Ингушетия-2009: громкие убийства и покушения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вопреки ожиданиям, связанным с приходом к власти в Ингушетии нового президента Юнус-Бека Евкурова, ушедший 2009 год не стал для республики годом стабилизации обстановки. Наряду со ставшими уже традицией для Ингушетии убийствами милиционеров, военных и обычных мирных жителей, за этот год республику потрясли ряд громких покушений и убийств высокопоставленных чиновников, включая покушение на самого Евкурова.

Резонансные убийства в Ингушетии начались практически на старте года. Жертвами таких убийств в течение года становились не только известные в республике лица, но и менее известные люди, мотивы убийства которых в ряде случаев остались не ясными. Неясность мотивов таких убийств создала тревогу в обществе и усилила чувство нестабильности ситуации.

Так, 7 февраля в Малгобеке неизвестные ночью обстреляли руководителя детского танцевального коллектива "Зори Ингушетии" Зураба Джавахишвили. С тяжелыми ранениями он был госпитализирован, но спасти ему жизнь врачи не смогли, и 9 февраля он скончался. В МВД Ингушетии пришли к выводу, что самоцелью этого преступления была дестабилизация обстановки в республике.

Большой резонанс в республике вызвало похищение и убийство жителя Назрани Мусы Даурбекова. 17 февраля двое неизвестных лиц в камуфлированной одежде, с оружием и в масках, насильно усадили его в автомобиль и увезли в неизвестном направлении. Вечером тело Даурбекова было обнаружено в Барсукинском муниципальном округе Назрани со следами пыток и огнестрельными ранениями. Родственники убитого считают, что к его похищению и убийству причастны так называемые "эскадроны смерти". Похищение и убийство Мусы Даурбекова побудило известного ингушского правозащитника Магомеда Муцольгова в знак протеста покинуть комиссию по защите прав человека при президенте Ингушетии.

Вскоре после убийства Даурбекова в республике было совершено еще одно громкое похищение с последующим убийством. В Назрановском районе 2 марта был похищен бывший глава администрации селения Али-Юрт Магомед Албогачиев. Около 10 вооруженных человек в масках и камуфляже ворвались в частный дом и, представившись сотрудниками правоохранительных органов, насильно усадили Албогачиева в машину и увезли в неизвестном направлении. Утром 3 марта тело Албогачиева с огнестрельными ранами было обнаружено у пруда у автотрассы Али-Юрт - Сурхахи. Мотивы этого нестандартного, по мнению правозащитников, убийства также остались неясными. Бывшие коллеги убитого уверяют, что у Албогачиева не было врагов.

В Ингушетии в 2009 году были также убиты два религиозных деятеля. Первое такое убийство произошло 1 мая в станице Троицкая Сунженского района, где неустановленными лицами в упор был расстрелян у ворот собственного дома 32-летний религиозный деятель Саид-Ибрагим Калиматов. А 14 июня, также на окраине станицы Троицкая, был найден убитым похищенный 6 июня 85-летний религиозный деятель Абдурахман Картоев. Тело Картоева с огнестрельными ранениями было обнаружено в оросительном канале у федеральной автомагистрали "Кавказ".

"Кто говорит правду о религии, об исламе, об убийствах, об обстановке в Ингушетии - в того стреляют", - прокомментировал "Кавказскому узлу" убийства религиозных деятелей председатель отдела по связям с общественностью при администрации главы Ингушетии Ахмед Султыгов.

"В Ингушетии каждый день кого-то убивают: детей, женщин, стариков. Убийства происходят почти каждый день. В этом году уже около 130 убитых", - сказал 19 июня, комментируя ситуацию в республике, правозащитник Магомед Муцольгов.

Летом объектом планируемого убийства стал и сам новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Покушение на него было совершено 22 июня террористом-смертником. На пути следования кортежа президента в Магас по федеральной трассе "Кавказ" взорвалась приблизившаяся к автомобилю Евкурова заминированная машина. Мощность бомбы составила около 70 кг в тротиловом эквиваленте. Евкурову удалось выжить, он с тяжелыми ранениями был вывезен на лечение в Москву. Во время теракта также получили ранения брат Евкурова Увайс (он также выжил и прошел лечение в Москве) и водитель Рамзан Евкуров (из-за множественных ожогов и тяжелых травм черепа и печени его транспортировка в Москву оказалась невозможной, и врачи боролись за его жизнь в Ингушетии, однако 27 июня он скончался, не приходя в сознание). Охранник президента Мустафа Котиев погиб сразу после взрыва. Ответственность за покушение на Евкурова взяла на себя группировка смертников "Риядус Салихийн".

Покушению на Евкурова в Ингушетии предшествовали сразу два громких убийства, совершенные с интервалом в несколько дней.

Утром 10 июня в Назрани была убита по дороге на работу зампредседателя Верховного суда Ингушетии Аза Газгиреева. Из двух автомашин, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2114, стреляли по ее машине, а когда машина остановились, преступник подошел и сделал контрольные выстрелы в Газгирееву. От полученных ранений она скончалась в больнице. Ее водителю была сделана операция. Кроме Газгиреевой и ее водителя, при стрельбе получили ранения шестеро прохожих. Стрелявшим удалось скрыться. В ВС Ингушетии сообщили, что Газгиреева была одним из самых приближенных людей Евкурова в судебной системе. Сам Евкуров заявил, что зампредседателя ВС Ингушетии могла быть убита в связи с расследованием дела о вооруженном нападении на Ингушетию в 2004 году группы боевиков под руководством Шамиля Басаева.

Спустя 3 дня после убийства Газгиреевой, 13 июня был убит бывший вице-премьер Ингушетии Башир Аушев. Неустановленные лица на ходу обстреляли автомашину, в которой ехал 62-летний Аушев. Он скончался по пути в больницу. По данным СКП, нападавшие передвигались на автомашине ВАЗ-2107 белого цвета и сразу же после нападения скрылись. В период президентства Руслана Аушева, в 90-е годы, Башир Аушев занимал пост главы МВД Ингушетии. Он также курировал в правительстве Ингушетии силовые структуры при президенте Мурате Зязикове.

Президент Евкуров, раненный в результате покушения 22 июня, после успешного лечения в августе был выписан из больницы и направлен на реабилитацию в санаторий. Курс реабилитации, однако, Евкурову не удалось пройти до конца - в августе его досрочно вернул в Ингушетию новый виток обострения обстановки в республике.

12 августа в Магасе в собственном кабинете в упор был расстрелян министр строительства Ингушетии Руслан Амерханов. По некоторым данным, Амерханов 14 августа должен был обсуждать с руководителями крупных строительных компаний подряды на строительство объектов социальной сферы и жилья в республике. А 17 августа в республике был совершен очередной теракт с использованием смертника, унесший жизни 25 человек.

Евкуров, видевший ранее идею диалога с боевиками путем стабилизации ситуации в республике, теперь пообещал более жестко бороться с вооруженным подпольем. Вместе с тем, на первой после возвращения в Ингушетию в пресс-конференции он заявил, что готов был бы простить покушавшегося на него террориста, если бы тот остался жив.

Большой общественный резонанс не только в самой Ингушетии, но и за пределами России, вызвало совершенное 25 октября на федеральной трассе "Кавказ" в Кабардино-Балкарии убийство известного ингушского общественного деятеля, бывшего лидера оппозиции Макшарипа Аушева. От обстрела Аушев погиб на месте. Ехавшая с ним в автомобиле его двоюродная сестра Танзила Дзейтова была госпитализирована с тяжелыми ранениями. Врачи республиканской больницы Нальчика провели пять операций, чтобы спасти ее. Однако 6 декабря Дзейтова скончалась в больнице.

Макшарип Аушев входил в состав экспертного совета по Северному Кавказу при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Ему неоднократно угрожали, а 15 сентября пытались похитить.

Глава Ингушетии заявил, что убийство Макшарипа Аушева направлено против руководства республики и лично против ее президента, и взял расследование этого убийства под свой контроль. Ближайший соратник и друг Аушева, оппозиционер Магомед Хазбиев, в свою очередь, обвинил в случившемся лично Евкурова.

16 декабря в Назрани возле развилки на Магас произошел взрыв автомобиля "ВАЗ-21099", в котором ехали родственники Макшарипа Аушева Джаниевы - его беременная вдова Фатима Джаниева, ее мать Лейла и два брата - Амирхан и Муслим. От взрыва 51-летняя Лейла Джаниева и 24-летний Муслим скончались на месте. Амирхан и Фатима с тяжелыми ранениями были доставлены в Ингушскую республиканскую клиническую больницу. По версии следствия, покушение было направлено на вдову Аушева Фатиму Джаниеву. Ее врачам удалось спасти. Амирхан Джаниев умер 20 декабря. Родственники Аушева считают, что в трагедии виновны силовики. В ночь на 28 декабря этого года в Санкт-Петербурге также пропали без вести родственники Фатимы Джаниевой Юсуп и Юнус Добриевы.

"Кавказский узел" продолжает отслеживать ситуацию в Ингушетии и ведет хронику происходящих там терактов, обстрелов и похищений.

Автор: