЗО Министерства национальной безопасности (МНБ).
"Дорогой Ариф! Ну вот, через 36 лет нашей жизни с тобой мы оказались в разных камерах в разных зонах. Милый мой, ты разве не знаешь, я все вытерплю: и страшные физические боли (от холодной воды у меня пошел воспалительный процесс) и давление уголовницы с большим стажем в камере. Я выдерживаю отсутствие передач (знаю, и ты совсем без передач, без смены белья, лекарств). Я тоже без еды и без лекарств. Им мало, что мы в душной камере, они нас еще и голодом морят и без лекарств", - написала Лейла Юнус.
Правозащитница сравнивает уголовное преследование "с репрессиями советского времени".
"Ты знаешь, мы прочли с тобой все – и Солженицына, и Варлаама Шаламова, и Гроссмана, и Аксенова. Мы с тобой часто обсуждали, что чувствуют супруги, которых "взяли" вместе. А в 1937 году их было великое множество. Мы с тобой просто не предполагали, что в XXI веке мы придем к репрессиям 30-х годов. Вчера мне вспомнились слова Гроссмана в его книге "Жизнь и судьба". Он пишет о чувствах узников, о том, что жуткая тоска сменяется "бессмысленным опиумом – оптимизмом". Мы с тобой – реалисты. "Политика – грязное дело". Мы с тобой все понимаем. Как бы ни сложилась жизнь – самое жуткое, что я не могу тебя видеть. И это наш с тобой 37-й год", - отметила Лейла Юнус.
Официальный Баку по-прежнему отвергает утверждения о политических мотивах уголовного преследования Лейлы Юнус.
Супруги Юнус могли избежать содержания под стражей, если бы согласились давать свои показания следствию, заявил посол Азербайджана в США Элин Сулейманов в письме, направленном в редакцию газеты Washington Post, которая также писала о политических мотивах преследования правозащитников.
"Обоснованность обвинений, предъявленных Лейле и Арифу Юнус, должна определить правовая система Азербайджана. Если бы они отвечали на высланные им запросы в связи с дачей показаний по проводимому расследованию, то могли бы избежать ареста. Вместо этого они всячески уклонялись от сотрудничества со следствием", - цитирует сегодня письмо Сулейманова Haqqin.az.
Обсерватория по защите прав правозащитников: ситуация свидетельствует о волне репрессий
Между тем в распространенном сегодня заявлении базирующейся в Женеве Обсерватории по защите прав правозащитников (совместная программа Всемирной организации против пыток и Международной федерации прав человека), говорится об ухудшении состояния здоровья Лейлы Юнус.
Как отмечено в заявлении Обсерватории по защите прав правозащитников, Ариф Юнус также остро нуждается в медицинской помощи. При этом в заявлении напоминается, что в апреле и мае 2014 года он дважды перенес гипертонический криз и провел несколько недель в больнице.
Обсерватория по защите прав правозащитников призвала власти Азербайджана немедленно, без всяких условий освободить супругов Юнус и оказать им медицинскую помощь.
"Нынешняя ситуация однозначно воспринимается, как наказание за их правозащитную деятельность и свидетельствует о волне репрессий против гражданского общества в Азербайджане", - сказано далее в заявлении.
Также в заявлении указывается на уголовное преследование других правозащитников - координатора кампании "Искусство для демократии" Расула Джафарова и главы Общества правового просвещения Интигама Алиева, арестованных соответственно 2 августа и 8 августа "на основе ложных обвинений".
При этом Алиев также нуждается в медицинской помощи. Он был первоначально помещен в камеру с курильщиками, но после визита делегации МККК 12 августа был переведен в более просторное помещение, говорится в заявлении Обсерватории по защите прав правозащитников.
Обсерватория также обеспокоена состоянием и условиями содержания других правозащитников, главы Центра мониторинга выборов и обучения демократии Анара Мамедли и исполнительного директора этого НПО Башира Сулейманлы. Оба правозащитника осуждены соответственно на 5,5 и 3,5 года лишения свободы.
Кроме того, по данным Обсерватории по защите прав правозащитников, страдающий астмой главный редактора газеты "Толыши садо" и защитник прав талышей - этнического меньшинства Гилал Мамедов, в настоящее время содержится в одном бараке с заключенными, среди которых есть болеющие туберкулезом и гепатитом.
С призывом освободить Лейлу Юнус из-под стражи выступали правозащитные организации Human Rights Watch, Норвежский фонд "Дом прав человека", Amnesty International, а также члены оппозиционного Национального совета демократических сил.
Официальный Баку отвергает критику, касающуюся мер правоохранительных органов в отношении НПО и активистов. На международной арене ведется целенаправленная политика по "очернению" Азербайджана, уверен заведующий отделом президентской администрации Али Гасанов. В Азербайджане созданы все условия для деятельности гражданского общества, считает он.