Коронавирус в Армении: среднесуточная смертность выросла на 12-22%

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Актуальная официальная статистика

Самые свежие данные по распространению коронавируса выглядят следующим образом:

Таблица 1. Статистика инфицирования коронавирусом в Армении, данные по зарегистрированным случаям

 Категория

За день

За 3 дня

За неделю

Всего

% за неделю*

Новых случаев инфицирования

442

1103

2610

8216

31.8%

Случаев выздоровления

32

142

706

3287

21.5%

Текущих больных (на выбранную дату)

4772

3842

2928

4772

38.6%

Умершие

15

31

60

157

38.2%

Количество отрицательных тестов

811

2234

6499

46652

13.9%

 * доля последней недели от общего числа по данной категории

По состоянию на вечер вчерашнего дня в тяжелом состоянии находился 271 пациент, в крайне тяжелом 53, к аппаратам искусственного дыхания подключено 18 пациентов и, если я правильно понимаю, эти цифры включают друг друга. Неделей ранее в тяжелом состоянии было 198 человек. Вероятно, именно из этого числа погибли те 60, которых мы имеем за неделю. Отмечу также, что 17 мая в тяжелом состоянии было 98 человек, а у 690 была пневмония. За сбор и предоставление этих данных я благодарю журналиста Тиграна Петросяна.

Все развивается в соответствии со сценарием, который я описал ранее. Впрочем, это был не вероятный сценарий, а прогноз. «Отказ системы здравоохранения Армении через неделю. Новая статистика коронавируса». Конечно, и прогноз мог ошибиться, но за дни, прошедшие с тех пор, пока что предсказанные данные вполне укладываются в известную картину.

 

Прошлый прогноз и текущая ситуация

В своей прогнозной статье я, можно сказать, провоцировал панику. Не потому что таковой была моя цель, но потому, что сообщение о сотнях смертей в конечном счете не может не привести к такому результату. По сути, для того, чтобы не «распространять панику», я должен был не сообщить о результатах своего исследования обществу и соврать, более того, присоединиться к «заговору умолчания», в рамках которого широко распространен подход, по которому занижается летальность и сбивалась паника, чтобы элиты могли себя чувствовать в спокойствии. Был задан мейнстрим, для этого использовались фальсифицированные данные, использовались методологические неточности, вбросы, когнитивные искажения и неверные выводы из исходно точных данных и исследований. По методологическим неточностям я уже писал: Что мы понимаем неверно про статистику коронавируса.

В действительности, у меня нет никаких обязательств ни перед кем кроме своей совести и репутации, а поэтому моя задача информировать общество и по возможности адекватно. Говорить о том, что меньше чем через месяц в стране будут сотни смертей, в тот момент, когда в день умирает 3-5 человек – смело, но это нужно было сделать – не в качестве предупреждения, а в качестве анализа. Уже после публикации, вышли данные за 23 мая, когда умерло 4 человека «от коронавируса» и 1 человек «с коронавирусом», за 24 мая, когда умерло 6 человек «от коронавируса», 6 человек «с коронавирусом» и 1 человек (актриса Карине Бурназян) не был зарегистрирован. Вчера умерло 15 человек, и 369 на момент публикации статьи были в тяжелом состоянии (в т.ч. 53 - в крайне тяжелом). [обновление 20:47 ереванское время].

  

Альтернативные оценки смертности и «смерти по домам»

Незарегистрированная смерть может произойти тогда инфицированный не был зарегистрирован как больной, не получал медицинской помощи и скончался, либо не успев обратиться, либо не успев получить помощь в случае обращения. В ряде стран пытаются это уточнить. Например, во Франции, Бельгии и, судя по всему, Швеции, пытаются пост-фактум понять, был ли погибший инфицирован ковид-19, если были какие-то признаки этого, и в результате, происходит уточнение и регистрация умершего в числе жертв ковид-19. Это происходит с опозданием, особенно в Швеции, где в итоге достоверными можно считать данные лишь по истечении двух недель, но по крайней мере подобные уточнения происходят. В Армении на уточнения рассчитывать не стоит, поэтому придется оценивать количество жертв по итоговой демографической статистике (хотя и тут гарантии полноты демографического учета нет, к тому же есть множественные сложности с тем, чтобы использовать европейский опыт для расчетов).

Даже постфактум рассчитать число умерших будет проблематично в случае если система начнет по-серьезному не справляться даже с регистрацией. В России, видимо, это число уже не узнают; активно ведется работа по сокрытию демографических данных, в том числе недавно еще открытых. Их собираются сделать «для служебного пользования», чтобы никто не понял что на самом деле произошло. Уже есть свидетельства о том, что есть указание о том, чтобы максимально возможно смерти от ковид-19 регистрировать по другим причинам. А тот факт, что Россия собирается подать в суд на западные издания, опубликовавшие информацию об избыточной смертности в Москве, говорит об однозначной нацеленности на фальсификацию. Математик Борис Овчинников показал, что это с большой вероятностью уже факт. В Армении ситуация ненастолько выпуклая, но желание сокрыть информацию есть. Мы до сих пор не знаем, сколько людей умерло в результате Чернобыльской катастрофы или в результате Спитакского землетрясения. См. также: Сколько на самом деле погибло людей в результате спитакского землетрясения?

На данный момент пока что не следует опасаться фальсификации демографической статистики в Армении, но совсем исключить это невозможно. Если же опубликованная статистика будет честной, то и это не дает гарантии точного учета. Ожидаемая продолжительность жизни в Армении – 75 лет, а это означает, что средний (вероятно, также, модальный и медианный) возраст смерти это 75 лет. 75 лет назад был 1945 год, когда родилось гораздо меньше детей, чем в предыдущие или последующие годы. Это исходно занижает базу и не дает возможности оценить аномальную смертность адекватно.

График 1. Рождаемость в Армении, XX-XXI вв.

Это «эхо второй мировой войны» чувствуется до сих пор как в рождаемости, так и в смертности. Вообще, эхо войны - известный демографам феномен на постсоветском пространстве. Он сказывается и тут. Число смертей в последние годы ниже среднего именно по этой причине. Те, «кому пришло время умирать», не родились 75 лет назад или умерли в голодные военные и послевоенные годы. Ниже можно увидеть статистику числа смертей по месяцам за последние годы. Кроме того, в Армении число населения упало, из-за чего неизбежно упадет и число умерших.

График 2. Число умерших в Армении, по месяцам в 2013 – 2020 гг.

Среднесуточная смертность в мае за период 2013-2019 гг. составляла 73 человека, а за последнюю неделю от ковид-19 умирало в среднем 9 человек в день, то есть прирост смертности уже составляет 12% и он вырастет еще больше. Конкретно 27 мая среднесуточная смертность была превышена уже на 20.5%, а если исходить из более низкой средней смертности в 2020 году (будет окончательно понятно по другим месяцам) и влиянии карантина на снижение смертности от внешних причин (преступления и ДТП), то это влияние еще несколько выше и может достигать 22% за 27 мая и 13% на протяжении последней недели.

Такого рода исследования проводились в России, когда после аномальной жары и пожаров июля-августа 2010 года заметно выросла смертность населения. См. также: Аномальная летняя жара увеличила смертность в России; Волны жары и смертность населения. Тогда тоже сначала пытались скрыть сверхсмертность, но в итоге ее признали.

То, что люди будут умирать по домам, никаким «ноу-хау» Армении не является, это происходило везде, и в Италии, и в России, и в США, и в Испании и прочих странах, где резко выросла нагрузка на систему – точно так же резко эта нагрузка выросла и в Армении. За неделю в Армении 1904 новых зарегистрированных зараженных за вычетом выписанных, как следствие нагрузка на систему выросла в два раза. В ближайшие 4 дня она вырастет еще больше, и система начнет справляться только отчасти. Говоря об «отказе» системы, я не имел в виду власти или государство как таковое. Также я не имел в виду, что она перестанет работать в принципе. Но она практически перестает работать на "прием", что видно по доле положительных тестов. В действительности эта доля сейчас предельно высока (25-40%), выше она быть не может (из-за того что врачи и некоторые чиновники регулярно тестируются вне зависимости от симптомов и прочих причин). 

Хаггын.аз, конечно, сделал «вкусный» заголовок с моим именем, но я им не хозяин, для провокации сойдет; имеют право. По крайней мере эти слова я говорил.

Единственное что здесь надо сказать, что оценки свои я делаю в частном лице, как блогер или как исследователь, но они не согласованы, не выражают мнения и не являются результатами совместной работы в рамках Института Кавказа или Кавказского Узла. Эти организации также не несут никакой ответственности за сделанные в данном блоге оценки.

 

Результаты моделирования и прогнозы

А теперь результаты моих исследований по ситуации с коронавирусом в Армении.

Таблица 2. Официальные vs оценочные данные по распространению COVID-19 в Армении по состоянию на 23:59 27 мая

 

Официальные регистрационные данные

Оценка, основанная на модели, сценарии

А (Масочный режим помогает)*

В (масочный режим не помогает)

Всего инфицированных

8,216

60,543

69,637

… выздоровело

3,287

5,930

5,930

… активных инфицированных

54,454

63,549

… … в инкубационном периоде

20,921

30,016

… … пост-инкубационный период

4,770

33,533

33,533

… … … бессимптомные (симптомы не будут выражены в будущем)

15,178

15,178

… … … симптомы выражены

18,355

18,355

… умерло

113

159

159

… новых инфицированных за день

442

3,694

7,283

Rt (27 мая)

1.49

1.76

2.34

* речь идет об обязательном ношении масок начиная с 25 мая и объявление об этом заранее

Как мы видим, на данный момент заразны 33.5 тысяч человек, у которых уже закончился инкубационный период, из которых государству известно лишь о 4.8 тыс. Также, заразными могут быть и часть тех, у кого еще не закончился инкубационный период, но об этом еще известно довольно мало, так что пока что примем, что они не заразны. Тогда заразных примерно 1.2% населения, а за исключением протестированных и изолированных – 1% населения.

Рост заболеваемости на данный момент очень значителен и мои оценки по числу инфицированных могут и недооценивать ситуацию (если исходить из предположения о более низкой летальности вируса, чем заложено в мою модель). В таком случае итоговое количество умерших окажется меньше, но от этого количество умерших на период до 16 июня не изменится все равно. Тогда мы просто сможем говорить об еще большем уровне инфицирования населения по сравнению с моей оценкой. Мой прогноз от 23/24 мая был таким: Даже если после 25 мая никто не заразится, число умерших составит от 500 до 900 человек к 16 июня и даже не все из них будут зарегистрированы (скорее всего около двух третей), в том числе более 400 человек как умершие непосредственно от коронавируса.

С тех пор у нас появились данные за еще 5 дней. Они почти идеально укладываются в модель. Поэтому немного уточним прогноз. Максимальное количество умерших от коронавируса или обострений, связанных с ним на 16 июня, составляет 878 человек, минимальное – 570. Это число включает в себя уже умерших 113-159 человек. Но при этом, какую часть и как зарегистрируют я говорить не берусь, поскольку число зарегистрированных умерших также неточно и манипулируемо. Начиная с 30 апреля, 81 случай был зарегистрирован как умершие от коронавируса, 44 как умершие с коронавирусом и еще по меньшей мере 1 не был зарегистрирован. Вчера зарегистрировали 15 умерших от коронавируса, но ни одного умершего с коронавирусом, тогда как раньше это число распределилось бы как 9:6. Возможно, сейчас нужно увеличить дозу паники, чтобы заставить людей соблюдать режим ношения масок, но впечатление от манипуляции данными остается. В будущем я его проверю, если будут на то основания. На данный же момент скептики могут считать это мнение спекуляцией, поскольку оно подтверждено лишь личными впечатлениями.

Ну и как итог, оценка летальности вируса на основании оценок результатов моделирования.

Таблица 3. Оценка летальности COVID-19 в Армении (март-май 2020 г.)

 

Официальные регистрационные данные

Оценка, основанная на модели, сценарии

А (Масочный режим помогает)*

В (масочный режим не помогает)

Case fatality rate

1.375%

0.73%**

Infection fatality rate

0.263%

0.228%

Летальность по закрытым случаям

3.3%

2.6%

Летальность со сдвигом даты***

3.4%

1.66%

* речь идет об обязательном ношении масок начиная с 25 мая и объявление об этом заранее; ** число текущих и завершенных случаев перенесения болезни с симптомами; *** наиболее адекватный показатель летальности

Один из читателей меня регулярно упрекает в том, что я не говорю, что нужно делать, а только анализирую и критикую. На мой взгляд, я пока только анализирую, но я планирую написать текст о том, какими были ошибки в планировании и ответе на эпидемию, о том, что нужно было делать с самого начала, а также, о том что нужно делать для того, чтобы выходить из ситуации, учитывая положение на данный момент.

Также, комментаторы на ФБ зачастую обращали внимание на разницу в возрастной структуры Армении и Италии и исходящую из этого более низкую ожидаемую летальность в Армении. К этому вопросу надо будет обратиться отдельно, полностью обстоятельно. Я пока могу сказать, что придерживаюсь своей оценки летальности для Армении, но допускаю, что там будет и другой результат. Данных по возрасту пока нет и нет представления о том, какими они будут. Но оценить половозрастные показатели демографии критически важно для понимания перспективы летальности COVID-19 в Армении и влияния на общую смертность. После этого в целом тему COVID-19 для Армении можно будет считать раскрытой с демографической и эпидемиологической точки зрения (до тех пор пока не будут получены итоговые результаты, позволяющие оценить верность оценок, сделанных здесь.

 

Грант Микаелян