Госдолг Армении растет, но в рамках допустимого

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В течение последних лет проблема государственного долга неоднократно становилась проблемной темой в общественном дискурсе страны. Нынешний премьер-министр Никол Пашинян неоднократно критиковал президента Сержа Саргсяна и его правительства за увеличение государственного долга страны. На сегодня Армения вновь активно увеличивает государственный долг, делаются заимствования. В апреле-августе государственный долг увеличился на 700 млн долларов, что уже довольно существенно.

Сегодня существуют две конфликтующие точки зрения. Согласно первой, государственный долг можно и нужно увеличивать, если удастся привлечь средства под хороший процент и дальше тратить их на инвестиции и вообще вкладывать в развитие. Согласно второй, рост государственного долга приведет к росту нагрузки на фискальную систему страны, а в конечном счете – к кабальной зависимости от кредиторов.

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, какая у нас ситуация сегодня, какой она была раньше и что вообще делать с государственным долгом?

График 1. Ежемесячная динамика государственного долга Армении (на начало периода, млн. долл.)

Как мы видим, в периоды без кризиса государственный долг стабилен, то есть финансируется, проценты выплачиваются и необходимости в новых заимствованиях нет, тогда как в кризисные периоды долг растет и устойчиво. Кроме того, под конец года обычно берутся заимствования, чтобы покрыть новые выплаты, которые требуется сделать в краткий срок. Однако периодов стабильного госдолга было не так уж много, а в остальное время государственный долг рос. За период, представленный на графике (интервал, по которому данные представляет Минфин), стабильным долг был в октябре 2013-марте 2015 гг. и янв.2018-авг.2019 гг.

Тот рост, который мы видим в последние месяцы, заметен, но не катастрофичен. Также стоит отметить, что в первую очередь он происходит за счет внутреннего долга, который с начала кризиса вырос более чем на 20%.

График 2. Темп роста госдолга за последние 12 месяцев (начало апреля=100)

Весь государственный долг к началу сентября вырос на 9.3% по отношению к началу апреля. Это примерно 5% ВВП, что существенно. Но не так уж существенно, если смотреть в более широком диапазоне (см. график 1) и довольно типично для кризисного периода. Стоит также отметить, что кризис 2020 года тяжелее для экономики, чем кризис 2014-6 гг., хотя и не дотягивает по тяжести до кризиса 2008-9 гг. Тогда и рост долга был куда существеннее. Отметим, что внутренний долг по сравнению с внешним имеет ряд преимуществ. Он, как правило, не приводит к дефолту, а страна не оказывается в зависимости от курса валюты, когда понижение обменного курса приводит к росту долговой нагрузки. Доля внутреннего долга во всем государственном долге (включая долг ЦБ) выросла с 14.5% в начале 2013 года до 19.1% к маю 2018 года, 21.5% к апрелю 2020 и 24% на данный момент.

Именно внешний долг создает риски для экономики и делает ее уязвимой. Но внутренний долг может являться и более тяжелой нагрузкой, поскольку проценты по нему выше и в них заложен риск девальвации драма, который выше, чем у доллара. Поэтому стоит взглянуть на долговую нагрузку как внешним долгом, так и всем долгом.  

График 3. Долговая нагрузка армянской экономики, 1998-2020

Примечание: пересчет основан на переоценке объема ВВП Армении до 2012 года (оценка ВВП по СНС-2008), а также на полном учете государственного долга, включая внутренний долг

Здесь мы видим, что рост долговой нагрузки не такой стремительный как в 2008-9 гг., но превышает середину 2010-ых гг., если говорить о совокупном долге, и не очень существенен, если говорить только о внешнем долге. Для сравнения кризиса с предыдущими в макроэкономике, см.: Экономика Армении на фоне глобального кризиса. Стоит, однако, учитывать, что стремительность роста тогда была вызвана в том числе низкой базой, сформировавшейся в 2005-8 гг. из-за увеличения скорости роста экономики сверх всякой меры, формирования пузыря и завышения курса армянского драма начиная с 2003 года. См.: Изнанка «Кавказского тигра». Ошибки экономической политики Армении в 2000-е гг. и уроки для нынешнего кризиса.

Нынешний кризис, однако, еще не закончился. От кризиса 2008/9 гг. он отличается тем, что спад не столь резкий и быстрый, но более растянутый по времени. Пока что пик кризиса не пройден, поэтому подводить итоги мы, к сожалению, еще не можем.

Потенциальные риски на данный момент заключаются в том, что будут сокращаться внешние резервы из-за войны: Вторая Карабахская война. Начало. Это может привести к тому, что ЦБ захочет пополнить резервы за счет иностранных средств. Другие риски включают в себя: снижение обменного курса драма к доллару, которое очень медленными темпами, но уже начало происходить с конца июня. Вследствие этого, ВВП в долларовом выражении сократится, а на размер долга это, естественно, не повлияет. Еще один риск – углубление кризиса, связанного с коронавирусом и углубление бюджетного дефицита, а также рост расходов на здравоохранение вследствие ожидаемой и уже происходящей второй волны коронавируса в Армении. Все это также приведет к росту заимствования и, как следствие, долговой нагрузки.

Обычно сравнительно комфортной для государства долговой нагрузкой считают долг, не превышающий 50-60% ВВП. Если моя предварительная оценка реализуется (она была сделана до начала войны), то соотношение внешний государственный долг/ВВП достигнет 49%, а совокупный государственный долг составит 65% ВВП. Это довольно много, но все еще не катастрофично. Другое дело, если этот рост продолжится с теми же темпами и в 2021 году. Тогда к 2022 году Армения придет уже с более серьезной долговой нагрузкой, что будет тормозить рост ВВП.

Учитывая, что с 2008 года в Армении долговая нагрузка почти только росла, долгосрочно это выявляет опасную тенденцию. Дело в том, что во время кризисов долговая нагрузка растет, но в остальное время надо стремиться к ее снижению, чтобы к следующему кризису был определенный люфт. Страны, у которых соотношение долга к ВВП достигает 100%, особенно если большая часть этого долга – внешний долг, оказываются крайне уязвимыми перед лицом кризиса; в хороший год соотношение долг/ВВП правильно снижать до того уровня, который был до предыдущего кризиса, чтобы сохранить устойчивость перед лицом будущих кризисов. Греция этим правилом пренебрегала и, в итоге, испытала финансовый, а вслед за ним и макроэкономический шок.

Если посмотреть на государственный долг Армении в контексте, то лучше всего это делать на постсоветском пространстве. Все страны начинали с нулевого долга, кроме России, взявшей на себя имущество и долги СССР. Впрочем, часть долгов России простили, так что изначальная долговая нагрузка для России, хотя и была большой, но довольно быстро сократилась. На постсоветском пространстве ситуация у Армении не лучшая. В 2007 году Армения была на 7 месте по соотношению госдолг/ВВП, в 2013 году на 6 месте, а в 2018 уже на третьем. 

График 4. Сравнение долговой нагрузки стран бывшего СССР


Источник: IMF World Economic Outlook 2020/2.

Довольно благополучная ситуация у стран-экспортеров энергоресурсов. Долговая нагрузка у этих стран куда ниже. А лучше всего показатели у Эстонии. Скорее всего, это показатель качества управления. Но окончательный вывод не буду делать: для этого необходимо глубже изучить структуру долга Эстонии.

В мировом масштабе ситуация в Армении выглядит куда лучше; страна и сейчас находится лишь в середине мирового распределения. По состоянию на 2018 год по размеру соотношения госдолга к ВВП Армения находилась на 93 месте из 185 стран, по которым имелись данные. Однако, как уже было сказано, правильно сравнивать не со всем миром, а именно с постсоветским пространством, поскольку какая-нибудь Бельгия эти долги накапливает куда дольше.

Взглянем на структуру государственного долга. По состоянию на 30 июня 2020 года она выглядит следующим образом.

 

Сумма,

млн. долл. a

% от всего a, g

Государственный внутренний долг b

1,735.2

22.5

… Государственные казначейские облигации c

1,600.1

20.7

… … Государственные краткосрочные облигации (до года)

72.0

0.9

… … Среднесрочные купонные облигации частичного погашения (1-5 лет, большинство – 4-5 лет)

446.1

5.8

… … Долгосрочные купонные облигации (от 6 лет и дольше)

1,069.3

13.9

… … Сберегательные облигации

12.7

0.16

… Государственные облигации в иностранной валюте, приобретенные резидентами

141.8

1.8

Внешний государственный долг (правительство и Центральный Банк)

5,981.6

77.5

… Многосторонние кредитные программы d

3,836.7

49.7

… … Всемирный Банк/ВБ (международное агентство развития)

980.7

12.7

… … ВБ (Международный банк реконструкции и развития)

816.0

10.6

… … Европейский Банк реконструкции и развития

19.2

0.25

… … Международный фонд развития сельского хозяйства

63.3

0.82

… … Фонд международного развития ОПЕК

52.6

0.68

… … Азиатский Банк развития

773.6

10.0

… … Международный валютный фонд (МВФ) e

503.3

6.5

… … Европейский Союз

73.3

0.95

… … Евразийский Банк развития (Евразийский Фонд стабилизации и развития)

309.5

4.0

… Двусторонние кредитные программы f

1,155.0

15.0

… … США

15.5

0.20

… … Германия (KFW)

373.0

4.8

… … Франция e

137.9

1.8

… … Япония (JICA)

224.3

2.9

… … Российская Федерация

378.0

4.9

… … Фонд развития Абу-Даби

4.3

0.06

… … Импортно-экспортный банк Китая

22.0

0.29

… Коммерческие банки

19.8

0.26

… … КБС банк (Бельгия)

3.0

0.04

… … Райфазнбанк (Австрия)

7.6

0.10

… … Эрстебанк (Австрия)

9.1

0.12

… Государственные облигации в валюте, приобретенные нерезидентами (долг правительства)

955.7

12.4

… Государственные казначейские облигации, приобретенные нерезидентами

6.7

0.09

… Внешние гарантии

7.9

0.10

Примечания:

a Сумма по отдельным группам может незначительно отличаться от общей цифры по категории из-за округления.

b При расчете внутреннего долга 1 долл.=483 драм.

c Включает в себя государственные облигации в иностранной валюте на сумму в 6.7 млн долл., приобретенные нерезидентами. Входит в категорию «Государственные казначейские облигации» и ее субкатегории, но является частью внешнего долга.

d в том числе на сумму 3,477 млн долл. – долг правительства и 359.2 млн – долг ЦБ.

e основной прирост внешнего долга пришелся на МВФ в размере ~250 млн долл., еще на 11 млн – от Франции

f включая 1,039 млн – долг правительства и 115.8 млн долл. – долг ЦБ.

g До одного знака после запятой; в случае значений меньше 1%, до двух.

Источник: Статистический комитет Армении, расчеты автора

 

Рассмотрим также динамику внешнего долга (многосторонние и двусторонние кредитные программы, а также заимствования от коммерческих банков) в последние годы, млн. долл. в текущих ценах.

 

Остаток долга на конец периода

Выплаты процентов

Получение долга

Погашение

Сальдо

(D-E-C)

Прирост (Bt-Bt-1)

A

B

C

D

E

F

G

Годовые данные

2001

905.5

18.7

103.5

33.7

51.1

46.8

2002

1,025

20.2

115.7

47.9

47.6

120

2003

1,096

2.0

52.7

27.7

23.0

71

2004

1,183

9.7

121.4

86.1

25.6

87

2005

1,096

11.7

59.2

47.9

-0.4

-87

2006

1,205

10.0

93.4

46.2

37.2

109

2007

1,449

10.6

216.2

40.7

164.9

244

2008

1,577

12.1

175.8

42.1

121.6

128

2009

2,967

27.4

1395.8

44.7

1323.7

1390

2010

3,299

44.2

380.4

46.7

289.5

332

2011

3,568

50.4

320.5

51.2

218.9

269

2012

3,738

55.0

386.1

184.4

146.7

170

2013

3,202

50.2

319.4

811

-541.8

-536

2014

3,125

33.1

318.5

191

94.4

-77

2015

3,413

50.1

498.9

87.3

361.5

288

2016

3,885

59.9

645.3

104.5

480.9

472

2017

4,623

77.6

693.7

145.3

470.8

738

2018

4,690

100.4

344.3

204.7

39.2

67

2019

4,796

113.5

370.2

238.4

18.3

106

2020 (I-VI)

5,011

55.9

342.5

131.8

154.8

215

Группировка по пятилеткам

2001-5

1,096

62.3

452.5

243.3

146.9

190.5

2006-10

3,299

104.3

2261.6

220.4

1936.9

2203.0

2011-15

3,413

238.8

1843.4

1324.9

279.7

114.0

2016-20

5,011

407.3

2396.0

824.7

1164.0

1598.0

2001-2020

812.7

6953.5

2613.3

3527.5

4105.5

  

Грант Микаелян