Поступил комментарий от профессора Мадины Хакуашевой:
"В некоторых школах появилась следующая установка: если Ваш ребенок не знает (или плохо знает) родной язык, его определяют в группу «русский как родной», не предоставляя альтернативы.Преподаватели не проходят курсы повышения квалификации, учебники физически и морально устаревшие, их количество недостаточно, чтобы охватить всех учащихся. Хотя сейчас на уровне Мин. обр-я КБР был объявлен конкурс на написание новых учебников, даже заложена определенная сумма. Количество часов не сократилась благодаря большому отрицательному резонансу и высокому уровню резистентности общественного сопротивления.
Мы, в частности общественная черкесская организация Жилабзэ (язык народа), рассматриваем как одну из самых перспективных полилингвальную поликультурную модель образования, разработанную и внедренную профессором Т.Т. Камболовым. Она успешно на протяжении ряда лет функционирует в Северной Осетии.
В феврале этого года мы посетили кафедру ЮНЕСКО при Североосетинском пединституте, которую возглавляет Т.Т. Камболов. Тамерлан Теймуразович и члены кафедры ознакомили нас с принципами работы, обещали помочь во всех начинаниях. Мы обратились с письмами к Главе КБР, министрам с просьбой поддержать нашу инициативу и внедрить подобную образовательную модель в КБР. В ноябре 2019 года мы пригласили проф. Камболова в Нальчик, провели Круглый стол с участием представителей научных учреждений, министерств, ведомств, Администрации Главы КБР, общественности республики.
Выступление Т.Т. Камболова произвело большое впечатление на присутствующих и открыло большие перспективы параллельной образовательной системы.
Считаю наиболее перспективной полилинвальную поликультурную образовательную модель Камболова. Она уже широко апробирована, у нее тщательно разработанная методическая база, хорошие результаты. Внедрение подобной системы позволит существенно сэкономить время, которое сейчас работает против нас: мы форсированными темпами теряем носителей родных языков. Долгий процесс разработки новых программ может нас привести к критической точке невозврата в отношении сохранения родных языков".
27 дек., 21:04
Да, болеем мы немного:
Ведь собравшись в этом блоге,
Торопились обсуждать.
Значит, тема та заметна,
Значит ищем мы ответа,
Чтоб язык наш возрождать!
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры! Огромное спасибо за дискуссию. За то, что вы нашли время в такой напряженный предновогодний период прийти на эту площадку. С Новым годом! пусть родные языки никогда не исчезнут в этом мире!Спасиб большое за организацию!Дискуссия будет обощена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге на КУ.
Дискуссия будет обощена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге на КУ.
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться.Никаких дискриминационных ограничений быть не должно.Вопрос к экспертам, как они считают: учить родной язык надо как русский с 1 по 9 класс и далее или достаточно нескольких первых классов?
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах)Полностью поддерживаю идею создания своих мультфильмов и игр, так как дети активно пользуются гаджетами, а значит, это послужит хорошим рычагом для сохранения менталитета.
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах)Если можно помечтать (хотя в некоторых странах это самая что ни на есть реальность), я бы хотела кардинально изменить систему образования в школах - во-первых, изучать хотя бы некоторые предметы на родном языке (природоведение или окружающий мир, литературу, устная речь - ораторское искуссвто, письменная речь - совмещенная с написанием историй, кног, журналов, статей) альтернативными методами, по возможности за пределами школы, классной комнаты и в игровой форме, совмещать теорию и практику, погружать детей в мир национальной культуры.
Очень важным является прикладной характер приобщения детей к национальной культуре и языку, а также соответствие этой модели обучения принципам традиционного культурного этикета - принципу взаимоуважения и доверия между детьми и взрослыми, которые выступают в роли союзника, ментора, и помощника в процессе самообучения (упор на самостоятельность, свободу в пределах допустимого, свобода передвижений, индивидуальный подход к заданиям, отсутствие оценок, разновозрастные группы, передача знаний осуществляется не только вертикально (педагог-ученик), но и горизонтально ученик-ученик).
цитата: shibzukho Три фантазии:1. Черкесский язык должен изучаться в объемах равных объему изучения русского языка с 1-го по 11 класс с обязательной итоговой аттестацией.Извиняюсь, "на знание родного языка"2. Разработка и реализация республиканского проекта по постепенному переходу на обучение в школе на родных языках.
3. Обязательна аттестация всех работников гос. учереждений на знание русского языка
2. Современный качественный развлекательный и познавательный контент. В том числе шоу с вовлечением зрителей/слушателей, чтобы можно было позвонить/проголосовать и т. д.
3. Понятная и простая поддержка „низовых инициатив“, в том числе микрофинансовая. Если ребята делают разговорный клуб или самодеятельный театр, им надо помочь с помещением, организационными расходами, объявлениями.
2. Разработка и реализация республиканского проекта по постепенному переходу на обучение в школе на родных языках.
3. Обязательна аттестация всех работников гос. учереждений на знание русского языка
цитата: fatimahцитата: Наима НефляшеваВот именно, Индира: двуязычие в нашем случае - оптимальный вариант, поскольку живем все-таки в твердом и неутихающем этническом разнообразии. Более того, возможно при этом и усугубление такой полигранности: к примеру, наша трехлетняя малышка, увидев сыр на столе, "къуае" знает четко, но тут же добавит: "cheese". И распределение лексических источников при этом таково: русс. яз. - чаще мама, адыг. яз. - чаще тата, англ. яз. - спутниковые каналы. И я этому не хочу противиться, поскольку, по моему мнению, языковое обогащение (конечно, с желательным упором на родной) не может быть негативно.Поступил клмментарий от Нефляшевой Индиры, кандидата филологичексих наук, эксперта
АРОО Ассоциация лингвистов-экспертов "Аргумент","Вопрос сохранения национальных языков не исчерпывается лишь решением проблемы обучения. Для того, чтобы язык был жизнеспособным, он должен активно функционировать во всех сферах: помимо того, чтобы быть средством общения, он должен обслуживать и такие сферы, как наука, делопроизводство, право. И если с устной и письменной коммуникацией у нас более-менее хорошо обстоят дела (по крайней мере вектор положительных изменений демонстрирует интернет и социальные сети, оказалось, что в этой новой формации устного языка в форме письменного национальные языки успешно конкурируют с русским), то в других дискурсах национальные языки утрачивают свои позиции или даже не проявляются вовсе. Вряд ли национальные языки могут стать языками науки (может быть, метаязыком для лингвистических и литературоведческих исследований), но за реальное двуязычие в государственно-правовой сфере можно побороться".
2 Включение в ФГОС родных языков в качестве главной образовательной компетенцией с обязательной итоговой аттестацией.
3 Издание УМК на родных ящзыках за счет федерального бюджета
цитата: Зарема Цеева1. +цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах)1. Сделала бы условием занятия должностей на госслужбе знание государственного языка республики2. Создала бы телевидение современного формата с полноценным вещанием с раннего утра до позднего вечера на родных языка с актуальным контентом
3. Создала бы большое количество мобильных приложений и игр популярного формата на родном языке, которые могли бы успешно конкурировать с популярным контентом на других языках.
Ну, можно же помечтать под Новый год!))
2. +++
3. +++
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах)1. Сделала бы условием занятия должностей на госслужбе знание государственного языка республики
2. Создала бы телевидение современного формата с полноценным вещанием с раннего утра до позднего вечера на родных языка с актуальным контентом
3. Создала бы большое количество мобильных приложений и игр популярного формата на родном языке, которые могли бы успешно конкурировать с популярным контентом на других языках.
Ну, можно же помечтать под Новый год!))
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах)1. Установил бы обязательность изучения родных языков в школах для коренных народов;
2. Сделал бы подробную дорожную карту развития языков с полным финансированием из бюджета;
3. Финансировал бы популяризацию родных языков в семьях, быту, а также развивал бы их изучение в высших учебных заведениях.
цитата: Ибрагим Махтибековпоправка к первому пункту - так же создание видео и аудиоконтента на родных языках + плюс по примеру Якутии производство своих фильмов на своих языках.цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, у меня ко всем вопрос. Какие бы три меры (проекта) в отношении сохранения и развития родных языков вы бы приняли, если бы обладали неограниченными возможностями? (учитывая предновогодние дни. подумаем о чудесах)1. Перевод современных художественных и анимационных фильмов на родные языки.2. Создание онлайн школ и академий обучения родным языкам
3. Проведение плановых этнофестивалей и летних лагерей где по регламенту обязательно говорить на родном языке.
поправка к третьему пункту - проведение этнолагерей для детей где вся программа построена на родном языке