«Закон о родных языках» на Северном Кавказе: полтора года спустя одна тема и 2 сообщения

Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
12 янв., 13:41

Поступил комментарий от профессора Мадины Хакуашевой: 

"В некоторых школах появилась следующая установка: если Ваш ребенок не знает (или плохо знает) родной язык, его определяют в группу «русский как родной», не предоставляя альтернативы.

Преподаватели не проходят курсы повышения квалификации, учебники физически и морально устаревшие, их количество недостаточно, чтобы охватить всех учащихся. Хотя сейчас на уровне Мин. обр-я КБР был объявлен конкурс на написание новых учебников, даже заложена определенная сумма. Количество часов не сократилась благодаря большому отрицательному резонансу и высокому уровню резистентности общественного сопротивления. 

  Мы, в частности общественная черкесская организация Жилабзэ (язык народа), рассматриваем как одну из самых перспективных полилингвальную поликультурную модель образования, разработанную и внедренную профессором Т.Т. Камболовым. Она успешно на протяжении ряда лет функционирует в Северной Осетии. 

В феврале этого года мы посетили кафедру ЮНЕСКО при Североосетинском пединституте, которую возглавляет Т.Т. Камболов. Тамерлан Теймуразович и члены кафедры ознакомили нас с принципами работы, обещали помочь во всех начинаниях. Мы обратились с письмами к Главе КБР, министрам с просьбой поддержать нашу инициативу и внедрить подобную образовательную модель в КБР. В ноябре 2019 года мы пригласили проф. Камболова в Нальчик, провели Круглый стол с участием представителей научных учреждений, министерств, ведомств, Администрации Главы КБР, общественности республики. 

Выступление Т.Т. Камболова произвело большое впечатление на присутствующих и открыло большие перспективы параллельной образовательной системы. 

Считаю наиболее перспективной полилинвальную поликультурную образовательную модель Камболова. Она уже широко апробирована, у нее тщательно разработанная методическая база, хорошие результаты. Внедрение подобной системы позволит существенно сэкономить время, которое сейчас работает против нас: мы форсированными темпами теряем носителей родных языков. Долгий процесс разработки новых программ может нас привести к критической точке невозврата в отношении сохранения родных языков".

avatar
fatimah
27 дек., 21:15
FATIMAH

27 дек., 21:04

Да, болеем мы немного:

Ведь собравшись в этом блоге,

Торопились обсуждать.  

Значит, тема та заметна,  

Значит ищем мы ответа,  

Чтоб язык наш возрождать!

avatar
Платон Шамаев
27 дек., 20:55
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры! Огромное спасибо за дискуссию. За то, что вы нашли время в такой напряженный предновогодний период прийти на эту площадку. С Новым годом! пусть родные языки никогда не исчезнут в этом мире! 

Дискуссия будет обощена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге на КУ. 

Спасиб большое за организацию! 
avatar
Зарема Цеева
27 дек., 20:42
Большое спасибо организатору и всем участникам за интересный обмен мнениями! Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Пусть сбудутся все наши мечты, в том числе - и по родным языкам!))
avatar
Angela
27 дек., 20:41
Спасибо большое! Всех с наступающим Новым годом! Мира и добра всем народам, процветания родным языкам! И, конечно, русскому языку, который дает нам счастливую возможность услышать и понять друг друга. 
Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
27 дек., 20:39
Уважаемые спикеры! Огромное спасибо за дискуссию. За то, что вы нашли время в такой напряженный предновогодний период прийти на эту площадку. С Новым годом! пусть родные языки никогда не исчезнут в этом мире! 

Дискуссия будет обощена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге на КУ. 

avatar
fatimah
27 дек., 20:37
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться.

Вопрос к экспертам, как они считают: учить родной язык надо как русский с 1 по 9 класс и далее или достаточно нескольких первых классов?

Никаких дискриминационных ограничений быть не должно.
avatar
Бэлла Аброкова
27 дек., 20:36
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах) 
Полностью поддерживаю идею  создания своих мультфильмов  и игр, так как дети активно пользуются гаджетами, а значит, это послужит хорошим рычагом  для сохранения менталитета.   
avatar
Lidia Zhigunova
27 дек., 20:34
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах) 
Если можно помечтать (хотя в некоторых странах это самая что ни на есть реальность), я бы хотела кардинально изменить систему образования в школах - во-первых, изучать хотя бы некоторые предметы на родном языке (природоведение или окружающий мир, литературу, устная речь - ораторское искуссвто, письменная речь - совмещенная с написанием историй, кног, журналов, статей) альтернативными методами, по возможности за пределами школы, классной комнаты и в игровой форме, совмещать теорию и практику, погружать детей в мир национальной культуры. 


Очень важным является прикладной характер приобщения детей к национальной культуре и языку, а также соответствие этой модели обучения принципам традиционного культурного  этикета - принципу взаимоуважения и доверия между детьми и взрослыми, которые выступают в роли союзника, ментора, и помощника в процессе самообучения (упор на самостоятельность, свободу в пределах допустимого, свобода передвижений, индивидуальный подход к заданиям, отсутствие оценок, разновозрастные группы, передача знаний осуществляется не только вертикально (педагог-ученик), но и горизонтально ученик-ученик). 

avatar
shibzukho
27 дек., 20:33
цитата: shibzukho Три фантазии:1. Черкесский язык должен изучаться в объемах равных объему изучения русского языка с 1-го по 11 класс с обязательной итоговой аттестацией.

2. Разработка и реализация республиканского проекта по постепенному переходу на обучение в школе на родных языках.

3. Обязательна аттестация всех работников гос. учереждений на знание русского языка

Извиняюсь, "на знание родного языка"
Viatcheslav Ivanov
Viatcheslav Ivanov
27 дек., 20:33
1. Поддержка письменности без костылей: хорошие шрифты, проверка орфографии, стандартная раскладка клавиатуры.

2. Современный качественный развлекательный и познавательный контент. В том числе шоу с вовлечением зрителей/слушателей, чтобы можно было позвонить/проголосовать и т. д.

3. Понятная и простая поддержка „низовых инициатив“, в том числе микрофинансовая. Если ребята делают разговорный клуб или самодеятельный театр, им надо помочь с помещением, организационными расходами, объявлениями.

avatar
shibzukho
27 дек., 20:32
Три фантазии:1. Черкесский язык должен изучаться в объемах равных объему изучения русского языка с 1-го по 11 класс с обязательной итоговой аттестацией.

2. Разработка и реализация республиканского проекта по постепенному переходу на обучение в школе на родных языках.

3. Обязательна аттестация всех работников гос. учереждений на знание русского языка

avatar
fatimah
27 дек., 20:32
цитата: fatimah
цитата: Наима Нефляшева

Поступил клмментарий от Нефляшевой Индиры, кандидата филологичексих наук, эксперта 

АРОО Ассоциация лингвистов-экспертов "Аргумент",

"Вопрос сохранения национальных языков не исчерпывается лишь решением проблемы обучения. Для того, чтобы язык был жизнеспособным, он должен активно функционировать во всех сферах: помимо того, чтобы быть средством общения, он должен обслуживать и такие сферы, как наука, делопроизводство, право. И если с устной и письменной коммуникацией у нас более-менее хорошо обстоят дела (по крайней мере вектор положительных изменений демонстрирует интернет и социальные сети, оказалось, что в этой новой формации устного языка в форме письменного национальные языки успешно конкурируют с русским), то в других дискурсах национальные языки утрачивают свои позиции или даже не проявляются вовсе. Вряд ли национальные языки могут стать языками науки (может быть, метаязыком для лингвистических и литературоведческих исследований), но за реальное двуязычие в государственно-правовой сфере можно побороться".

Вот именно, Индира: двуязычие в нашем случае - оптимальный вариант, поскольку живем все-таки в твердом и неутихающем этническом разнообразии. Более того, возможно при этом и усугубление такой полигранности: к примеру, наша трехлетняя малышка, увидев сыр на столе, "къуае" знает четко, но тут же добавит: "cheese". И распределение лексических источников при этом таково: русс. яз. - чаще мама, адыг. яз. - чаще тата, англ. яз. - спутниковые каналы. И я этому не хочу противиться, поскольку, по моему мнению, языковое обогащение (конечно, с желательным упором на родной) не может быть негативно. 
avatar
maratlv
27 дек., 20:32
1. Восстановление управления национального образования в Министерстве просвещения РФ и в Министерстве науки и образования РФ. с правами мониторинга охвата обучением на родном языке и подготовки необходимого количества учителей и воспитателей

2 Включение в ФГОС родных языков в качестве главной образовательной компетенцией с обязательной итоговой аттестацией.

3 Издание УМК на родных ящзыках за счет федерального бюджета

avatar
Ибрагим Махтибеков
27 дек., 20:31
цитата: Зарема Цеева
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах) 
1. Сделала бы условием занятия должностей на госслужбе знание государственного языка республики

2. Создала бы телевидение современного формата с полноценным вещанием с раннего утра до позднего вечера на родных языка с актуальным контентом

3. Создала бы большое количество мобильных приложений и игр популярного формата на родном языке, которые могли бы успешно конкурировать с популярным контентом на других языках.

Ну, можно же помечтать под Новый год!))

1. +

2. +++

3. +++

avatar
Зарема Цеева
27 дек., 20:29
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах) 
1. Сделала бы условием занятия должностей на госслужбе знание государственного языка республики

2. Создала бы телевидение современного формата с полноценным вещанием с раннего утра до позднего вечера на родных языка с актуальным контентом

3. Создала бы большое количество мобильных приложений и игр популярного формата на родном языке, которые могли бы успешно конкурировать с популярным контентом на других языках.

Ну, можно же помечтать под Новый год!))

avatar
shibzukho
27 дек., 20:29
В Концепцию сохранения родных языков народов России не верю по одной простой причине - нынешняя федеральная власть ясно дала понять, что она думает о федерализме, правах коренных народов, поэтому все, , будет подчинено одной, единственной цели. 
avatar
Платон Шамаев
27 дек., 20:29
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах) 
1. Установил бы обязательность изучения родных языков в школах для коренных народов;

2. Сделал бы подробную дорожную карту развития языков с полным финансированием из бюджета;

3. Финансировал бы популяризацию родных языков в семьях, быту, а также развивал бы их изучение в высших учебных заведениях. 

avatar
Ибрагим Махтибеков
27 дек., 20:28
цитата: Ибрагим Махтибеков
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах) 
1. Перевод современных художественных и анимационных фильмов на родные языки. 

2. Создание онлайн школ и академий обучения родным языкам

3. Проведение плановых этнофестивалей и летних лагерей где по регламенту обязательно говорить на родном языке.

поправка к первому пункту - так же создание видео и аудиоконтента на родных языках + плюс по примеру Якутии производство своих фильмов на своих языках.

поправка к третьему пункту - проведение этнолагерей для детей где вся программа построена на родном языке

avatar
Angela
27 дек., 20:28
Я за обязательное изучение родных (государственных) языков с итоговой аттестацией с 1 по 11 кл. Конечно, это не заставит всех заговорить на языке (как изучение математики не приводит к 100% пятерок на ЕГЭ), но престиж предмета (и языка) поднимет однозначно.