Жители Чечни жалуются на методы силовиков в борьбе с предполагаемыми участниками вооруженного подполья
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители Чечни утверждают, что тактика борьбы силовых структур с подозреваемыми в участии в незаконных в вооруженном подполье в республике не меняется: в арсенале задействованных средств - давление на родственников, угрозы в их адрес, поджоги домов. Об этом Правозащитному центру "Мемориал" стало известно от родственников преподавателя в медресе из города Шали Магомеда Хашуева.
По информации ПЦ "Мемориал", Магомед Хашуев в феврале 2010 года взял отпуск и уехал из республики закупить религиозную литературу, о чем заранее, 11 февраля, проинформировал муфтия и имама мечети.
14 марта в дом Хашуевых в Шали пришли сотрудники Шалинского РОВД и стали расспрашивать о Магомеде, требуя рассказать, где он находится. Не получив ответа, говорят родственники, милиционеры забрали у жены Магомеда Хашуева мобильный телефон и уехали.
На следующий день, 15 марта, сотрудники Шалинского РОВД оцепили улицы Есенина и Набережная, где расположены дома Хашуевых. Возглавлял операцию некий Хаким-хьаж, представившийся как заместитель начальника Шалинского РОВД.
Как рассказали участники событий, во время операции в домах находились только женщины: 74-летняя мать Магомеда, его жена, сестры, и маленькие дети полутора и двух с половиной лет. Милиционеры заперли их в одном из домов, после чего в оба двора загнали по автомобилю УАЗ, заперли ворота и начали обыск. Во второй половине дня приехали представители силовых структур, в том числе федеральные, с миноискателями и овчарками. Они обыскали дома, подвал, крыши и огороды, но ничего не нашли. Женщин из дома в течение всего этого времени не выпускали.
По разговорам, которые вели между собой сотрудники РОВД, родственники Хашуева поняли, что у тех есть сведения о том, что Магомед является амиром - главой одного из подразделений незаконных вооруженных формирований. Эту информацию милиционеры получили от ранее задержанного Эми Эдиева.
16 марта на рассвете загорелся строящийся дом Хашуевых на ул. Набережная. Благодаря бдительности соседей и оперативности пожарных, огонь удалось потушить. По одной из версий, это был поджог: на месте происшествия обнаружена бутылка с остатками солярки.
17 марта к Хашуевым приходил участковый и, по их словам, заявил, что Магомед должен срочно приехать домой, иначе у семьи появятся новые проблемы.
Комментарии в Шалинском РОВД пока получить не удалось.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", в августе прошлого года в городе Аргун был сожжен дом, принадлежавший семье террориста-смертника Рустама Мухадиева, взорвавшего себя в центре города Грозного у здания театрально-концертного зала. Местные жители тогда также говорили, что поджог был осуществлен сотрудниками силовых структур Чечни.
"Силовики облили дом внутри и снаружи бензином, подожгли его и не уехали до тех пор, пока пламя не охватило здание. В результате дом внутри полностью выгорел, также как и крыша. Сейчас от дома Мухадиевых остались одни только обугленные стены", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник одной из республиканских правозащитных организаций. По его словам, соседи вмешаться в действия силовиков не посмели.
Практика "мести" со стороны сотрудников силовых ведомств родственникам боевиков никаких чувств, кроме ненависти к власти, у населения не вызывает, утверждает правозащитник.
Практика уничтожения домов родственников участников вооруженных формирований, а также запрет проводить поминки по убитым боевикам, применяются чеченскими властями уже несколько лет, и являются одними из способов, которыми Рамзан Кадыров хочет лишить вооруженное подполье поддержки населения. Он неоднократно заявлял, что родственники участников вооруженных формирований должны нести ответственность за их действия.
О фактах подобного рода и росте похищений людей в Чечне, незадолго до своей гибели открыто говорила известная чеченская правозащитница Наталья Эстемирова, похищенная и убитая 15 июля текущего года.
Факт сожжения домов родственников боевиков в Чечне ранее был признан Human Rights Watch. Сообщал об этом и Правозащитный центр «Мемориал», отмечая, что поджоги совершаются с одобрения властей Чечни.