ПЦ "Мемориал" заявляет о недопустимости борьбы с террористами их методами

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В ответ на теракты в Москве чеченские власти намерены брать на вооружение методы террористов. 7 апреля мэр Грозного Муслим Хучиев публично обещал поступать с родителями предполагаемых боевиков так же, как их дети поступают с мирными жителями. Правозащитный центр "Мемориал" считает недопустимым то, что должностные лица республики заявляют о готовности использовать принцип коллективной ответственности в борьбе с терроризмом.

Напомним, что в результате двух взрывов утром 29 марта на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии погибли 40 человек, ранения различной степени тяжести получили более 130. 6 апреля стало известно, что взрыв на станции метро "Лубянка" совершила уроженка Дагестана Марьям Шарипова, 1982 года рождения, жена одного из лидеров дагестанских боевиков Магомедали Вагабова. Другая смертница, взорвавшая себя на станции "Парк Культуры", была предварительно опознана как 17-летняя Дженнет Абдурахманова, вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова, убитого в конце декабря 2009 года.

7 апреля по телевидению Чеченской Республики (телеканал "Вайнах") был показан сюжет о встрече республиканских должностных лиц с людьми, чьи дети, по предположению силовиков, ушли к боевикам. В этом сюжете мэр (глава администрации) Грозного Муслим Хучиев публично обещал поступать с родителями предполагаемых боевиков так же, как их дети поступают с мирными жителями.

Мэр Грозного Муслим Хучиев и префект Старопромысловского района чеченской столицы Зелимхан Истамулов говорили: "Если вы думаете, что после нашего разговора вы разойдетесь и спокойно будете сидеть дома, то вы глубоко ошибаетесь…", "Если вы думаете, что с этого момента вы сможете свободно жить, передвигаться, то это неправда". Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев (в кадре он слева от мэра) никак не реагировал на эти слова, говорится в сообщении Правозащитного центра "Мемориал", поступившем в редакцию "Кавказского узла".

Корреспондент чеченского телевидения, комментируя телесюжет, сообщил, что Хучиев заявил, что "родственники участников бандподполья отныне лишены всех прав, пока их дети совершают бесчеловечные деяния против мирного населения". Он также привел данным ОВД района, согласно которым, "в данном районе в ряды НВФ входят восемь человек, среди которых есть и девушка 1986 г.р., о судьбе которой, как призналась мать, ничего не известно".

ПЦ "Мемориал" напоминает, что правозащитники не раз сообщали и о подобных угрозах, и об их осуществлении: взятии в заложники родственников предполагаемых боевиков, сожжении домов их семей в Чеченской Республике, и заявляет о своем возмущении тем, что должностные лица ЧР заявляют о готовности использовать принцип коллективной ответственности, - то есть метод террористов, - в борьбе с терроризмом.

Правозащитная организация обращает внимание российской и международной общественности, властей РФ на недопустимость использования методов государственного террора и намерена направить запрос в органы федеральной власти РФ по этому поводу.

Как сообщал "Кавказский узел", вопрос о наказании родителей террористов за то, что "воспитали" таких детей, был поднят несколько дней назад и в программе "Адвокатский час" на радиостанции "Говорит Москва". Одно из самых радикальных мнений высказала заместитель главного редактора портала "Закония.ру", действительный государственный советник юстиции третьего класса Наталья Слюсарь. Она считает, что судьбу родственников боевиков можно отдать в руки соседей - тех, кто живет с ними в одном населенном пункте.

В ходе дискуссии было много и несогласных с позицией о наказании родителей террористов за "неправильное воспитание". Они уверены, что невиновные в преступлении наказываться не должны. Так, посол доброй воли ЮНЕСКО, президент Всемирного армянского конгресса, президент Союза армян России, член комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Ара Абрамян заявил: "Отвечать за другого? Тогда надо судить и само государство, ведь оно тоже воспитывает своих граждан, судить детский сад, школу, завод и т.д.".

Отметим, что президент России Дмитрий Медведев во время встречи с руководством думских партий 5 апреля предложил ужесточить уголовную ответственность для пособников террористов. "При совершении таких преступлений никакого снисхождения в зависимости от распределения ролей, кто там бегает с берданкой какой-нибудь, а кто суп варит, быть не должно", - заявил Медведев.

Ранее представители ряда неправительственных организаций Чечни говорили о том, что родных и близких террористов-смертников, взрывавших себя в республике в прошлом году, могут ожидать карательно-репрессивные акции. После того, как в конце июля в Грозном взорвался террорист-смертник, дом его матери был сожжен, а она сама и еще несколько близких родственников того парня, пропали, рассказал ранее местный правозащитник корреспонденту "Кавказского узла", по словам которого, силовые структуры открыто используют принцип коллективной ответственности в отношении родственников боевиков.

Жители Чечни утверждают, что тактика борьбы силовых структур с подозреваемыми в участии в незаконных в вооруженном подполье в республике не меняется: в арсенале задействованных средств - давление на родственников, угрозы в их адрес, поджоги домов.

Практика уничтожения домов родственников участников вооруженных формирований, а также запрет проводить поминки по убитым боевикам, применяются чеченскими властями уже несколько лет, и являются одними из способов, которыми президент республики Рамзан Кадыров хочет лишить вооруженное подполье поддержки населения. Он неоднократно заявлял, что родственники участников вооруженных формирований должны нести ответственность за их действия.

О фактах подобного рода и росте похищений людей в Чечне, незадолго до своей гибели открыто говорила известная чеченская правозащитница Наталья Эстемирова, похищенная и убитая 15 июля текущего года.

Факт сожжения домов родственников боевиков в Чечне ранее был признан Human Rights Watch. Сообщал об этом и Правозащитный центр «Мемориал», отмечая, что поджоги совершаются с одобрения властей Чечни.

Автор: