о новом фильме на осетинском "Ма" Валентины Бесоловой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В сети стал доступен короткометражный фильм "Ма" Валентины Бесоловой, о котором я писала ранее. Это дипломная режиссерская работа Бесоловой, снятая в Осетии на осетинском языке с русскими субтитрами:

Напомню, что сняла фильм Валентина Бесолова, которая выросла в Алагире, Северная Осетия. После окончания медицинского ВУЗа по настоянию отца, решила заняться тем, что ей самой интересно - кино. Фильм - дипломная работа Бесоловой в Московской школе кино. Половину бюджета на фильм собрали на краудфандинговой платформе - 275 тысяч. В остальном справлялись в основном своими силами. 

осторожно, спойлеры

Фильм длится 17 минут и это кусочек жизни сельской семьи - матери и дочери. Становится понятно, что в семье был ещё сын, но он погиб в каких-то военных действиях. Всё, что от него осталось - военная сумка, её привозит родственник и выражает соболезнования, мол такая судьба у твоего сына, он погиб ради нашего общего блага.  Мать отказывается принимать эти вещи, говоря, что они не имеют отношения к её сыну.

Мать носит траур, между ней и дочерью явно нарушена коммуникация. Матери кажется, что дочь продолжает жить дальше, играет с собакой и гоняет по селу на жигулях. Мать, убитая потерей сына, будто не может простить дочери жизнь и хочет заставить её почувствовать то, что чувствует она сама. Поэтому ночью она травит любимого пса дочки и закапывает его, чтобы наутро дочь искала свою собаку и не понимала куда он пропал, терзала себя мыслью жив он или мёртв.  Но на следующий день матери придётся раскаяться в том, что она сделала, потому что она поймёт, что дочь тоже переживает потерю брата, просто по-своему. Мать выкапывает мёртвую собаку и приносит дочери - потому что знает, что возможность оплакать потерю это своего рода утешение, которого она сама была лишена. 

Мне фильм понравился, я не ожидала, что дипломная работа будет о таких сложных чувствах. Очень надеюсь, что на этом Бесолова не остановится и будет снимать дальше независимое авторское кино и, конечно, находить на это бюджеты. 

Как-то сложно удержаться и не вспомнить недавнюю премьеру - фильм на осетинском  "Семь чёрных бумаг", о котором я писала ранее. Это ведь тоже молодой совсем режиссер, в обоих фильмах есть мать, пережившая потерю, и это даже одна и та же актриса.  Тогда на пресс-показе режиссёр сказал, что для того, чтобы осетинское кино возродилось, нужны лишь деньги. Ну вот мы видим два примера - фильм снятый за копейки неопытными людьми и фильм с госбюджетом, профессиональной командой и известным продюсером.

Для меня очевидно, что одних денег мало. Скажем, у создателей "Семи чёрных бумаг" была какая-то там самая дорогая камера, но операторская работа довольно банальная при этом - если это мать, на которую обрушивается весть о смерти сына, то камера тоже обрушивается на неё, этот пафос отталкивает. В "Ма" камера дешёвая и не выпендривается, просто наблюдает за героями, двигается с ними, создавая ощущение близости.

Ещё очевидно, что осетинского кино нет не потому что нет денег, а потому что нет желающих снимать авторское независимое кино, как это сделала Бесолова. Она ведь смогла это сделать за копейки, почему этого не делают другие?

Что определённо радует, так это то, что мы уже можем сравнивать и дискутировать об осетинском кино, а это значит, что  пациент скорее жив, чем мёртв.