Лейла Юнус: в Азербайджане 25 новых потенциальных политзаключенных
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В результате целенаправленных репрессивных действий властей Азербайджана против оппозиции с начала 2011 года сфабрикованные обвинения предъявлены 25 гражданам страны, и они являются потенциальными политическими заключенными. С таким заявлением 26 апреля выступила азербайджанская правозащитная структура Институт мира и демократии (ИМД).
Как сообщила директор ИМД Лейла Юнус, в настоящее время, по сведениям федерации правозащитных организаций Азербайджана (ФПЗОА), число политзаключенных составляет 60 человек, и в случае вынесения обвинительных приговоров 25 вышеуказанным подследственным эта цифра возрастет до 85.
ИМД классифицирует новых потенциальных политзаключенных на три группы. В первую, названную "Молодежные активисты", отнесены активист молодежной организации партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Джаббар Савалан (обвиняется по статье 234.1 УК АР - незаконное хранение наркотиков) и блогер, активный пользователь социальных сетей, бывший кандидат в депутаты Бахтияр Гаджиев (обвиняется по статье 321.1 УК - уклонение от воинской службы).
Во вторую группу включены "Верующие и члены Исламской партии Азербайджана" (всего 10 человек), арестованные в январе 2011 г.
Среди них председатель Исламской партии Азербайджана (ИПА) Мовсум Самедов, зампред ИПА Вагиф Абдуллаев, Даянат Самедов, Фирдовси Мамедрзаев (оба активисты ИПА), Рухулла Ахундзаде (глава Астаринской районной организации ИПА), Юсиф Алекперов (председатель городского Гянджинского отделения, объявлен в розыск), гаджи Фарамиз Аббасов (религиозный деятель ахунд села Хил Масаллинского района), гаджи Зульфугар Микаилзаде (религиозный деятель в ранге ходжатульислама).
Против этих лиц выдвинуты обвинения по следующим статьям УК АР: 28, 214.2.1 (подготовка организованной преступной группы), 28, 214.2.3 (подготовка к преступлению с использованием огнестрельного оружия или иного оружия), 228.3 (незаконное хранение огнестрельного оружия, его частей, боеприпасов, передача или продажа оружия кому-то), 278 (попытка насильственного свержения власти).
Еще двое религиозных деятеля и ученых-телога из Гянджи, гаджи Азер Джабиев и хаджи Фахри Ильясов обвиняются в хулиганстве. По мнению директора ИМД, члены ИПА и верующие арестованы по сфабрикованным обвинениям, в действительности же их наказывают за критику политики властей, активную защиту прав верующих, в том числе общественную кампанию против запрета на ношение хиджаба школьницами.
Такого же мнения придерживается и адвокат лидера ИПА Мовсума Самедова Анар Гасымов. По его словам, в отношении его подзащитного фактически никаких следственных действий не предпринимается и следствие необоснованно затягивается, мера пресечения в отношении Самедова продлено до 8 августа.
Наконец, в третью группу "Участники митинга 2 апреля" включены 13 человек. Это члены партии "Мусават" - Руфат Гаджибейли, Ариф Гаджилы, Турал Аббаслы, Эльшан Гасанов и Ахад Мамедли, члены партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) - Сахиб Керимов, Зульфугар Эйвазов, Мухаммед Меджидли, Ариф Алышлы, Бабек Гасанов, Шаин Гасанли, Фуад Гахраманлы, а также беспартийный Ульви Гасанов.
Всем им, за исключением Шахина Гасанли (обвиняется в незаконном хранении наркотиков. - Прим."КУ"), предъявлены обвинения по статье 233 (организация действий, направленных на нарушение общественного порядка, или активное участие в них). При этом Мамедли обвиняется также по статье 315.2 (оказание сопротивления полиции). Из этих 13 человек 12 содержатся под арестом, и только Гахраманлы - на свободе, но "под контролем полиции".
Никто низ них не совершал ни одного из преступных действий, в которых их обвиняют
Как подчеркнула Юнус, из 13 арестованных в связи с митингом 2 апреля семеро признаны Amnesty International "узниками совести". Однако, по мнению Юнус, в действительности "узниками совести" являются все 25 арестованных граждан, поскольку "никто низ них не совершал ни одного из преступных действий, в которых их обвиняют". ИМД с первых часов задержания отслеживал арест и предъявление обвинения этим гражданам, вне всяких сомнений, носящих характер политических репрессий, сказано в заявлении ИМД.
Судьи без указания конкретных оснований, избирающие в отношении граждан, не представляющих какой-либо общественной опасности, меру пресечения в виде содержания под стражей (арест), нарушают статью 5 (право на свободу и неприкосновенность) Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, продолжила Юнус. Она отметила, что ИМД готовит список этих судей и в ближайшее время обнародует их имена.
Юнус также внесла ясность по списку ФПЗОА о 60 политзаключенных, к настоящему моменту осужденных судами Азербайджана. В частности, 19 человек - это осужденные на пожизненное заключение из списка политзаключенных, представленного в Совет Европы перед вступлением Азербайджана в эту организацию (2011 г). В основном это осужденные по "делу Отряда полиции особого назначения" (ОПОН, мартовский мятеж 1995) и попытки госпереворота октября 1994 г. ("дело экс-премьера Сурета Гусейнова").
Уже после вступления Азербайджана в Совет Европы был составлен новый список из 107 человек, осужденных в 2001-2002 гг. Из их числа в тюрьмах остаются шесть человек, включая трех человека из отряда самообороны "Гарангуш".
Еще 25 политзаключенных - это осужденные в 2005-2010 гг. Среди них журналист Эйнулла Фатуллаев, молодежный активист Руслан Баширли, командир бывшего ОПОН Низами Шахмурдов. Последний был арестован в 2007 году, причем он сам сдался властям после участия на похоронах своей матери и все же был осужден на семь лет лишения свободы.
Бывшие министры Фархад Алиев и Али Инсанов "хотя и осуждены за экономические преступления, но были арестованы по политическому обвинению в попытке госпереворота", - считает Юнус.
В списке также 10 членов "группы Саида" (руководитель группы Саид Дадашбейли), осужденных по обвинению в сотрудничестве с иранскими спецслужбами. Однако, по мнению Юнус, следствие проводилось с грубыми нарушениями и есть основания полагать, что молодых людей осудили по сфабрикованным обвинениям.
Директор ИМД призвала международную общественность возвысить голос протеста против правового произвола и попрания демократических свобод в Азербайджане. Между тем, власти страны продолжают, препятствовать приезду в страну докладчика ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане Криштофа Штрассера.
Об этом сообщили побывавшие 18-23 апреля в Страсбурге директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов и руководитель организации "Мониторинг демократии" Фуад Гасанов. Они встречались с целям рядом официальных лиц СЕ и ПАСЕ, в том числе и с Штрассером. Докладчик по политзаключенным обеспокоен тем, что ему не выдают визу.
Это единственный случай в истории СЕ, когда докладчику ПАСЕ по политзаключенным не выдают визу
Власти Азербайджана не дают согласия на проведение мониторинга Штрассером в соответствии с его мандатом. Ему ответили, что он может приехать в Азербайджан, но как гость, а не как докладчик по политзаключенным. "Это единственный случай в истории СЕ, когда докладчику не выдают визу. Даже в Чечню был допущен докладчик по вопросу прав человека", - возмущается Гасанов. Однако Штрассер намерен добиться визита в Азербайджан.
Тем не менее, власти Азербайджана отрицают преследование граждан по политическим мотивам. Заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Мубариз Гурбанлы заявляет, что перед законом все равны и принадлежность к какой-либо политической партии никого не освобождает от предусмотренной законом ответственности. На его взгляд, определенные силы искусственно политизируют подобные вещи, чтобы оказать давление на азербайджанское государство, но эти усилия тщетны.
Ранее, глава делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов отмечал, что Азербайджан не против приезда Штрассера. "Господин Штрассер недавно был в Азербайджане на парламентских выборах, как член наблюдательной делегации ПАСЕ. Возражения вызывает не личность Штрассера, а его деятельность как докладчика по политзаключенным в Азербайджане. Мы не согласны с этим назначением", - сказал Сеидов в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
В Азербайджане нет лиц, преследуемых по политическим мотивам
По заверению Сеидова, в Азербайджане нет лиц, преследуемых по политическим мотивам. Власти считают, что лица, которых правозащитники называют "политзаключенными", осуждены за конкретные уголовные действия. Криштоф Штрассер был назначен докладчиком по политзаключенным в Азербайджане в марте 2009 года. Однако он так и не начал работу над своим докладом.
Как сообщал "Кавказский узел", Государственный департамент CША 8 апреля обнародовал отчет о ситуации в мире с правами человека в 2010 году. В разделе, касающемся Азербайджана, отмечается ограничение свободы слова и собраний, деятельности политических партий и права граждан на мирную смену власти, а также о том, что Евросоюз выступил с заявлением, в котором выразил обеспокоенность ситуацией с фундаментальными правами и свободами человека в Азербайджане.