В Чечне растет число убийств и терактов: 70 дней по завершению КТО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После объявления о завершении почти десятилетней контртеррористической операции в Чечне 16 апреля прошло 70 дней. За это время в Чеченской Республике отмечен рост числа терактов, убийств сотрудников силовых структур и похищений. Об этом говорят подсчеты архивных данных "Кавказского узла" и открытых источников.
Важно отметить, что 20 апреля, всего по истечении четырех дней после отмены КТО на территории республики, аналогичный режим (правда, локального характера) был объявлен в двух районах Чечни - Итум-Калинском и Веденском. 23 апреля зона контртеррористической операции была распространена на Шатойский район, а также селения Сержень-Юрт, Шали, Чири-Юрт и Новые Атаги Шалинского района. 27 апреля было объявлено о завершении КТО в этих населенных пунктах, в трех других районах Чечни – Веденском, Шатойском и Итум-Калинском – этот режим все еще сохраняется.
За 70 дней до отмены КТО в республике произошло как минимум четыре похищения, двое из похищенных позже были найдены убитыми. Также произошло одно убийство мирного жителя, пять человек из местного населения были ранены.
А с 16 апреля и по сегодняшний день в Чечне похищениям подверглись минимум 38 человек. В результате перестрелок и диверсий погибли по меньшей мере шесть мирных жителей.
Также за 70-дневный период до отмены КТО в республике произошло минимум 14 боестолкновений и спецопераций, при которых погибли шесть представителей силовых структур и по крайней мере 17 получили ранения.
При этом были убиты шесть объявленных представителями незаконных вооруженных формирований человек, минимум 27 - задержаны, еще 6 сдались. Не менее 26 человек, названных пособниками боевиков, подверглись задержанию.
После же отмены КТО произошло по меньшей мере 25 спецопераций и боестолкновений. При этом погибли не менее 15 силовиков и ранения получили не менее 30 человек.
Убито при этом не менее 26 человек, объявленных боевиками, задержано не менее 30 и сдались в качестве боевиков не менее трех человек. 12 человек были задержаны как пособники членов незаконных вооруженных формирований.
За 70 дней до завершения КТО в Чечне стало известно о шести взрывах самодельных бомб. Три теракта удалось предотвратить. После отмены контртеррористической операции в Чечне произошло минимум 16 терактов и подрывов, один из которых - первый, после отмены КТО - был совершен 15 мая смертником в Грозном.
Предыдущий теракт с участием смертника произошел 30 августа 2008 года в райцентре Ведено в Чечне. Тогда террорист взорвал базу батальона "Юг". В результате взрыва был убит военнослужащий и ранены 11 человек. Среди пострадавших - солдаты, милиционер и случайная прохожая.
Стоит отметить, что реакция президента Чечни Рамзана Кадырова на теракт 15 мая была предельно резкой. «До сих пор я делал все возможное в поисках компромисса с теми, чьи руки не обагрены кровью, им предлагалась амнистия, прощались ошибки и разрешалось вернуться к мирной жизни. Теперь же ситуация изменилась. Я клянусь, что больше к ним пощады не будет, не будет также амнистии и призывов вернуться домой», - заявил Кадыров на встрече с духовенством и жителями Чечни.
Президент Чечни добавил, что родители тех, чьи сыновья остаются в рядах боевиков, также несут ответственность за их судьбу.
В тот же день в Чечне начались масштабные спецмероприятия, направленные против участников незаконных вооруженных формирований. Днем позже, 16 мая, была заключена договоренность Кадырова с президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым о совместных действиях по борьбе с боевиками на территории обеих республик. Хотя официальные структуры и говорили о результативности спецопераций (8 июня было объявлено, что в Ингушетии предположительно убит и лидер кавказских боевиков Докку Умаров, но эта информация не нашла подтверждения. Теперь утверждается, что он был всего лишь тяжело ранен).
Ярким доказательством тому является покушение на Юнус-Бека Евкурова 22 июня, в результате которого был серьезно ранен он и трое сопровождающих, а водитель погиб. Сам Евкуров до этого выражал уверенность, что на Ингушетии отмена режима КТО отрицательно не скажется.
Примечательно, что по мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, покушение на Евкурова Кремль может использовать как доказательство того, что эффективнее всего с боевиками на Северном Кавказе борется президент Чечни.
22 июня в Москве состоялась встреча президента РФ Дмитрия Медведева с Кадыровым, на которой фактически Медведев поручил чеченскому президенту довести до конца операцию против боевиков в Ингушетии.
Но, как отмечает Правозащитный центр "Мемориал", после того, как Чечня перестала быть зоной контртеррористической операции, действия чеченских властей были не сверхуспешными. Со стороны правоохранительных структур усилилось давление на молодежь, что дало обратный эффект "борьбе с терроризмом" - молодые люди, подвергшиеся насилию со стороны "силовиков", уходят в отряды боевиков".
Некоторые местные жители сразу после отмены режима высказывали сомнения в том, что этот шаг автоматически приведет к прекращению силовых акций, "зачисток", "спецмероприятий" и проверок паспортного режима со стороны представителей различных правоохранительных ведомств.
"До последнего времени я даже не знал, что в нашей республике до сих пор сохранялся этот самый режим контртеррористической операции", - заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" 39-летний житель республики Саид Чадаев, отметив, что отмена КТО скорее всего, не приведет сразу к прекращению произвола силовиков, которые за долгие годы привыкли к безнаказанности и вседозволенности.
Однако глава ФСБ Александр Бортников уверен, что ситуация в Чечне после отмены режима контртеррористической операции находится под контролем.
Местные жители так не считают. "Нам казалось, что отмена контртеррористической операции будет еще одним шагом нормализации ситуации в республике, но то, что мы наблюдаем сейчас, показывает совсем обратное", - рассказали правозащитникам жители села Шалажи, из которого за последние полгода "в лес" ушли восемь человек.
Еще до завершения КТО правозащитники говорили о том, что спецрежим снят, не потому, что терроризм побежден, а из-за "расползания" насилия на соседние регионы, особенно Дагестан и Ингушетию, которая стала новой горячей точкой на Северном Кавказе.
"При уменьшении уровня вооруженного противостояния в Чеченской Республике это насилие расползлось на близлежащие регионы. Неосмысленно проводить контртеррористическую операцию именно на территории Чеченской Республики", - сказал глава Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
Впрочем, похожее говорил и Кадыров, предлагая объединить усилия Дагестана, Чечни и Ингушетии в антиэкстремистской деятельности.
Член правления "Мемориала" Александр Черкасов, в свою очередь, сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что с самого начала режим КТО представлял собой некоторую загадку. "Но отгадывалась она просто. Если обратиться к Закону о борьбе с терроризмом от 1998 года, то увидим, что КТО - это нечто кратковременное и локальное. Что есть место проведения КТО? Здание, сооружения, акватория, судно. И понятно, почему этот закон был тогда принят", - поясняет правозащитник.
По словам Черкасова, путем введения КТО была искусственно создана зона правового вакуума, где усилиями отечественных "эскадронов смерти", исчезли тысячи человек - от 3 до 5 тысяч пропавших, по данным "Мемориала".
"Вечером 9 мая я с моим другом возвращался на машине в Грозный из Шали, так нас только в Грозном остановили два раза и проверяли документы. Когда я сказал, зачем делать эти проверки, раз отменили КТО, мне просто рассмеялись в лицо и заявили: "А кто тебе это сказал? Отменили на словах, а на деле все останется, как было". Как после этого можно верить властям?" - рассказал после отмены КТО корреспонденту "Кавказского узла" один из чеченских правозащитников, попросивший не называть своего имени.
По его мнению, отмена режима контртеррористической операции обусловлена, во-первых, экономическим кризисом, а во-вторых, - "это обыкновенная пиар-кампания политического характера".
Отмена КТО означает, что милиционерам и военным теперь серьезно "срежут" зарплаты, отменят "боевые", надбавки и прочее, "что позволит избежать ненужных затрат", считает правозащитник.
Дело в том, что к 1 сентября планируется расформировать Объединенную группировку войск (ОГВ) на Северном Кавказе, а вместо нее создать новую силовую структуру под другим названием - Комитет по поддержанию безопасности в регионе. Это будет оперативная группа из состава представителей Минобороны, Внутренних войск МВД России и других силовых структур. Численность группировки по сравнению с настоящей должна значительно сократиться.
Из Чечни будут выведены 20 тыс. военнослужащих. Единственными постоянно расквартированными в республике силовыми подразделениями федерального центра планировалось оставить 46-ю бригаду Внутренних войск МВД и 42-ю дивизию Минобороны.
Как заявил руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, сокращение численности контингента в Чечне с тактической точки зрения выглядит сомнительно, поскольку оставшиеся бригады не смогут четко выполнять свои задачи в Чечне.
Но перед отменой КТО представители чеченского МВД утверждали, что правоохранительные органы Чечни способны контролировать ситуацию в республике.
Последние себя пока никак не проявили, а вот президент Чечни Рамзан Кадыров 17 июня на совещании с руководством МВД и командирами спецподразделений потребовал от силовых структур покончить с участниками вооруженных формирований в течение двух недель, которые истекут 1 июля.